Урок-занятие для детей старшего дошкольного возраста «Секреты дружбы»
Технологическая карта
по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности
Сидорова Татьяна Владиславовна, музыкальный руководитель, МАДОУ ЦРР – детский сад.
Тема: «Секреты дружбы».
Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).
Форма совместной деятельности: работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и
самостоятельная деятельность детей.
Форма организации: занятие по духовно-нравственному обучению дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, музыкально-ритмической и творческой.
Методы обучения: беседа, выразительный показ, оценка качества исполнения, объяснение, беседа, демонстрация, повторение, упражнение, стимулирование занимательным содержанием, музыкально-дидактичесике игры.
Принципы воспитания: принцип сотрудничества, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, принцип культуросообразности, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, принцип гуманизации.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип развивающего обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип интеграции, принцип индивидуализации обучения.
Планируемый результат:
− проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослым;
− демонстрируют речевую активность в музыкальной деятельности;
− проявляют доброжелательное отношение к друг другу;
− демонстрируют танцевальные движения по - одному и в парах;
− проявляют положительный эмоциональный отклик.
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы, программа «Ладушки» Каплунова, Новоскольцева.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; словарная работа; звуковой анализ; разучивание песен и танцев на тему «Дружба»; знакомство с алгоритмом работы с интерактивным оборудованием. Подготовка атрибутов к мероприятию.
Оборудование: музыкальный центр, диски, демонстрационная панель, компьютер, интерактивный стол, карта путешествия, письмо от Дедушки Фольклора, музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, ложки, трещетка, металлофон, бубны), платочки для танца, презентация на тему «Секреты дружбы», карточки с изображением смайликов желтого и синего цвета.
Задачи: Обучающие:
− формировать умения воспринимать и воспроизводить танцевальные движения;
− совершенствовать приемы игры на детских музыкальных инструментах;
− продолжать учить петь свободно, без напряжения;
− закрепить умение правильно брать дыхание;
− учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления;
− формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения)
Развивающие:
− формировать звуковысотный, ритмический и динамический слух;
− развивать музыкальные способности: чувство ритм, музыкальный слух и музыкальную память;
− развить умение двигаться ритмично;
− развивать умение двигаться свободно, ритмично, непринуждённо, передавая образ;
− развивать умение внимательно слушать и анализировать музыкальные произведения;
− развивать зрительно-моторную координацию;
− развивать умение выразительно передавать характер произведения.
Воспитательные:
− воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к музыкальным произведениям;
− устанавливать партнерские отношения в процессе совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
− укреплять интерес и желание слушать музыку, подпевать;
− поощрять желание действовать индивидуально;
− формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).
Ход НОД
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
ПРИВЕТСТВИЕ |
||||
Мотивация на совместную деятельность |
Дети под музыку входят в зал и встают в круг |
Музыкальный руководитель играет «Марш» Ф.Надененко. М.Р.:поет – Здравствуйте ребята. М.Р.: Ребята, посмотрите, к нам пришли гостей, давайте будем вежливы и приветствуем их. М.Р.:(поет):Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень. |
Готовность детей к общению с педагогом. Дети: Отвечают – Здравствуйте. Дети приветствуют педагога, повторяя распевку-приветствие Дети: Отвечают- Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень. |
Настрой на занятие. |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||||
Позитивный настрой на деятельность |
Разминка «Здравствуй друг» |
М.Р.: а сейчас мы с поприветствуем друг друга веселой разминкой. (Приложение 1) М.Р.: Ну что ж, а теперь пройдем на стульчики. |
Дети делают разминку, после окончания слов в музыке, дети проходят на стульчики |
Настрой на совместную деятельность |
Создание игровой ситуации, побуждающей интерес детей к деятельности |
Обнаружение письма, обдумывание ситуации. |
М.Р.: Ребята, когда я сегодня пришла в зал обнаружила на рабочем столе компьютера музыкальное письмо. |
Диалог между педагогом и детьми, побуждающий на игровую деятельность |
|
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ |
||||
Совместная деятельность детей и педагога. Актуализация знаний детей о музыкальных инструментах и их звучании, вовлечение в действие и слушание |
Дети прослушав произведение, озвучивают свои предположения.
