Предварительный просмотр презентации
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС. (обобщение опыта работы) Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г.Демидова Смирнова Ирина Викторовна
Актуальность проблемы Продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
1) Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребёнка 2) Разрушительная антидуховная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности) 3) Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей 4) Некомпетентность в вопросах становления и воспитания детей Проблемы духовно-нравственного воспитания
Цель: развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений. Задачи: развивать духовно - нравственный потенциал личности; формировать чувство ответственности за свои поступки; создавать условия для нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
В процессе духовно-нравственного воспитания формируются следующие ценности ценности Добро Свобода выбора Жизнь Любовь К Родине Мир Ценности природы Ценность семьи
Участники-субъекты духовно-нравственного воспитания Семья Школа Общественные организации Приходы Демидовского благочиния Смоленской епархии Русской Православной церкви Учреждения дополнительного образования СМИ
Основные виды деятельности Урочная Внеурочная Общественно - полезная Внешкольная
Уроки литературного чтения Урочная деятельность
Сказкотерапия «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»
В своей работе по воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами, поговорками, фразеологизмами. Они учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающееся из поколения в поколения. Уроки русского языка
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребёнка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.
Уроки окружающего мира
На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками, обращаются к фольклорным традициям, раскрывают способности своей личности. На этих уроках я прививаю детям любовь и привычку к труду, развиваю чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами.
День Знаний, Праздник осени, День учителя, Неделя начальной школы, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День космонавтики, 9 мая, Прощание с 1 классом, День здоровья Внеурочная деятельность
День учителя
День знаний
Конкурс «Рукотворное чудо»
День матери
23 февраля
9 мая 23 февраля Гражданско - патриотическое воспитание
Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение. Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др. Классный час
«Мы за здоровый образ жизни» Зимние экскурсии «В здоровом теле – здоровый дух!»
Акция «Покорми птиц» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Мы любим спорт и физкультуру
Проектная деятельность
Технологическая карта социального проекта «Согреем сердца теплотой и любовью» Цель: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца. Задачи: воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности; вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы; формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.
Участники проекта Обучающиеся 3 класса (9 – 10 лет), родители, классный руководитель, работники парка «Смоленское Поозерье».
Этапы реализации проекта Подготовительный этап: 1)Классный час в форме этического диалога «Доброта спасет мир» с приглашением священнослужителей Смоленской епархии 2)Определение цели, структуры проекта, направлений работы в форме мозгового штурма. 3)Разработка эмблемы проекта. Проектировочный этап: 1)Заседание родительского комитета. Создание инициативной группы родителей. 2)Составление плана работы над проектом, создание творческих групп.
Практический этап: Экскурсии по храмам города Демидова Участие в литературно-музыкальной композиции «Пасхальные дни милосердия» в Холмовском доме престарелых и инвалидов. Посещение Национального парка «Смоленское Поозерье. Участие в природоохранных мероприятиях. Участие в уборке прилежащей к школе территории. Мастер- класс по изготовлению кормушек. Изготовление и размещение листовок: «Не забывай о птицах зимой» Участие в конкурсе рисунков «Красота Божьего Мира»
Планируемые результаты Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Заключительный этап: 1)Рефлексия. Выявление сильных и слабых сторон. 2)Оформление результатов проекта 3)Планирование дальнейшей социально-значимой деятельности.
Экскурсия в музей Посещение РДК Внешкольная деятельность
Родители в школьной жизни Классные часы праздники Родительские собрания Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Необходимо так же включать учащихся в посильный общественно полезный труд. Дети приводят в порядок класс, ухаживают за цветами, дежурят. Труд воспитывает не только гуманное качество (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности. Общественно-полезный труд
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. МАКАРЕНКО
Пермякова Ольга Анатольевна