Родительское собрание по профориентации для 9 класса

6
1
Материал опубликован 22 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

СОВМЕСТНОЕ С УЧАЩИМИСЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ 9 КЛАССА)

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

(Максим Горький.)

«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».

(Илья Ильф и Евгений Петров.)
Презентация для родительского собрания по профориентации
PPT / 3.81 Мб

 

Цель:

Решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся 9 класса в свете реалий времени. Мотивация родителей и учащихся к осознанному подходу к проблемам профессионального самоопределения старшеклассников; привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

Задачи:

Конкретизировать у родителей представления о роли семьи в профессиональном самоопределении подростка в свете современных веяний на рынке труда.

Способствовать взаимопониманию между родителями и подростком в вопросах выбора будущей профессии ребенка.

Знакомство с рекомендациями родителям и детям по вопросам выбора пути к профессиональному успеху.

Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии.

Расширить представления родителей и учащихся о многообразии мира профессий и их особенностях.

Участники собрания: родители, учащиеся, педагоги; специалист районной Службы профориентации и занятости населения; специалисты Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (МОУ Центр ДиК).

Применяемые методики, технологии, формы работы:

беседа;

круглый стол (дискуссия);

групповая работа (технология развития критического мышления);

психологическое анкетирование; мониторинг интересов, способностей и возможностей старшеклассников (предварительное, т.е. подготовительное к родительскому собранию);

анализ и психологическое проецирование;

составление рекомендаций для родителей и учащихся.

Оборудование:

Мультимедийная презентация;

Таблицы «Реестр востребованности профессий города и района», «Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования города и близлежащих районов (расположены в кабинете проведения родительского собрания в месте доступного свободного просмотра).

Компьютер.

Раздаточный информационно – аналитический материал:

Анкеты для подростков и их родителей на соответствие представлений о профессиональном самоопределении учащихся (используются материалы, разработанные специалистами консультационного центра районной службы занятости и специалистами психологами в сфере профориентационной работы).

Буклеты и памятки с рекомендациями учащимся и родителям о грамотном выборе профессионального пути (материалы предоставлены городской службой занятости консультационным центром для детей и подростков ДиК).

Брошюры о профессиях, востребованных на рынке труда города и района (раздаточный информационный материал от городской Службы занятости)

Ожидаемые результаты:

повышение уровня информированности относительно проблемы профессионального самоопределения;

активизация оптимистического отношения обучающихся к профессиональному самоопределению.

 увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;

повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания (анкетирование проводится по материалам, тестам, анкетам, разработанным специалистами психологами и рекомендованными к применению психологического тестирования по вопросам профориентации, таким как дифференционально – диагностический опросник ДДО Климова Е.А., тест КОС – тест коммуникативных и организаторских способностей; тест профессиональных типов личности Дж. Голланда, мониторинги академика 0Е.А. Климова ).

2. Приглашение представителей специалистов Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (МОУ Центр ДиК) и представителя районной Службы профориентации и занятости населения..

3. Подготовка учащимися газеты «Учебные заведения нашего города, района»

4. Написание мини эссе на тему "Профессии моей семьи".

5. Подготовка памятки для учащихся и родителей.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Выбор своего будущего профессионального пути — (что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди) — все – таки дело семейное. Конечно же, решающее слово остается за подростком, за тем, кто выбирает свое будущее. Но совет родителей, их мнение, их поддержка — это очень важное и серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.


 

Очень часто современные родители предоставляют подростку полную свободу выбора будущей профессии, требуя тем самым (как им кажется) от него самостоятельности, ответственности, инициативы. А на самом деле, чаще всего, это лишь оправдание и подсознательное отстранение от совместного решения проблемы.

Бывает и так, что родители не согласны с выбором своего ребенка, предлагают ему пересмотреть свои планы и сделать другой, как им кажется, более верный выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. В данном случае выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети либо воспроизвели их (родителей) несбывшееся ожидания от самих себя, либо - компенсировали их (детские) недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Считается, что есть два способа выбирать профессию.

