Программа нравственного воспитания младших школьников
«Я в мире, мир во мне»
Автор-составитель:
Калинина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.
После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.
Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.
Из выше сказанного следует, что необходима программа, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые ставит перед собой учитель.
Программа “Я в мире, мир во мне” имеет следующие положительные моменты:
– помогает в планировании работы классного руководителя;
– осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
– учитывает возрастные особенности;
– предполагает использование различных форм и методов работы;
– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика.
Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.
I блок (1-й класс) “Учусь общаться”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.
2. Задачи.
Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
3. Содержание проблемы.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.
4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Употребление различных форм приветствия.
– Употребление различных форм прощания.
– Как нужно вести себя во время разговора.
– Разговор по телефону.
– Словесные формы обращения с просьбой.
– Слова благодарности.
– Употребление различных форм словесной вежливости.
– Словарные игры.
– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
– Темп, громкость речи.
– Мимика и жесты.
– Тон как средство выразительности собственной речи.
– Самое беспокойное слово на свете.
– Обманчивое “Потому”.
– Поздравление. Приглашение.
– Объясняем и доказываем.
– Игра-путешествие “Город Вежливости”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
правильно вести себя во время разговора;
правильно разговаривать по телефону;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
3. Содержание проблемы.
Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека. Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:
игра-доказательство;
тест;
игра-загадка;
беседа;
художественный салон.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Мой режим дня.
– Как я расту.
– Что я знаю о себе.
– Моё настроение.
– Как я познаю мир.
– Мои чувства.
– Как изменить настроение.
– Мои поступки.
– Мои привычки.
– Для чего человеку зеркало?
– Надо ли человеку быть красивым?
– Человек красен статью.
- Кто я? Какой я?
– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
– “Расскажи мне обо мне”.
– Тест “Добрый ли ты человек?”
– Игра-загадка “Твои поступки”.
7. Предполагаемый результат:
понимание ценностей человеческой жизни;
уважение человеческого достоинства;
осознание чувства собственного достоинства;
формирование самодисциплины.
III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”
1. Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
3. Содержание проблемы.
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:
– конкурс знатоков;
– беседа;
– игра с последующей рефлексией;
– день добрых сюрпризов;
– конкурс рисунков;
– смотр талантов.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
– Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).
– Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь, сочувствие, похвалить, поддержать).
– Как научиться преодолевать трудности вместе.
– Как понять друг друга без слов.
– Для чего нужна улыбка.
– Умеешь ли ты дружить.
– Конкурс знатоков.
– Служение другим людям.
– Встречают по одёжке.
– Как выразить привязанность.
– Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
– Нужно уважать и слушать родителей.
– Загляните в мамины глаза.
– Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
– Диспут “Надо ли любить всех?”
– День добрых сюрпризов.
7. Предполагаемый результат:
приобретение опыта общения с людьми;
проявление сильных сторон характера;
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
IV блок (4-й класс) “Я среди людей”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и гражданин своей Родины”.
2. Задачи.
Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.
3. Содержание проблемы.
Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.
4. Формы реализации направления “Я среди людей”:
– диспут;
– игра;
– творческий конкурс;
– игра с последующей рефлексией;
– игра-путешествие;
– письмо самому себе;
– игровое моделирование;
– тестирование.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Что вы знаете друг о друге.
– Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
– Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
– Игра “Школа, которую мы строим”.
– “Расскажи мне о себе”.
– Кто твой друг?
– Чтобы иметь друга, надо быть им.
– Как помириться после ссоры.
– Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
– Какой у тебя характер.
– Как воспитать характер.
– Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
– Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
– Твой самый решительный поступок в жизни.
– Всё проходит, всё остаётся.
– Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
– Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
Литература:
1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана – граф” 2007.
2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.
Купрякова Любовь Александровна