12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Людмила Валентиновна320
Россия, Омская обл., село Аёв

Быть готовым к школе уже сегодня —  не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе — значит   быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер, A. Л. Венгер

Актуальность темы

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

         Дети, посещающие детский сад, более общительны, легче устанавливают контакт с учителем и сверстниками, свободнее чувствуют себя в коллективе, умеют соблюдать санитарно – гигиенические правила, не боятся оставаться в школе без родителей. «Домашние» дети, напротив, часто не имеют необходимых навыков общения и работы в коллективе.

       Поступление в школу – сложнейший период в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную; изменяется его социальное окружение – появляются одноклассники, учителя; изменяется уклад его жизни. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменения новой жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, учению.

       К сожалению, более 40% детей  дошкольного возраста в России по разным причинам не получают дошкольного образования.  

     Набирая  первый класс,  я  собрала базу данных о будущих первоклассниках.   Из 16 дошколят  7 не посещали детский сад. 44 % детей остались за рамками системы дошкольного образования по разным причинам:

- закрытие ДОУ в селе ;

- дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях   в связи с  повышением рождаемости;

- состояние здоровья детей;

- отсутствие финансовых возможностей у родителей в связи с повышением оплаты за детский сад;

- отдалённость детского сада « Малыш» от села.

     Педагогом – психологом  нашей школы было проведено психодиагностическое исследование.

     Цель: определить готовность дошколят к обучению в школе, что позволило бы дать рекомендации учителю, который будет заниматься с дошколятами и родителям для проведения индивидуальной и групповой коррекции.

     В исследовании применялись следующие методики:

Исследуемые функции

Автор и название теста

1.

Мотивационная готовность

Венгер А.Л., Бугрименко Е.Л. « Тестовая беседа»

2.

Слуховая память

Векслер Д. Субтест « Повторение цифр» часть 1

3.

Концентрация внимания

Векслер Д. Субтест « Повторение цифр» часть 2

4.

Переключение и распределение внимания

Немов Р.С. « Поставь значки»

5.

Классификация (логическое мышление)

Марцинковская Т.Д. « Четвёртый лишний»

6.

Звуковой анализ

Диагностико – прогностический скрининг Е. Екжаковой

7.

Саморегуляция

« Тест копирования бессмысленных слогов» Ю.З. Гильбух

8.

Мелкая моторика

Диагностико – прогностический скрининг Е. Екжаковой

9.

Воображение

Дьяченко О.М. « Дорисовывание фигур»

10.

Предпосылки учебной деятельности

Опросник для воспитателя

11.

Элементарные математические представления

Аргинская И.А. « Методика изучения сформированности ЭМП»

12.

Школьная зрелость

Диагностико – прогностический скрининг Е. Екжаковой

     По результатам проведённого психодиагностического исследования были сделаны следующие выводы: до начала занятий у дошколят почти все исследуемые функции развиты ниже среднего уровня.

 ( Приложение.  Таблица 1).

     Выявленные проблемы можно решить с помощью реализации проекта « Без пяти минут школьник».   

      Таким образом, проблема подготовки к школе в условиях  села как фактор повышения  качества обучения, предупреждения неуспеваемости, здоровьесбережения   и   развития  детей является актуальной  и способствует преемственности дошкольного и начального образования.

Цель:   помочь ребенку безболезненно преодолеть адаптационный период  приобщения к школьной жизни.

Задачи

1. Снятие психического стресса перед школой;

2. Развитие любознательности как основы познавательной активности;

3. Развитие интеллекта, творческого воображения;

4. Формирование коммуникативных умений, доброжелательности, умения общаться с взрослыми и сверстниками;

5. Воспитание организованности, дисциплинированности, коллективизма, уважения к старшим.

6. Оказание квалифицированной  консультативной помощи родителям.

Основные концептуальные положения проекта

     Концептуальной основой проекта является идея преемственности между дошкольным  и начальным образованием, а также «Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), подготовленная Ш.А. Амонашвили, М.М Безруких, Н.Ф. Виноградовой.

      Работа по подготовке ребёнка к школе  строится с учётом психофизиологических закономерностей развития детей данного возраста. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт его за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».

      В основе подготовки, содержания занятий взята программа  «Преемственность», руководитель проекта Н.А. Федосова.

     Содержание программы  выстроено по принципу необходимости и достаточности для всестороннего развития детей и включает следующие образовательные направления: развитие математических способностей, речевое развитие, экологическое воспитание.

       Занятия не рассматриваются как более раннее изучение программы первого класса, так как  наличие знаний само по себе не определяет успешность в обучении, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

     Основу организации занятий определяют следующие принципы:

- единство развития, обучения и воспитания;

     - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

- комплексный подход;

- системность и последовательность;

- наглядность;

- доступность.       

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Основные направления деятельности

Срок реализации

 

1–й этап – прогностический

1. Собрать базу данных о детях, не посещающих детский сад, которые придут учиться в МОУ

« Аёвская СОШ».

2. Определить основные направления работы.

Составление социального портрета дошколят.

Определение участников проекта.

Изучение специальной литературы.

 

 

2–й этап – подготовительный

1.Довести до сведения родителей об организации предшкольной подготовки.

2.Скорректировать  программу по подготовке детей к  обучению в школе.

Индивидуальные беседы с родителями.

 

 

 

Анализ  программы,
составление расписания.
 

 

 

    3–й этап – деятельностный

1. Вооружить родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями.

 

 

 

 

 

 

2.Выявить уровень готовности детей к обучению .

3.Разработать стратегию и тактику обучения детей с учётом выявленных особенностей и возможностей.

Проведение  родительского собрания « Первый год в школе: проблемы, пути их решения».

Анкетирование и тестирование родителей.

