Программа нравственного воспитания младших школьников

4
1
Материал опубликован 29 January 2016 в группе

Программа нравственного воспитания младших школьников

«Я в мире, мир во мне»

Автор-составитель:

Калинина Наталья Владимировна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.

После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.

Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.

Из выше сказанного следует, что необходима программа, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые ставит перед собой учитель.

Программа “Я в мире, мир во мне” имеет следующие положительные моменты:

– помогает в планировании работы классного руководителя;

– осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;

– учитывает возрастные особенности;

– предполагает использование различных форм и методов работы;

– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;

– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика.

Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.

I блок (1-й класс) “Учусь общаться”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.

2. Задачи.

Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.

4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:

беседы,

игры,

викторины,

игры-путешествия,

конкурсы чтецов,

конкурсы рисунков.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Употребление различных форм приветствия.

– Употребление различных форм прощания.

– Как нужно вести себя во время разговора.

– Разговор по телефону.

– Словесные формы обращения с просьбой.

– Слова благодарности.

– Употребление различных форм словесной вежливости.

– Словарные игры.

– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).

– Темп, громкость речи.

– Мимика и жесты.

– Тон как средство выразительности собственной речи.

– Самое беспокойное слово на свете.

– Обманчивое “Потому”.

– Поздравление. Приглашение.

– Объясняем и доказываем.

– Игра-путешествие “Город Вежливости”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;

правильно вести себя во время разговора;

правильно разговаривать по телефону;

умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;

вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

2. Задачи.

Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Содержание проблемы.

Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека. Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:

игра-доказательство;

тест;

игра-загадка;

беседа;

художественный салон.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Мой режим дня.

– Как я расту.

– Что я знаю о себе.

– Моё настроение.

– Как я познаю мир.

– Мои чувства.

– Как изменить настроение.

– Мои поступки.

– Мои привычки.

– Для чего человеку зеркало?

– Надо ли человеку быть красивым?

– Человек красен статью.

- Кто я? Какой я?

– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.

– “Расскажи мне обо мне”.

– Тест “Добрый ли ты человек?”

– Игра-загадка “Твои поступки”.

7. Предполагаемый результат:

понимание ценностей человеческой жизни;

уважение человеческого достоинства;

осознание чувства собственного достоинства;

формирование самодисциплины.

III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”

1. Содержание деятельности.

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

2. Задачи.

Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

3. Содержание проблемы.

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:

– конкурс знатоков;

– беседа;

– игра с последующей рефлексией;

– день добрых сюрпризов;

– конкурс рисунков;

– смотр талантов.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).

– Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).

– Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь, сочувствие, похвалить, поддержать).

– Как научиться преодолевать трудности вместе.

– Как понять друг друга без слов.

– Для чего нужна улыбка.

– Умеешь ли ты дружить.

– Конкурс знатоков.

– Служение другим людям.

– Встречают по одёжке.

– Как выразить привязанность.

– Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.

– Нужно уважать и слушать родителей.

– Загляните в мамины глаза.

– Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.

– Диспут “Надо ли любить всех?”

– День добрых сюрпризов.

7. Предполагаемый результат:

приобретение опыта общения с людьми;

проявление сильных сторон характера;

выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;

осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

IV блок (4-й класс) “Я среди людей”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и гражданин своей Родины”.

2. Задачи.

Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.

3. Содержание проблемы.

Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.

4. Формы реализации направления “Я среди людей”:

– диспут;

– игра;

– творческий конкурс;

– игра с последующей рефлексией;

– игра-путешествие;

– письмо самому себе;

– игровое моделирование;

– тестирование.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Что вы знаете друг о друге.

– Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.

– Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.

– Игра “Школа, которую мы строим”.

– “Расскажи мне о себе”.

– Кто твой друг?

– Чтобы иметь друга, надо быть им.

– Как помириться после ссоры.

– Напиши письмо самому себе (самоисповедь).

– Какой у тебя характер.

– Как воспитать характер.

– Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.

– Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.

– Твой самый решительный поступок в жизни.

– Всё проходит, всё остаётся.

– Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.

– Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

равноправно общаться, считаясь с интересами других;

отстоять своё мнение;

проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;

расширять круг интересов, способностей и увлечений;

самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

Литература:

1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана – граф” 2007.

2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.

Комментарии

Похожие публикации