Самоанализ урока математики в 1 классе на тему «Задача. Структура задачи»
Самоанализ урока математики в 1 классе
УМК «Школа России»
МБОУ «ООШ №26 им.А.С. Пушкина»
Лысовой Александры Александровны
Предмет: Математика
Тема: Задача. Структура задачи
Тип урока: открытие нового знания
Создать условия для реализации целей:
Предметные: формирования знания о структуре текстовой задачи; умения различать условие задачи, вопрос; умения правильно оформлять решение задачи; умения составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Метапредметные:
Регулятивные: формирования умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривания последовательности действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Личностные: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Методы: словесный (беседа), практический (работа с заданиями у доски, в рабочей тетради, работа в парах), наглядный (демонстрация, иллюстрация), проблемный.
Средства обучения:
- для учителя: компьютер, проектор, экран, доска, цветной мел.
- для детей: ручка, цветные карандаши, веер чисел, технологическая карта с заданиями.
Структура урока:
1.Мотивационный этап
2. Актуализация опорных знаний
3.Постановка темы и цели урока
4.Открытие новых знаний
5. Применение опорных знаний
6.Рефлексия, оценивание
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.
Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть, сформулировать задачу словесно, создать математическую интерпретацию решаемой проблемы, выбрать методы и способы достижения поставленной цели. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Поскольку процесс решения текстовой задачи зачастую может быть организован не единственным образом, то важным показателем математической обученности является его умение выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Поэтому очень важно научить школьников в широком смысле слова работать с задачей. А чтобы работать с каким-либо материалом, необходимо четко представлять структуру его строения. Поэтому я выделила основную предметную цель: формирования знания о структуре текстовой задачи и умения различать условие задачи, вопрос.
Методика проведения урока.
Урок построен в соответствии требований ФГОС. Структура урока выдержана применительно к уроку открытия нового знания. Активизация была представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий.
Использовались
- репродуктивные методы;
- метод наглядности;
- дедуктивный метод;
- метод контроля и самооценки.
Степень сложности заданий увеличивался постепенно.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах.
Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.
Использовались различные виды контроля: ученик – ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Психологические аспекты урока.
На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.