I способ – это метод проб и ошибок. В этом случае человек идет вслепую. Пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Но согласитесь - на это может уйти половина человеческой жизни.

II путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. И лишь когда уже получены знания о себе, можно познакомиться с миром профессий. Узнать свои возможности в выбираемом направлении и требования профессии к человеку. Вот тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще III путь – династийный. Путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Выбор пути династии. Он возможен только в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколение за поколением были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых, уже состоявшихся людей, к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Мудрая пословица гласит: «семь раз отмерь, один – отрежь»... Нам часто приходится принимать решение и в личной жизни и в профессиональной деятельности, исходя порой от сиюминутных условий. И это не верно. Ведь от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. Именно поэтому мы сегодня с вами и собрались. Попробуем систематизировать и проанализировать наши знания в области профессионального определения будущего наших детей. Познакомимся с мнением специалистов в этой области. Получим конкретные рекомендации и советы по правильному алгоритму выбора профессии и области применения своих интересов и способностей в будущей взрослой жизни.

Перед тем как перейти к обсуждению вопросов вынесенных на «круглый стол», предлагаем всем выслушать информацию педагога – психолога из консультативного Центра ДиК. (далее идет краткая консультационная информация по основным актуальным вопросам выбора профессии с опорой на тематическую презентацию)

Выступление психолога.

Краткие тезисы выступления:

Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на слайде.

Ведущие предметы труда в типах профессий.

Тип профессий

Ведущие предметы труда

Человек-Человек

Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста(продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.)

Человек-Техника

Техника или неживая природа( слесарь, техник, инженер ит.д.)

Человек- Знаковая система

Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы(программист, переводчик, чертёжник, лингвист)

Человек -Природа

Растительные и животные организмы и условия их существования(агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог)

Человек- Художественный образ

Явления, факты художественного отображения действительности(художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Золотое правило выбора профессии «ХОЧУ - МОГУ - НАДО».

Только что мы наглядно (просмотр презентации) убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Далее психолог знакомит родителей с обобщенными результатами предварительного анкетирования учащихся 9 класса - ДДО. Выводы: Надеюсь, эти знания помогут вам при выборе профессии.

Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.

Круглый стол.

Решение проблемных вопросов. Диспут, в котором участвуют все присутствующие.

Что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение».

Я принимаю решение, значит, самоопределяюсь в чем-то. Например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я?

Давайте попробуем вместе рассмотреть результаты предварительного анкетирования и родителей и учащихся. Не просто ознакомиться – давайте попробуем найти разумные точки соприкосновения и возможные пути принятия грамотного решения в выборе своего будущего профессионального пути. В работе нашего сегодняшнего круглого стола принимают участие специалисты консультационного центра ДиК.

Вопросы для обсуждения круглого стола:

1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.

2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.

3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.

По результатам обсуждения поставленных вопросов, составляется условный алгоритм для выпускника 9 (11) класса.

Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций

«Путь к профессиональному успеху».

Обсуждение.

После обсуждения всех ситуаций психологом проводится подведение итогов групповой работы родителей и детей.

Далее дается краткая информационная справка специалистом районной Службы профориентации и занятости. Рассказывается с опорой на таблицы и раздаточный материал (брошюры, алгоритмы принятия решений по выбору профессий, реестр восстребованности профессий и т.д.) о наличии потребностей в конкретных специальностях, возможностях обучения и получения профессии в условиях нашего района и близлежащих территорий.

Подведение итогов:

Классный руководитель:

- Профессия и призвание – что это? Одинаковы ли эти понятия?

Странное дело, а может быть, нет.

Жил был когда-то на свете художник

Был он художником 45 лет,

Но про него говорили – сапожник.

Странное дело, а может быть, нет

Жил был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 70 лет,

Но про него говорили – художник.


 

Обсуждение этого стихотворения.

Рефлексия.

Учащимся и их родителям предлагается выразить свои мысли о путях выбора профессии.

Предварительный просмотр презентации

Роль семьи в профессиональном самоопределении детей РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ . 9 класс

«Я ИНТЕРЕСУЮСЬ СВОИМ БУДУЩИМ, ПОТОМУ ЧТО СОБИРАЮСЬ ПРОВЕСТИ В НЕМ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ» Чарлз Каттерлинг

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. Очень многое в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих судьбу выборов, является выбор профессии. (Н. В. Бенедиктова) В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. Очень многое в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих судьбу выборов, является выбор профессии. (Н. В. Бенедиктова)

ПРОФЕССИЯ «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»

Хочу Личные цели и ценности, желания и интересы 2

Могу Возможности физиологические (состояние здоровья) Психологические, образовательные (качество учебной подготовки) 1

4 Надо Потребности рынка труда, обязанности человека перед семьей, обществом

ПРОФЕССИЯ «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»

Хочу выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. 2

4 Врач, хирург, пластический хирург Врач Хирург Пластический хирург профессия специальность специализация

бытовой микро-климат Б 2 по условиям труда (группы профессий) открытый воздух О необычные условия Н повышенная моральная ответственность М профессии ручного труда Р по средствам (орудиям) труда (отделы профессий) профессии механизированного труда М профессии автоматизированного труда А профессии с функциональными орудиями труда Ф гностические Г по цели труда (классы профессий) преобразующие П изыскательские И человек - природа П по предмету труда (типы профессий) человек - техника Т человек - человек Ч человек - знаковая система З человек - художественный образ Х

2 Ведущие предметы труда в типах профессий Тип профессий Ведущие предметы труда Человек - человек социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) Человек - техника техника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.) Человек – знаковая система естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист) Человек - природа растительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) Человек – художественный образ явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

Источники информации: Жизненный опыт родителей Информационные ресурсы Интернет Специальная литература Школьные мероприятия и экскурсии

Источники информации: Жизненный опыт родителей Информационные ресурсы Интернет Специальная литература Школьные мероприятия и экскурсии

4 Надо социальный заказ, положение на рынке труда; уровень материального обеспечения семьи; возможности получения помощи в обучении; условия оплаты труда в данной сфере; местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

Специальности и профессии, пользующиеся спросом на рынке труда нашего района Водитель Газорезчик Изолировщик трубопровододов Каменщик Кладовщик Контролер-кассир Маляр Монтажник Моторист Плиточник- облицовщик Плотник Повар Помощник воспитателя Продавец Слесарь по КИПиА Слесарь-электрик Штукатур Электрогазосварщик Страховой агент Бухгалтер Воспитатель детского сада Врач Делопроизводитель Инженер- проектировщик Кассир Специалист по кадрам Мастер КРС Буровой мастер Медсестра (медбрат) Механик прораб

Источники информации: Ресурсы Интернет БУ «Центр занятости населения» www.rabota-nv.ru zannvq@nvtel.ru

Могу интересы, склонности; успехи в учёбе и потенциальные способности; свои сильные и слабые стороны; состояние здоровья. 1

Источники информации: Результаты медицинских осмотров Психологические исследования и консультации психолога Результаты учебной успешности ребенка Наблюдение за ребенком

Сознательный выбор профессии основывается на: на знаниях о мире профессий; знаниях о выбираемой конкретной профессии; изучении своих интересов; изучении своих способностей; знании своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья; учёте материальных условий семьи; учёте ситуации на рынке труда.

Рекомендации по выбору профессии детьми(для родителей): Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка(для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка при выборе профессии 1) В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным. 2) Важно выяснить,  чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство. 3) Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка при выборе профессии 4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. 5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять на себя ответственность.

Уважаемые родители! Ваши дети- самые лучшие дети на свете!. Они достойны счастливого будущего своего и счастливого будущего для вас. Именно они- та награда за Ваш кропотливый труд, которой каждый из вас достоин!

Уважаемые родители! Ваши дети- самые лучшие дети на свете!. Они достойны счастливого будущего своего и счастливого будущего для вас. Именно они- та награда за Ваш кропотливый труд, которой каждый из вас достоин!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Валентиновна. Обязательно воспользуюсь.

21 June 2017