Предварительный просмотр презентации
Художественная культура России во второй половине XIX века.
Ведущий жанр живописи и литературы – критический реализм. - Художественный стиль, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.
Критический реализм в литературе.
М.Е. Салтыков - Щедрин «Губернские очерки» «История одного города» «Господа Головлевы» «Помпадуры и помпадурши»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Братья Карамазовы» «Идиот» «Униженные и оскорбленные» «Бесы»
Л.Н. Толстой «Война и мир» «Анна Каренина» «Воскресение»
А.П. Чехов «Вишневый сад» «Дядя Ваня» «Три сестры» «Каштанка» «Человек в футляре» «Драма на охоте»
И.С.Тургенев «Отцы и дети» «Первая любовь» «Ася» «Муму» «Дворянское гнездо»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» «Мороз, Красный нос» «Русские женщины» «Дедушка Мазай и зайцы» «Размышления у парадного подъезда»
Живопись.
В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861г. «Чаепитие в Мытищах» «Приезд гувернантки в купеческий дом» «Тройка»
«Сельский крестный ход на Пасхе» 1861г.
«Чаепитие в Мытищах»
«Приезд гувернантки в купеческий дом»
«Тройка»
Товарищество передвижных художественных выставок И. Е. Репин В. И. Суриков А. К. Саврасов И. И. Шишкин В. М. Васнецов И. И. Левитан В.Д. Поленов И. Н. Крамской Н. П. Богданов-Бельский В. Е. Маковский Н.Н.Ге В.А.Серов
И. Н. Крамской Христос в пустыне, 1872 Портрет художника И. И. Шишкина, 1873 Портрет Лев Николаевич Толстой Неизвестная, 1883 Неутешное горе, 1884
Христос в пустыне, 1872
Неизвестная, 1883
Неутешное горе, 1884
Портрет Лев Николаевич Толстой
И.Е.Репин «Бурлаки на Волге», 1870—1873 «Запорожцы», 1880—1891 Крестный ход в Курской губернии, 1883 А. С. Пушкин читает свою поэму перед Г. Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911г. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885.
Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911г.
«Запорожцы», 1880—1891
Крестный ход в Курской губернии, 1883
«Бурлаки на Волге», 1870—1873
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885.
В. И. Суриков Утро стрелецкой казни Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем «Переход Суворова через Альпы»
Утро стрелецкой казни. 1881
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)
«Переход Суворова через Альпы в 1799 г.» 1899
Боярыня Морозова. 1887
Саврасов Алексей Кондратьевич Рожь, 1881 Распутица. 1894 Грачи прилетели. 1879
Рожь, 1881
Распутица. 1894
Грачи прилетели. 1879
В.М.Васнецов Жанр народных сказаний «Витязь на распутье» (1882) «Алёнушка» (1881) «Богатыри» (1881—1898) После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)
«Витязь на распутье» (1882)
«Алёнушка» (1881)
«Богатыри» (1881—1898)
После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 «Утро в сосновом лесу», 1889 «Сосновый бор. Мачтовый лес в вятской губернии» 1872г
«Рожь», 1878
«Утро в сосновом лесу», 1889
«Сосновый бор. Мачтовый лес в вятской губернии». 1872г
А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», (1880) «Вечер на Украине» (1878) «Берёзовая роща» (1879)
«Лунная ночь на Днепре» (1880)
«Вечер на Украине» (1878)
«Берёзовая роща» (1879)
И.И. Левитан Над вечным покоем (1894) «Владимирка», 1892 Золотая осень, 1895.
Над вечным покоем (1894)
«Владимирка», 1892
Золотая осень, 1895.
И.К.Айвазовский Девятый вал (картина Айвазовского) Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями Смотр Черноморского флота в 1849 году
Девятый вал (картина Айвазовского)
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Смотр Черноморского флота в 1849 году
Скульптура и архитектура
М.М.Антокольский «Иван Грозный» «Нестор-летописец» (1890) «ПетрI» «Ярослав Мудрый». Бронза «Ермак»
«Иван Грозный»
«Нестор-летописец» (1890)
«ПетрI»
«Ярослав Мудрый». Бронза
«Ермак»
А.М. Опекушин Памятник А. С. Пушкину
Памятник А. С. Пушкину
М.О. Микешин Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде. 1862 Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873
Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде. 1862
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873
Новый стиль в архитектуре Эклектика – смешение различных художественных стилей (готика, борокко, Ренессанс и др.)
Мотивы эпохи Возрождения. Здание архива Государственного Совета в Петербурге. Архитектор М.Е. Месмахер
Здание Балтийского вокзала. Архитектор А.И.Кракау.
Неорусский (псевдорусский) стиль Исторический музей в Москве. (А.А.Семенов, В.О.Шервуд)
Здание Городской думы в Москве (1890—1892). Архитектор Д.Н.Чичагов
Верхние торговые ряды. Архитектор А.Н.Померанцев.
Доходные дома привели к появлению типовой архитектуры ХХ века.
Музыка. «Могучая кучка» – содружество пяти выдающихся русских композиторов. М.А. Балакирев (1839-1910) М.П.Мусоргский (1839-1881) Ц.А.Кюи (1835-1918) А.П. Бородин (1833-1887) Н.А.Римский – Корсаков (1844-1908)
М.А. Балакирев (1839-1910) симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова) романсы и песни
М.П.Мусоргский (1839-1881) «Борис Годунов» «Хованщина»
Ц.А.Кюи (1835-1918) «Капитанская дочка» «Кот в сапогах» (1912) «Кавказский пленник»
А.П. Бородин (1833-1887) «Князь Игорь»
Н.А.Римский – Корсаков (1844-1908) «Псковитянка»
П.И.Чайковский (1840-1893) «Лебединое озеро» «Спящая красавица» «Щелкунчик» «Евгений Онегин» «Пиковая дама»
Театр. Театр был единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии.