Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Льётся музыка»

2
0
Материал опубликован 5 February 2016

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Льётся музыка»

Цель:

Расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности:(слушание, игра на музыкальных инструментах, муз.ритм. движения и пение).

Задачи:

• Развивать умение у детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты.

• Закреплять знания о музыкальных инструментах. Учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в оркестре.

• Развивать музыкальную память, чувство ритма.

• Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

• Расширять словарный запас детей.

• Развивать умение эмоционально реагировать на музыкальное произведение;

• Учить ребенка правильно держать в руках музыкальный инструмент (колокольчики, бубен, бубенцы, маракасы, треугольник.) ;

• Развивать память, речь, музыкальный слух;

• Развивать умение играть на музыкальных инструментах, как индивидуально, так и в ансамбле, оркестре.

Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные, об истории происхождения музыкальных инструментов;

Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его характерные особенности.

Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе занятия.

 

Программное содержание:

• Воспитывать в детях чувства красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее.

• Развивать умение передавать в движениях характер музыки.

• Способствовать умению различать группы музыкальных инструментов. Слышать и узнавать различные музыкальные инструменты: скрипку, гитару, бубен, рояль, дудку, саксофон, трубу, флейту, барабан.

• Выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе.

Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры.

 

Оборудование:

Пианино, музыкальный центр, CD диск «Музыкальные инструменты», набор детских - музыкальных инструментов, картинки с изображением музыкальных инструментов, набор детских музыкальных игрушек

 

Предварительная работа:

• Рассматривание картинок с изображением музыкальных инструментов;

• Прослушивание мелодий в исполнении различных музыкальных инструментов;

• Индивидуальное разучивание игре на музыкальных инструментах.

Словарная работа:

• Оркестр, инструменты :(их названия), симфонический, народный.

(классификация инструментов): ударные, духовые, струнные, клавишные.

Методы и приёмы.

Рассказ – беседа,

рассматривание картинок,

прослушивание CD - дисков,

проведение музыкальных игр,

исполнение танца,

закрепление игры на инструментах,

исполнение песен по желанию детей.

Ход занятия:

(Под веселую музыку дети входят в зал и встают в круг. )

ПРИВЕТСТВИЕ:

Музыкальный руководитель:

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие:

Крепко за руки возьмемся, (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся, (друг другу улыбаются)

Солнце поднимается, (поднимаются на носочки и руки вверх)

Сердце согревается, (обнимают себя за плечи)

Просыпается земля, (руки разводят в стороны). Вместе с ней и ты и я. (берутся снова за руки).

-Но у нас сегодня занятие не обычное, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся! (дети здороваются и по музыку проходят на места).

Дети(поют):

- Добрый день, добрый день,

Нам здороваться не лень,

Этими словами здороваемся с Вами. (садятся).


 

СЛУШАНИЕ.

-Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат игрушки «Музыкальные инструменты», но среди них лежит ещё один предмет, это как будто и не музыкальный инструмент, как вы думаете, что это? (дети отвечают).

-Правильно флешка, а для чего она нужна? (ответ детей).

-правильно, и сейчас мы послушаем музыку, которая записана на ней.

(слушают «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)

-Кто исполнил это произведение? (оркестр).

-А какие мы знаем оркестры? (симфонический, народный, струнный и т.д.)

-Молодцы, а какие инструменты вы услышали в оркестре? ( дети называют и находят правильную картинку ).

-Дети, а как мы классифицируем муз. инструменты по группам? Какие они бывают? (ударные, духовые, струнные, клавишные).-Правильно, молодцы!

-А сейчас мы поиграем, в движенье инструмент узнаем!

(показываю игру на муз. инструментах, дети отгадывают и находят этот инструмент на столе).

- Молодцы, а теперь встали и сейчас мы узнаем не только. какой инструмент звучит, но и изобразим его. Внимание, готовы? Слушаем! (дети слушают и изображают инструмент).

(стук в дверь)

- Да, да, проходите кто там? (входит почтальон)

-Это я , почтальон Печкин, принёс посылку для ваших детей! Получите и распишитесь.

-Посмотрите ребята, здесь письмо(читаю) .


