Статья «Нравственного воспитания младших школьников»
Нравственного воспитания младших школьников.
"Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества"
Ф. Рузвельт
Наверное, каждому родителю хочется воспитать своих детей хорошими людьми.
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Если спросить у родителей: "Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?" - скорее всего мы услышим: "Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость…".
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Именно уровень культуры людей, проживающих в данном обществе, определяет, насколько комфортно и безопасно в нем жить.
Проблема нравственного развития детей младшего школьного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе: в современном мире становление нравственности подрастающего поколения пущено на самотек. Не смотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок "Развитие нравственности". Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом у родителей. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Например: популярность «гражданского» брака, разводов, абортов, рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, признание однополых браков, жестокость и агрессия - все льется сплошным потоком с экранов телевизоров и мониторов, через СМИ и даже через современное искусство. Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода. А по-сути, это хаос, информационная помойка, в котором не за что зацепиться, не на что опереться.
Поэтому растет тревога родителей по мере взросления детей: "Как бы он не пошел по наклонной дорожке". Но кто из детей слушает сейчас этих "предков"? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого - осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с самого раннего возраста.
Л. Толстой утверждал, что уже в 5 лет ребенок был на 80% тем, чем стал в зрелые года. Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. Но без разумного управления этим процессом, он может делать ошибочные выводы. Например: я сильный - сильным быть хорошо - поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм - что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо - безнравственно. К сожалению, даже не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и не просто сегодня, а сегодня дома, в семье.
Дом для ребёнка – школа. Школа- подготовка к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям..., но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны не только учителя, но и родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему... Например: сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.
Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший.
Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям совместно с воспитателями и учителями воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.