Презентация к музыкальному занятию «Королева Скрипка» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка к презентации
Конспект музыкального занятия из цикла «Музыкальная гостиная»
для детей старшего дошкольного возраста
«Королева музыки – скрипка»
Цель: Продолжить знакомство детей со струнным музыкальным инструментом – скрипкой, расширять тембровое восприятие детей, через звучание скрипки.
Задачи:
развивать у детей эстетическое восприятие и отзывчивость на музыку разного характера;
развивать музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста;
воспитать у детей стремление проявить себя в музыкальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально – коммуникативное развитие;
физическое развитие;
художественно – эстетическое развитие.
Музыкальное приветствие
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (поёт)
Дети: Здравствуйте! (поют)
Музыкальный руководитель:
Я пригласила вас в музыкальный зал, который сегодня мы назовём - музыкальной гостиной. А вы знаете, какое помещение или какую комнату называют гостиной? (ответы детей). Гостиной называют комнату, в которой принимают гостей. И мы сегодня в нашем зале принимаем необычную гостью.
Видео презентация №1
Сказка «Королева музыки Скрипка»
В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Среди них была красавица Скрипка – самая изящная из семейства Струнных. Локоны изогнутого грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней не могла даже прима-балерина. Одевалась она с самым изысканным вкусом. Её одежды сияли, как отлично отполированное дорогое дерево. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К тому же она очень мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки. Она была изнеженна и капризна. Она постоянно перебивала остальные музыкальные инструменты и не прислушивалась к ним. «Нет, с нас довольно!» сказали инструменты «Так невозможно! Если каждый будет играть, то что хочет, музыки не получиться» и покинули музыкальную страну, а скрипка осталась одна. Каждый день скрипка пела и пела, тонким и грустным голосом, как будто плакала. Но у Скрипки был Смычок – верный друг. Он исправно служил своей царице – Скрипке и восхищался её великолепным голосом. Тогда смычок решил ей помочь. Он предложил ей помериться с музыкальными инструментами и разослал всем приглашения на музыкальный бал.
Когда все музыкальные инструменты собрались, скрипка извинилась и пообещала, что будет помогать всем инструментам настраивать их голоса. И все стали прислушиваться и подстраиваться под скрипку, называя ее Королевой музыки.
Музыкально ритмическое упражнение «Смычок»
Ребята давайте попробуем сыграть на воображаемой скрипке вместе со смычком (дети повторяют движение по моему показу).
Скрипку в руки я возьму
И смычком я проведу.
Звук чудесный, просто диво.
Скрипка так звучит красиво.
Музыкальный руководитель: Вот Скрипка и Смычок подружились со всеми инструментами и стали жить дружно, вместе распевать песенки, давайте и мы с Вами споем.
Пение с заданием. А.Филипеннко «Я на скрипочке играю» 1 куплет
Споем эхом
Я начинаю фразу – вы заканчиваете
Давайте сначала будем петь громко потом тише, прячем концы фраз в кулачок
Споем как будто мы чем-то расстроены
Споем как будто мы удивлены
Споем как будто рассердились
Споем как будто обрадовались
Пропоем шепотом (показ рукой звуковысотности)
Нарисуем на доске фразу (интонационное модулирование)
Споем без слов, как будто это играет скрипочка на ти-ли-ли (для закрепления мелодии попевки, показ движения «играем на скрипке»)
Прохлопаем ритм
Прохлопаем ритм с показом высоты звука (в ладоши, по коленям)
Музыкальный руководитель: Мы продолжаем знакомиться с нашей гостьей. Давайте посмотрим, как профессиональные музыканты играют на скрипке.
Слушание. Видео №2 Н.Паганини « I Palpiti» (фрагмент)
Ребята, а как вы думаете, почему музыканты играют на скрипке, положив ее на плечо?
Видео №3
Давным-давно на Руси с гуслями и трехструнной скрипкой-гудком. Было время, ходили скоморохи, потешали народ песнями, прибаутками, фокусами. когда слова «гудошник» и «скоморох» означали одно и то же — бродячий музыкант. Эти музыканты не знали нот, они сами сочиняли песни и наигрыши. На гудке играли, поставив его на колено, а со скрипкой на колене много не поиграешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо. Так родилась внешность современной скрипки.
Пальчиковая игра по стихотворению Эдди Огнецвета «Скрипка»
Видео №4
Зеленый кузнечик (2,3 пальчики вверх, остальные в кулачок)
Играет на скрипке (показывают «игру на скрипке»)
Заслушались бабочки («ушки»),
Птицы («крылышки-ладошки») и рыбки («гибкая кисть»).
Я стану учиться и будущим летом (показывают «игру на скрипке»)
С кузнечиком вместе (2,3 пальчики вверх, остальные в кулачок)
Сыграю дуэтом (хлопают в ладоши)
Один раз дети играют медленно по показу. На второй раз педагог предлагает детям самим показать все движения (только подсказывает слова).
Подвижная игра «Кузнечик скрипач»
Детям предлагается узнать звук скрипки в ряде предложенных мелодий. Как только заиграет скрипка мы превращаемся в Кузнечика скрипача и изображаем игру на скрипке смычком. Если звучит другой инструмент просто ходим по залу.
Дети садятся на стульчики.
Дидактическая игра «Кто танцует?»
Музыкальный фон «Звучание скрипки»
Ребята давайте посмотрим изображения сказочных героев.
Как вы думаете кто танцует под звуки скрипки?
Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Гостья наша, Королева –скрипка хочет задать вам несколько вопросов:
1. Верно ли что на скрипке играют при помощи смычка?
2. Верно ли что голос скрипки очень низкий и грубый?
3.Почему скрипку называют Королева Музыки?
Я уверена, что сегодня вы подружились со скрипкой, давайте попрощаемся с ней ребята и я с вами тоже прощаюсь до следующего музыкального занятия.