Самоанализ «Достижения цели и выполнения задач аттестационного периода»
САМОАНАЛИЗ
ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ
АТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
«Человек образованный – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес, создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета. Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.
В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:
1.Закон ДНР «Об образовании
2. Приказ №314 от 16.07.2015 года
“Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015-2016 год” и “Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015-2016 год
3. Приказ № 322 от 17.07.2015 года
«Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»
4. Приказ №325 от 17.07.2015 года
«Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего
общего образования на 2015-2017 гг.»
5. Приказ №327 от 17.07.2015 года
«Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017гг.»
6. Приказ №330 от 20.07.2015
«Об утверждении Временного положения о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
7. Приказ №342 от 23.07.2015 года
«Об утверждении Положения об экспертной группе, создаваемой для проведения аттестации педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
8. Приказ №358 от 03.08.2015 года
«Об утверждении Инструкции о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования»
9. Приказ №407 от 18.08.2015 года
«О примерных основных образовательных программах начального образования»
10. Приказ №408 от 18.08.2015 года
«О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования»
В Концепции модернизации начального образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования».
Под изучением компетентностей в начальной школе, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».
Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.
А.В.Хуторским выделен следующий перечень ключевых образовательных компетентностей как важнейших элементов обще предметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
Образование во всем мире живет в ситуации постоянных реформ. Так и с появлением государственного образовательного стандарта для начальной школы. В основу ГОС НО легли ключевые идеи развивающего обучения Л. Занкова, идеология развития Д. Эльконина и В. Давыдова, концептуальные разработки А. Леонтьева и Л. Выготского.
Чем же ГОС НО отличается от стандарта в старом понимании?
– В основу ГОС легла идеология развивающего образования.
– ГОС ориентирован на результаты образования. Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты.
– Создание четырёх учебно-методических систем, направленных на реализацию ГОС. В их основе лежит системно-деятельностное содержание, ориентиры которого постоянно поддерживаются в информационной среде.
– Один из ключевых моментов реализации новой модели начальной школы, зафиксированный в стандарте – это информационная образовательная среда. Введение стандарта делает необходимым условие профессиональной ИКТ– компетентности работников образовательного учреждения.
– Основным метапредметным результатом в современной школе является ИКТ-компетентность школьников.
Л. Выготский говорил: “Беда школы в том, что наш ребёнок бы и умел, и знал, но он прежде всего не хочет…” Что может изменить отношение ребёнка к учёбе? На мой взгляд ИКТ – это один из инструментов повышения мотивации. ИКТ – это один из инструментов развития речи (создание мультфильмов, “живых” сказок, мини-сочинений и т.д.)
Задачи ИКТ в нашей школе:
использовать различные способы сбора и анализа информации;
уметь вводить текст, анализировать изображения и звуки;
готовить свои выступления и выступать с ауди, видео и графическим сопровождением;
формировать универсальные учебные действия, основываясь на возможностях ИКТ.
Какие возможности открывает ИКТ современным школьникам:
легкость коммуникации;
взгляд на себя со стороны;
самостоятельность во всем;
открытость информационного пространства;
простота совершенствования и сохранения результата;
исчезновение ненужных усилий;
демонстрация примеров учения учителем;
В стандартах нового поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете). Во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способной к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией.
Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Причина тому - повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение информационно – коммуникационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Итак, целью самоанализа и самооценки профессиональной деятельности, является определение круга проблем для дальнейшей работы.
Каждый педагог в своей работе сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии. Важно, чтобы эти проблемы действительно были решены. Для этого необходимо найти причины их появления. И только устранив эти проблемы, мы можем говорить об их решении.
В условиях современной жизни с её огромными проблемами и обилием негативной информации, современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе.
В связи с этим считаю:
основной вид ведущей деятельности обучающихся в начальной школе - игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими обучающимися. Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности.
Желание апробировать информационные технологии в практике работы.
Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер - это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.
Итак, проблема, над которой я работаю несколько лет, определена.
Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема самообразования «Развитие ИКТ - компетентности младших школьников
в условиях внедрения ГОС НОО».
