Родительское собрание по профориентации для 9 класса
Пояснительная записка к презентации
СОВМЕСТНОЕ С УЧАЩИМИСЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ 9 КЛАССА)
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».
(Максим Горький.)
«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».
(Илья Ильф и Евгений Петров.)
Презентация для родительского собрания по профориентации
PPT / 3.81 Мб
Цель:
Решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся 9 класса в свете реалий времени. Мотивация родителей и учащихся к осознанному подходу к проблемам профессионального самоопределения старшеклассников; привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
Конкретизировать у родителей представления о роли семьи в профессиональном самоопределении подростка в свете современных веяний на рынке труда.
Способствовать взаимопониманию между родителями и подростком в вопросах выбора будущей профессии ребенка.
Знакомство с рекомендациями родителям и детям по вопросам выбора пути к профессиональному успеху.
Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии.
Расширить представления родителей и учащихся о многообразии мира профессий и их особенностях.
Участники собрания: родители, учащиеся, педагоги; специалист районной Службы профориентации и занятости населения; специалисты Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (МОУ Центр ДиК).
Применяемые методики, технологии, формы работы:
беседа;
круглый стол (дискуссия);
групповая работа (технология развития критического мышления);
психологическое анкетирование; мониторинг интересов, способностей и возможностей старшеклассников (предварительное, т.е. подготовительное к родительскому собранию);
анализ и психологическое проецирование;
составление рекомендаций для родителей и учащихся.
Оборудование:
Мультимедийная презентация;
Таблицы «Реестр востребованности профессий города и района», «Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования города и близлежащих районов (расположены в кабинете проведения родительского собрания в месте доступного свободного просмотра).
Компьютер.
Раздаточный информационно – аналитический материал:
Анкеты для подростков и их родителей на соответствие представлений о профессиональном самоопределении учащихся (используются материалы, разработанные специалистами консультационного центра районной службы занятости и специалистами психологами в сфере профориентационной работы).
Буклеты и памятки с рекомендациями учащимся и родителям о грамотном выборе профессионального пути (материалы предоставлены городской службой занятости консультационным центром для детей и подростков ДиК).
Брошюры о профессиях, востребованных на рынке труда города и района (раздаточный информационный материал от городской Службы занятости)
Ожидаемые результаты:
повышение уровня информированности относительно проблемы профессионального самоопределения;
активизация оптимистического отношения обучающихся к профессиональному самоопределению.
увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;
повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания (анкетирование проводится по материалам, тестам, анкетам, разработанным специалистами психологами и рекомендованными к применению психологического тестирования по вопросам профориентации, таким как дифференционально – диагностический опросник ДДО Климова Е.А., тест КОС – тест коммуникативных и организаторских способностей; тест профессиональных типов личности Дж. Голланда, мониторинги академика 0Е.А. Климова ).
2. Приглашение представителей специалистов Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (МОУ Центр ДиК) и представителя районной Службы профориентации и занятости населения..
3. Подготовка учащимися газеты «Учебные заведения нашего города, района»
4. Написание мини эссе на тему "Профессии моей семьи".
5. Подготовка памятки для учащихся и родителей.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Выбор своего будущего профессионального пути — (что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди) — все – таки дело семейное. Конечно же, решающее слово остается за подростком, за тем, кто выбирает свое будущее. Но совет родителей, их мнение, их поддержка — это очень важное и серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.
Очень часто современные родители предоставляют подростку полную свободу выбора будущей профессии, требуя тем самым (как им кажется) от него самостоятельности, ответственности, инициативы. А на самом деле, чаще всего, это лишь оправдание и подсознательное отстранение от совместного решения проблемы.
Бывает и так, что родители не согласны с выбором своего ребенка, предлагают ему пересмотреть свои планы и сделать другой, как им кажется, более верный выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. В данном случае выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети либо воспроизвели их (родителей) несбывшееся ожидания от самих себя, либо - компенсировали их (детские) недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Считается, что есть два способа выбирать профессию.
I способ – это метод проб и ошибок. В этом случае человек идет вслепую. Пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Но согласитесь - на это может уйти половина человеческой жизни.
II путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. И лишь когда уже получены знания о себе, можно познакомиться с миром профессий. Узнать свои возможности в выбираемом направлении и требования профессии к человеку. Вот тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще III путь – династийный. Путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Выбор пути династии. Он возможен только в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколение за поколением были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых, уже состоявшихся людей, к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Мудрая пословица гласит: «семь раз отмерь, один – отрежь»... Нам часто приходится принимать решение и в личной жизни и в профессиональной деятельности, исходя порой от сиюминутных условий. И это не верно. Ведь от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. Именно поэтому мы сегодня с вами и собрались. Попробуем систематизировать и проанализировать наши знания в области профессионального определения будущего наших детей. Познакомимся с мнением специалистов в этой области. Получим конкретные рекомендации и советы по правильному алгоритму выбора профессии и области применения своих интересов и способностей в будущей взрослой жизни.
Перед тем как перейти к обсуждению вопросов вынесенных на «круглый стол», предлагаем всем выслушать информацию педагога – психолога из консультативного Центра ДиК. (далее идет краткая консультационная информация по основным актуальным вопросам выбора профессии с опорой на тематическую презентацию)
Выступление психолога.
Краткие тезисы выступления:
Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на слайде.
Ведущие предметы труда в типах профессий.
Тип профессий |
Ведущие предметы труда |
Человек-Человек |
Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста(продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) |
Человек-Техника |
Техника или неживая природа( слесарь, техник, инженер ит.д.) |
Человек- Знаковая система |
Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы(программист, переводчик, чертёжник, лингвист) |
Человек -Природа |
Растительные и животные организмы и условия их существования(агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) |
Человек- Художественный образ |
Явления, факты художественного отображения действительности(художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов) |
Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Золотое правило выбора профессии «ХОЧУ - МОГУ - НАДО».
Только что мы наглядно (просмотр презентации) убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:
Хочу---------------мои желания
Могу------способности и возможности
Надо--------востребованность профессии.
Далее психолог знакомит родителей с обобщенными результатами предварительного анкетирования учащихся 9 класса - ДДО. Выводы: Надеюсь, эти знания помогут вам при выборе профессии.
Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.
Круглый стол.
Решение проблемных вопросов. Диспут, в котором участвуют все присутствующие.
Что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение».
Я принимаю решение, значит, самоопределяюсь в чем-то. Например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я?
Давайте попробуем вместе рассмотреть результаты предварительного анкетирования и родителей и учащихся. Не просто ознакомиться – давайте попробуем найти разумные точки соприкосновения и возможные пути принятия грамотного решения в выборе своего будущего профессионального пути. В работе нашего сегодняшнего круглого стола принимают участие специалисты консультационного центра ДиК.
Вопросы для обсуждения круглого стола:
1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.
2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.
3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.
По результатам обсуждения поставленных вопросов, составляется условный алгоритм для выпускника 9 (11) класса.
Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций
«Путь к профессиональному успеху».
Обсуждение.
После обсуждения всех ситуаций психологом проводится подведение итогов групповой работы родителей и детей.
Далее дается краткая информационная справка специалистом районной Службы профориентации и занятости. Рассказывается с опорой на таблицы и раздаточный материал (брошюры, алгоритмы принятия решений по выбору профессий, реестр восстребованности профессий и т.д.) о наличии потребностей в конкретных специальностях, возможностях обучения и получения профессии в условиях нашего района и близлежащих территорий.
Подведение итогов:
Классный руководитель:
- Профессия и призвание – что это? Одинаковы ли эти понятия?
Странное дело, а может быть, нет.
Жил был когда-то на свете художник
Был он художником 45 лет,
Но про него говорили – сапожник.
Странное дело, а может быть, нет
Жил был на свете когда-то сапожник.
Был он сапожником 70 лет,
Но про него говорили – художник.
Обсуждение этого стихотворения.
Рефлексия.
Учащимся и их родителям предлагается выразить свои мысли о путях выбора профессии.
Лихина Елена Викторовна