Доклад «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки»

0
0
Материал опубликован 11 May 2019 в группе

«Духовно- нравственное воспитание школьников средствами музыки».

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Художественные и музыкальные вкусы складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога- учителя музыки в школе.

Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение - вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Работая в МБОУ СШ №11 учителем музыки, я ставлю перед собой цель - через знакомство с лучшими образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей духовно- нравственные качества.

По моему мнению, музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин:

1)    В комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание - самое доступное и массовое, ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни;

2)    Во – вторых, музыка обладает эмоциональным воздействием и способна затрагивать самые сокровенные чувства людей;

3)    В- третьих, воздействуя на духовный мир человека, формируя отношение к окружающей действительности, музыка формирует нравственно - духовные принципы и убеждения человека;

4)    В- четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

 

В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи - расширить познание детей о действительности, сформировать мир их чувств, развить творческое отношение к жизни через основные виды деятельности: исполнение, слушание, размышление о музыке, выступления, концертная деятельность.

Бесспорно, у каждого человека искусство совершенствует и развивает чувства, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует духовно- нравственные принципы и идеалы. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, таким образом, воздействуя на ребенка, она с особенной силой пробуждает в нем все хорошее, делает его чище и добрее. Музыка и песни вызывают положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, иногда убеждают сильнее, чем информация, полученная другим путем. Через совместное пение мы прививаем детям любовь к прошлому, учим почитать старших, относиться с уважением к окружающим. На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. Так, в вокальном произведении акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном – на поясняющем слове учителя. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности», главное – не только «обучать», но и обеспечить влияние на нравственность.

Музыка облагораживает чувства.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи – все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста.

 

Д. Б. Кабалевский - автор программы «Музыка» для общеобразовательных школ рекомендует: «приобщать учащихся к большому искусству, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть их общей культуры».

 

Большую роль играет репертуар, именно поэтому к подбору музыкального материала я подхожу очень требовательно, особенно важно это становится теперь, когда с экранов телевизоров на подрастающее поколение обрушивается масса низкопробной безвкусной музыки, которая не воспитывает, а скорее развращает молодежь. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся приобретали опыт, формирующий их собственный духовный мир – отношение к людям, к самим себе, к искусству. С 1 по 8 класс музыкальный репертуар каждого моего урока носит духовно – нравственную направленность. В 1 классе – это песни о маме, Родине, родном крае, дружбе. Год от года произведения становятся более серьезными, уровень музыки, по богатству ее идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах Великой Отечественной Войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и независимость.

 

Приобщить учащихся к музыке мне помогают «смежные» виды искусства – литература, кино, театр, изобразительное искусство. Используя такой углубленный подход к музыке, вырабатывается более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее ее восприятие. Предметы эстетического цикла способствуют формированию богатого мира учащихся, развивают художественный вкус, эстетические потребности, воспитывают духовно и нравственно.

Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В. А. Сухомлинский, следовательно – музыка – одно из действенных средств духовно – нравственного воспитания школьников. Этим удивительным средством я имею удовольствие пользоваться ежедневно, на каждом занятии.

М. В. Козлова, учитель музыки МБОУ СШ №11

Комментарии
Комментариев пока нет.