Таким образом, я обозначила основную цель моей работы:
создание условий для учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
совершенствовать методики проведения уроков;
способствовать формированию исследовательских умений у младших школьников;
развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников
Планируя урок с применением ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения ИКТ в учебном процессе;
- уточняю, где и когда буду использовать ИКТ;
- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Она даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского многое изменились, но смысл этого выражения не стареет. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
В своей работе я часто применяю ИКТ. Их использование стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию компьютерного класса. В классе есть интерактивная доска - это ещё один помощник учителю. С каким удовольствием дети работают на ней! С каким желанием они идут к доске!
С помощью интерактивной доски, я активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, при этом улучшаются темп и течение урока. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение. За счет наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать. Данные возможности интерактивной доски делают уроки интересными и развивают мотивацию: учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Наверное, многие согласятся, что некоторые дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использовать интерактивные плакаты. Проводя урок по теме: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударным гласным», ребята вставляли пропущенные буквы, а затем сравнивали с образцом на слайде.
На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем задачи, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.
Для решения задач, особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому на уроках приходится много использовать иллюстраций, рисунков к задаче, и в этом мне помогают презентации, которые я делаю сама или беру у других учителей. Продуктивность таких уроков очень высокая.
Обучение чтению – сложный творческий процесс. Необходимо, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Уроки литературного чтения стараюсь сделать интересными и разнообразными. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, при использовании презентаций и интерактивной доски.
Кроме презентаций, я в содержании уроков использую аудио средства, кроссенс - логическая головоломка. Записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении. Кроссенс хорошо развивает логическое мышление.
На своих уроках использую тесты, кроссворды – все делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
Интенсивно использую ИКТ во внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
В связи с повышением общественной значимости процесса и результата образования, развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, я ставлю перед собой цели:
продолжить работу по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на школьном сайте);
способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, олимпиадах.
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке; владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Использование информационно - коммуникационных технологий обучения помогает существенно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на высокий уровень интерес детей к учебе.
Еще А. Франс высказал мысль, что "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом".
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Результатом работы над проблемой стали достижения учащихся:
2017 год Конкурс «Олимпиксик» I место
2017 год «Дино Олимпиада» (онлайн) I место
2017 год Конкурс «Кириллица» I место – 6 человек; II место - 8 человек
2017-2018у. г.- участие в Международном конкурсе по информатике «Бобёр»: 12 обучающих показали «Хороший (ІІ) результат» – 4 человека,1 – отличный результат; 6 человек участники.
2017-2018 уч.год конкурс «Умный я» 3 человека - I место; 2 человека – II место
2017-2018 уч.год конкурс «Лисенок» 10 человек - I место.
2017-2018 уч.год онлайн олимпиада «Русский с Пушкиным» 2 человека – I место
2017-2018 уч.год конкурс «Майнкрафт» - сертификат участника
Международный дистанционный конкурс «Старт» - все призовые места
Конкурс «Молодежное движение» - 12 человек – I, II, III места
Международный конкурс «Умный мамонтенок» 5 человек - I место
Конкурс «Потомки Пифагора» - 2 место и 3 место (2 человека)
Конкурс «Всеолимп» - 10 человек – 2 место
Международный конкурс «Я – Юный Гений» 5 человек – 1 место
Онлайн олимпиада «Заврики» - 1 человек – 1 место
Олимпиада «Плюс» 1 человек – 1 место
Международный конкурс «Я - Энциклопедия» 8 человек – 1, 2, 3 места
Международный конкурс «Круговорот знаний» 5 человек – 1,2,3 места
Конкурс «Кириллица» 8 человек – 1,2 места
Конкурс «Познайка»6 человек – 1 место.
2015 у.г. – Республиканский конкурс электронных презентаций «Это было в Донбассе» (Лауреат)
Работая над своей темой, и постоянно повышая свой уровень профессионализма, я имею такие достижения:
2013г.- III место в городском конкурсе «Классный руководитель года»
2014 г. – победитель конкурса «В объективе-молодой педагог»
2017 год – участие в Виртуальной выставке
Участие в международных вебинарах.