Просмотр презентации «Секреты дружбы» (Приложение 2) |
М.Р.: Давайте вместе послушаем, что же там. М.Р.: Как вы думаете ребята, как называется эта музыка М.Р.: Ребята, смотрите до здесь еще и письмо для нас. (читает) «Здравствуйте, ребята группы «Родничок». Внимание, внимание. Тревога!!! К нашему детскому саду приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!!!» М.Р.: Да…, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать? М.Р.: Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора. А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? М.Р.: Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно. М.Р.: Давайте посмотрим на экран, сейчас мы с вами попробуем разгадать секреты настоящей дружбы – это те качества, которыми должны обладать друзья. Секреты дружбы. Чтобы все секреты нам узнать Предлагаю вам порассуждать. На экран вы посмотрите, Что увидите, скажите. |
слушают произведение Т.Чудовой «Гром и дождь» (диск №3 трек №17 Подг.гр.) Дети: отгадывают Дети: отвечают Дети: отвечают Просмотр презентации дети смотрят и рассуждают над каждым слайдом. |
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Воспитание в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми. |
ФИЗМИНУТКА |
||||
Двигательная активность |
Выполнение разминки |
Физминутка «Настроение» Настроение упало, развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами Дело валится из рук… бьем по внешним сторонам ладоней Но еще не все пропало, Пальчиком влево-вправо Если есть хороший друг. Показать на друга С делом справимся вдвоем, Положить руки на плечи друга С облегчением вздохнем Настроение поднимем Руки подняли вверх И от пыли отряхнем! Отряхивают руки. |
Дети вместе с педагогом выполняют движения |
Разминка для детей |
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА. МУЗИЦИРОВАНИЕ. |
||||
Музыкально-ритмическая деятельность Создание игровой ситуации на развитие чувства ритма |
Игра на инструментах детского шумового оркестра |
М.Р.: Ребята, я думаю, раз мы с вами такие дружные, у нас получиться веселый оркестр. М.Р.: Молодцы, у нас получился веселый дружный оркестр, что никакая ведьма Злючка нам не страшна. |
Дети воспроизводят оркестр, выполняя элементы, изображенные на мультимедийной презентации. Оркестр «Веселые музыканты» (Приложение 3) |
Игра на шумовых инструментах, под мультимедийную презентацию: воспитывать чувство ритма. |
РАСПЕВАНИЕ. ПЕНИЕ |
||||
Установка на ровное дыхание и правильное звукоизвлечения во время пения. лючение детей в творческую исполнительскую деятельность |
Распевка «вибрато», «собачки». |
М.Р.: Давайте ребята испугаем ведьму Злючку веселой распевкой. М.Р.: Ребята, я хочу у Вас спросить, а с кем можно дружить? М.Р.: Вы правильно сказали, что дружить можно и с животными, и мы с вами даже споем об этом песню. |
Дети выполняют распевание по показу педагога. Дети: отвечают (натолкнуть на мысль, что животные – наши друзья) Дети поют песню «Всем нужны друзья»Муз.З.Компанейца, Сл.П.Синявского. (Дополнительный материал для подготовительной группы, стр.121№53. |
Продолжать учить петь свободно, без напряжения; закрепить умение правильно брать дыхание. |
ТАНЕЦ |
||||
Выполнение ритмичных движений под музыку. Включение детей в самостоятельную танцевальную деятельность |
Танец друзей «Ку-ку» |
М.Р.: Давайте ребята прислушаемся, вы что то слышите (тишина) – нет. Значит ведьма Злючка улетела прочь из нашего детского сада, поняла, что с такими дружными детьми ей не справиться. ну что ж, а мы станцуем танец «Дружбы», что бы наверняка прогнать злую ведьму. |
Дети танцуют танец дружбы «Ку-ку» (Приложение 4) после танца садятся на стульчики |
Закрепление чувства ритма, через танцевально-ритмические движения |
РЕФЛЕКСИЯ |
||||
Заключительный этап – самоконтроль, самоанализ деятельности. |
Умение высказывать свои впечатления, делиться впечатлениями
Подведение итогов |
М.Р.: Давайте еще раз ребята вспомним секреты дружбы. М.Р.: Сегодня ребята вы доказали, что дружным ребятам ничего не страшно. Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь. М.Р.: Ребята, мы сегодня справились с коварной ведьмой Злючкой и не пустили ее к нам в детский сад. Вы разгадали все секреты дружбы, и тем самым прогнали злую ведьму далеко-далеко. Молодцы, и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте! М.Р.: У меня для вас есть веселые смайлики. Если вам все сегодня понравилось и все получилось – возьмите веселые, если для вас что-то показалось трудным и было неинтересно – возьмите грустные. М.Р.: А теперь покажите нашим гостям свои смайлики. М.Р.:Занятие кончается и в группу нам пора, А дружба продолжается, ура, ура, ура!(Поет)До свидания. |
Дети: отвечают Дети выбирают смайлики Дети показывают выбранные смайлики гостям Дети: (отвечают) До свидания. Дети прощаются с гостями, под музыку «Настоящий друг» и, держась за руки, выходят из зала. |
Закрепление полученных знаний, выражение эмоционального отклика после занятия |
Ольга Владимировна