 

ПИСЬМО:

--Здравствуйте ребята, я дирижёр симфонического оркестра, посылаю

вам 2 новых инструмента, название вы прочтёте сами на открытке.

Успехов вам!

(знакомство детей с инструментами; блок флейта и свирель)


 

МУЗИЦИРОВАНИЕ.

- Пусть музыка всё наполнит вокруг,

Да здравствует музыка – солнечный друг!

- А теперь ребята, наши гости хотят не только посмотреть, как вы изображаете инструменты, но и услышать, как вы играете на них.

- Покажем? (дети исполняют музыкальную партию к песне «Осень милая шурши» за ранее разученное произведение, повтор партий, затем

исполнение, в процессе игры педагог исправляет ошибки; показывает, как правильно нужно держать тот или иной инструмент, где вступить и так далее).

.

 

ПЕНИЕ:

- Что только есть прекрасного на свете –всё музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер, про всё она нам может рассказать.

Дождём весенним радостно прольётся, листвою золотою закружит.

То звонкою капелью засмеётся, то вьюгой заметёт, запорошит.

-Вьюгой заметёт!

-Ребята, а мы знаем с вами песни о зиме? (дети называют песни и исполняют по желанию, это может быть любое выученное произведение о зиме; «Песня -повторялка», «Дед Мороз», «Новогодняя –хороводная» ).


 

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

Педагог читает:

-Поют, танцуют, веселятся дети и просто слушают, закрыв глаза,

-Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без неё прожить никак нельзя!

(Ставлю фрагмент музыки «Летка –Енька», дети угадывают)

-Музыка нас зовёт потанцевать! Давайте вспомним движения, а музыка нам подскажет (продолжаем разучивать танец, показ педагога и подготовленного ребёнка).

-Молодцы, отличный получился танец, а вам понравилось танцевать?

(ответы детей)
 

 

- Вот и подошло к концу наше занятие, а что больше всего запомнилось вам на занятии? (ответ детей).

Дети, я хочу с вами попрощаться, а на прощание хочу вам пожелать:

«Если будете стараться и усердно заниматься, то терпение и труд вас к успеху приведут». До свидания.

 

Список используемой литературы:

1.М.Б.Зацепина, «Культурно-досуговая деятельность в детском саду.»     

2.М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду.»   

3. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» дополнительный материал к «Конспектам музыкальных занятий» с аудио приложением (2CD),  СПб.:  Композитор, 2012.

4. Костина, Э. П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон». Часть 2. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. – Н. Новгород: Талам, 2005. – 66с.

5. Петрова И. А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.

6. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки [звукозапись]: конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет / О. П. Радынова. – М. : ГНОМ и Д, 2000

7. Щербакова Н. А Сборник музыкальных игр для дошкольников «Музыкальный сундучок» / М. : Обруч, 2012. - 80 с.

8. https://ru.wikipedia.org/wikipedia.orq/wiki/Свирель

9.http://x-minus.org/track/34765/Дед Мороз


 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Свирель — древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй — 45-47 см. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, дягиля, тростника или другого пустотелого материала.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции (где носила имя наяды Сиринги). В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Есть другое предание про древнегреческого бога леса Пана, который связал несколько тростинок и играл на свирели для своей любимой. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

Блок флейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент типа свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются так называемые вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блок флейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.

Современные блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность — они не так подвержены риску треснуть как дерево.Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей — как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

 

ПЕСНЯ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ.

Текст песни «Дед Мороз» автор Елена Сульдина

1.В каждый дом под Новый год

Он приходит ночью

Все желания исполнит

Кто чего захочет.

Припев:

Ну, скажите, кто же он?

Дед Мороз пришел с мешком.

Всем подарочки принес

Добрый Дедушка Мороз.

 

2.Ёлку снова (в садик,в школу и т.д.) к нам принёс,

Подарил игрушки

И теперь на ней висят

Шарики, хлопушки.

 

Припев:тот-же

3.Дед Мороз, хоровод

Водит вместе с нами

Вместе хлопаем в ладоши,

Топаем ногами.

Припев: тот-же 2раза
 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации