Презентация для родительского собрания в 9 классе по теме «ОГЭ по обществознанию: требования, содержание, критерии оценивания»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Презентация для родительского собрания в 9 классе по теме «ОГЭ по обществознанию: требования, содержание, критерии оценивания» Подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ №18 с УИОП г. Орехово-Зуево Байтерякова А.Ф.
План: 1. Что такое ОГЭ? 2. Структура ОГЭ по обществознанию: - требования; - содержание; - критерии оценивания
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Является одной из форм Государственной итоговой аттестации (ГИА) Государственная итоговая аттестация определяется как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы Государственная итоговая аттестация является обязательной
Порядок проведения ОГЭ определяется «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» Ключевые положения этого документа: - ОГЭ состоит из четырёх экзаменов — русского языка, математики и двух предметов по выбору; - к ОГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и выполнившие учебный план; - для допуска к ОГЭ обучающийся должен получить зачёт по итоговому собеседованию по русскому языку, которое проводится во вторую среду февраля и в дополнительные дни
Влияние на итоговую отметку Если годовая отметка по предмету отличается от полученной на экзамене, в аттестат выставляется среднее арифметическое между двумя отметками (годовой и экзаменационной) с округлением в большую сторону. Например, учащийся выбрал для экзамена историю. Годовая отметка по предмету 5, но за экзамен он получил 3. В этом случае в аттестат учащийся получит 4. Может быть наоборот, когда годовая отметка 3, но за экзамен у него 5. Тогда в аттестат также идёт 4. Иная ситуация: годовая отметка по предмету 4, но на экзамене учащийся получил 5, в аттестат учащийся получит 5, или наоборот, когда годовая отметка 5, а за экзамен 4, в аттестате всё равно будет 5, так как среднеарифметическое значение 4,5 округляется в большую сторону до 5.
2. Структура ОГЭ по обществознанию
Выбирая обществознание, нужно понимать, что данная дисциплина включает в себя несколько самостоятельных наук: - социологию; - философию; - правоведение; - политологию; - экономику
Задания ОГЭ по обществознанию разбиты на 6 разделов: 1. Человек и общество 2. Сфера духовной культуры 3. Экономика 4. Социальная сфера 5. Сфера политики и социального управления 6. Право Каждый из представленных разделов включает ряд тем, которые должен знать выпускник для того, чтобы успешно сдать экзамен!
1. Раздел. Человек и общество - Общество как форма жизнедеятельности людей - Взаимодействие общества и природы - Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь - Биологическое и социальное в человеке - Личность. Особенности подросткового возраста - Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) - Человек и его ближайшее окружение - Межличностные отношения. Общение - Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2. Раздел. Сфера духовной культуры - Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общества - Образование и его значимость в условиях информационного общества. - Возможности получения общего и профессионального образования РФ - Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести - Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3. Раздел. Экономика - Экономика, ее роль в жизни общества - Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов - Экономические системы и собственность - Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация - Обмен, торговля - Рынок и рыночный механизм - Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство - Деньги - Заработная плата и стимулирование труда - Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки - Налоги, уплачиваемые гражданами - Экономические цели и функции государства - Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг - Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения
4. Раздел. Социальная сфера - Социальная структура общества - Семья как малая группа. Отношения между поколениями - Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте - Социальные ценности и нормы - Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни - Социальный конфликт и пути его решения - Межнациональные отношения
5. Раздел. Сфера политики и социального управления - Власть. Роль политики в жизни общества - Понятие и признаки государства - Разделение властей - Формы государства - Политический режим. Демократия - Местное самоуправление - Участие граждан в политической жизни - Выборы, референдум - Политические партии и движения, их роль в общественной жизни - Гражданское общество и правовое государство
6. Раздел. Право - Право, его роль в жизни общества и государства - Норма права. Нормативный правовой акт - Понятие правоотношений - Признаки и виды правонарушений. - Понятие и виды юридической ответственности - Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ - Федеративное устройство РФ - Органы государственной власти РФ - Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан - Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина - Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних - Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина - Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов - Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей - Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей - Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних - Административные правоотношения, правонарушения и наказания - Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Выпускник должен знать/понимать: - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Выпускник должен уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
Выпускник должен уметь: - приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Выпускник должен уметь: - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников, включая статистические материалы)
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: - распознавание, - воспроизведение и извлечение информации; - классификация, - систематизация, - сравнение, - конкретизация, - применение знаний (по образцу или в новом контексте); - объяснение; - аргументация; - оценка и др.
Работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом Тип заданий Количество заданий Максимальный первичный балл 1. С кратким ответом 17 18 2. С развернутым ответом 7 17 Итого 24 35 По уровням сложности задания КИМ делятся на: - базовые (их количество 13), максимальный первичный балл – 16; - повышенные (их количество 9), максимальный первичный балл – 14; - высокие (их количество 2), максимальный первичный балл - 5 Максимальный балл – 35, минимальный балл - 14 Общее время выполнения работы – 180 минут
Задания ОГЭ по обществознанию разбиты на 6 разделов: 1. Человек и общество 2. Сфера духовной культуры 3. Экономика 4. Социальная сфера 5. Сфера политики и социального управления 6. Право
Название раздела Номер задания «Человек и общество» 2, 3 «Сфера духовной культуры» 4, 5 «Экономика» 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности «Социальная сфера» 10, 11 «Сфера политики и социального управления» 13,14 «Право» 16-18 На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения 1, 12, 15, 19-24
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задание 1 – умение знать/понимать: - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задания 3, 5, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задания 2, 4, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задание 12 – умение осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из диаграммы/таблицы. И умение оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия
Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить её с собственными знаниями (задание 24)
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ К каждому заданию 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания). Ответы на задания 1, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Система оценивания Каждое правильно выполненное задание 2–5, 7–11, 13, 14, 16–20 оценивается 1 баллом. Ответ на задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки. Ответы на задания 1, 6, 12, 21–24 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22 и 24 выставляется 2 балла, при неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 12 выставляется 4 балла, при неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 3, 2 или 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 23 выставляется 3 балла, при неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей экзаменационной работы – 35
Таблица переводов баллов ОГЭ по обществознанию Баллы Оценка 0-13 «2» 14-22 «3» 23-29 «4» 30-35 «5»
Спасибо за внимание!
Похожие публикации