( Приложение.  Анкеты.)

Индивидуальные консультации учителя и педагога – психолога о готовности ребёнка к школе.

Психодиагностическое  исследование готовности детей в школу.

Проведение занятий по программе « Без пяти минут школьник».

 

 

4–й  этап – итоговый

1. Подвести итог проделанной работе.

Проведение диагностических срезов.

Анализ результатов совместной деятельности учителя, родителей, педагога – психолога.

 

 

Система управления проектом

     Для управления проектом создаётся рабочая группа под руководством заместителя директора по УВР. 

     Заместитель директора по УВР осуществляет контроль за организацией образовательного процесса, ведением документации.

     Учитель начальных классов проводит занятия и развивающие уроки для  дошколят; проводит родительское собрание, анкетирование и тестирование родителей, беседы и  консультации для родителей.

     Педагог - психолог школы проводит диагностику с целью выявления уровня развития детей и их школьной готовности, проводит консультации для родителей, работает с индивидуальными картами личностного развития детей.

Полученные  результаты

     В конце предшкольной подготовки   педагогом – психологом   было проведено повторное психодиагностическое исследование.  Результаты показаны в таблице 1.

     По итогам психодиагностического исследования в конце первой  четверти 1 класса 88 % детей достигли высокого уровня адаптации, 12 % - среднего. (Диаграмма 1). Таким образом, предшкольная подготовка позволяет предотвратить развитие дезадаптации, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и в конечном счёте содействует их развитию. (Диаграмма 2 и 3). Дети стали более коммуникабельными: увереннее чувствуют себя в общении со взрослыми и сверстниками, легче устанавливают контакты, повысилась регуляция поведения и двигательная активность.

     А родители  чётко знают требования предъявляемые школой к ребенку, готовы создать психологический портрет своего ребенка, как будущего школьника, умеют наметить пути преодоления трудностей в обучении по мере их появления.

      В  нашей школе  дошколята занимались в студии раннего развития от МКОУ ДОД « Центра развития творчества детей и юношества». Второй год мы занимаемся с детьми по трёхмесячной программе.

      Я считаю, что в организации предшкольной подготовки должна быть заинтересована каждая школа, так как создаются условия для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.      Результаты исследования:

Исследуемые функции

 До  начала предшкольной подготовки

  В конце предшкольной подготовки          

Высо

кий

выше сред

него

Сред

ний

ниже сред

него

Низ

кий

Высо

кий

выше среднего

средний

ниже среднего

Низ

кий

1.

Мотивационная готовность

14%

 

14%

29%

43%

43%

 

43%

14%

 

2.

Слуховая память

 

 

29%

43%

28%

 

14%

57%

29%

 

3.

Концентрация внимания

 

 

29%

28%

43%

 

14%

72%

14%

 

4.

Переключение и распределение

внимания

(работоспособность)

 

 

 

43%

57%

 

 

43%

57%

 

5.

Классификация (мышление)

 

 

14%

57%

29%

 

14%

72%

 

14%

6.

Звуковой анализ

 

 

 

43%

57%

 

29%

28%

43%

 

7.

Саморегуляция

 

 

57%

29%

14%

14%

43%

43%

 

 

8.

Мелкая моторика

 

 

29%

57%

14%

 

29%

57%

 

14%

9.

Воображение

 

14%

57%

29%

 

 

28%

72%

 

 

10.

Предпосылки учебной деятельности

 

 

57%

29%

14%

 

57%

29%

14%

 

11.

Элементарные  математические

 представления

 

 

29%

57%

14%

 

43%

43%

14%

 

12.

Школьная зрелость

 

 

43%

43%

14%

 

43%

43%

14%

 

ТЕСТЫ И АНКЕТЫ

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

8. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

9. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

10. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

11. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

12. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

13. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

14. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 12 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 7-11 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 6 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.

Ф.И.О. родителей _____________________________________________________

Расскажите о своем ребенке  (Ответ нужно дать на каждый вопрос)

1. Что больше всего любит делать ваш ребенок?

___________________________________________________________________

2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?

___________________________________________________________________

3. Что может вызвать у него наибольшую радость?

___________________________________________________________________

4. Что ему активно не нравится?

___________________________________________________________________

5. Что дается трудно?

___________________________________________________________________

6. Что у ребенка вызывает:

обиду; ___________________________________________________________

гнев; слезы? ______________________________________________________

7. Какие действия и поступки вашего ребенка вас:

раздражают; ______________________________________________________

вызывают гнев; ___________________________________________________

выводят из себя; __________________________________________________

беспокоят? _______________________________________________________

8. Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы? _______________________________________________________

____________________________________________________________________

9. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь их избежать?

____________________________________________________________________

10. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готовности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют) вас больше всего? __________

Анкета для родителей 2

1. Как вы оцениваете поведение своего ребенка в коллективе

А) дружелюбным                              Г) спокойным

Б) драчливым                                    Д) легковозбужденным

В) дисциплинированным                 Е) раздражительным

2. Как вы оцениваете навыки опрятности своего ребенка

      А) аккуратен

      Б) неряшлив

      В) владеет навыками самообслуживания

      Г) нуждается в постоянной опеке, не способен обслуживать себя.

3. Что радует вас в вашем ребенке на сегодняшний день?

4. Что беспокоит вас. В чем видите проблему с приходом в школу?

5.  Посещал ли вас ребенок детское  дошкольное учреждение?

6.  Как вы оцениваете готовность своего ребенка к обучению.

А) легко запоминает

Б) ориентируется во времени

В) способен внимательно слушать

Г) усидчив.

7. Есть ли отклонения в состоянии здоровья. Какие?

Опубликовано в группе «Переход ребенка из детского сада в школу. Трудности, проблемы, пути их решения...»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.