Презентация к уроку физики в 8 классе «Энергия топлива»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока физики
на тему «Энергия топлива».
Цель урока: изучить вопросы использования внутренней энергии топлива, выделения тепла при сгорании топлива.
Задачи урока:
-обучающие:
- углубить знания учащихся о топливе;
- ввести понятие теплоты сгорания топлива, удельной тепплоты сгорания топлива;
- научить определять количество теплоты при сгорании топлива;
- развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать умения работать с таблицами и делать выводы;
- устанавливать связь между ранее изученным материалом на уроках химии, географии, физики;
- развивать наблюдательность, внимание, коммуникацию, умение работать в группе.
-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к использованию топливных ресурсов;
- воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: наглядные, словесные, эксперимент.
Технологии: ИКТ при изучении нового материала, проблемно - диалоговые.
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедиа проектор, презентация урока в Microsoft Power Point.
2. Спирт, бензин, деревянная подставка, фольга, вата, спички, пробирки, термометры, штативы (для эксперимента).
ХОД УРОКА.
- Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- эмоциональный настрой (Слайд 2)
- Постановка проблемной ситуации, определение темы урока.
Разделение класса на группы. (Слайд 3)
Правила работы в группах:
- Активно обменивайтесь информацией между собой.
- Совместно делайте выводы.
- Совместно выработайте единый подход.
- Помните! От вклада каждого участника зависит общий результат работы.
Учитель: Ребята, я думаю, вы со мной не будете спорить, если я вам скажу, что природа — это язык предметов и явлений, и беседовать с природой нужно только на ее языке. Согласны?
Тогда для начала предлагаю восстановить цепочку этапов последовательного изучения любого природного явления. На доске находятся карточки. Ваша задача, посоветовавшись в группе в течении одной минуты расположить карточки в правильной последовательности.
Наблюдение | Гипотеза | Эксперимент | Закон | Применение |
Учитель: Итак, мы с вами уже сделали первый шаг на пути к познанию природы. Посмотрите по такому алгоритму мы с вами и будем сегодня работать.
Продолжаем общаться с природой на ее языке. Вспомним, что вы сейчас изучаете раздел «Тепловые явления». Верно? И сегодня на уроке мы продолжим его изучать. Готовы?
Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Что объединяет оливки и тепловую электростанцию?» (Слайд 4)
Ученики: (предлагают ответы на вопрос).
Учитель: Подсказка. При отжиме оливок 60% составляет масло и 40% отходы – кожура и косточки.
Один итальянский фермер заметил, что после отжима оливкового масла остается очень много отходов. И он решил рационально воспользоваться продуктами отходов. Он построил маленькую тепловую электростанцию, которая сжигала отходы от оливок и обеспечивала электроэнергией его ферму. Далее он решил расширить свой бизнес. И начал скупать отходы у соседних фермеров. И таким образом его электростанция стала обеспечивать электроэнергией весь близлежащий город.
Скажите, пожалуйста, в качестве чего фермер использовал отходы от оливок?
Ученики: В качестве топлива.
Учитель: А что вырабатывает электростанция?
Ученики: Энергию.
Учитель: А вы можете предположить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ученики: топливная энергия, энергия топлива.
Учитель: Совершенно верно! Тема сегодняшнего урока «Энергия топлива». (учитель записывает тему урока на доске, ученики в тетради)
А как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, рассматривая данную тему?
Ученики: (предлагают ответы на вопрос).
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы: (Слайд 5)
- Что такое топливо?
- Виды топлива?
- Как образуется энергия топлива?
- Как рассчитать энергию топлива?
- Где применяется энергия топлива?
- Изучение новой темы.
Этап № 1.
Учитель: Итак, объект изучения – топливо. А какие виды топлива вам известны?
Ученики: бензин, керосин, природный газ, уголь, горючие сланцы и т. д.
Учитель: Ребята, а давайте попробуем дать определение, что такое топливо?
Ученики: Топливо – это вещество, способное при горении выделять тепло.
Учитель: Совершенно верно! Давайте запишем это определение и примеры топлива, которые вы привели в тетрадь. (Слайд 6)
А теперь давайте выясним, а какое же самое главное условие горения топлива?
Ученики: наличие кислорода.
Учитель: А какие продукты горения мы при этом получим?
Ученики: углекислый газ и тепло.
Учитель: Верно! На слайде представлена схема горения топлива, зафиксируйте ее в своих тетрадях. (Слайд 7)
А что из этих продуктов будет полезным, а что будет приносить вред?
Ученики: углекислый газ будет приносить вред.
Учитель: Правильно! Продолжаем работать. А теперь такой вопрос. Давайте вспомним, какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию тела? Например, у меня холодные ладошки. Предложите мне способы изменить внутреннюю энергию ладошек в условиях нашего класса.
Ученики: потереть ладошки друг о друга, подышать на ладошки (ученики повторяют движения за учителем в качестве разминки).
Учитель: А как с точки зрения физики можно охарактеризовать данные процессы?
Ученики: Совершение работы и теплообмен. (Слайд 8)
Учитель: Совершенно верно! Какой же вывод мы с вами можем сделать? Хорошо.
Ребята, энергия топлива также применяется и для совершения работы, и для теплопередачи. Предлагаю вам следующее задание: приведены шесть примеров использования энергии топлива. (Слайд 9) Ваша задача, посоветовавшись в группе в течении одной минуты стрелочками распределить все шесть примеров на два способа использования энергии топлива.
Учитель: Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать на данном этапе?
Ученики: Энергия топлива используется для совершения работы и для теплопередачи.
Учитель: Зафиксируйте этот вывод у себя в тетради.
Этап № 2.
Учитель: А теперь пришло время серьезных решений. Давайте вспомним нашего фермера. Как вы думаете, почему фермер вначале решил, что он сможет обеспечить электроэнергией только свою ферму, а затем весь город?
Ученики: (предлагают варианты ответа).
Учитель: Сделали вывод, что фермер знал как это рассчитать, знал какой-то закон. А мы с вами не знаем. Поэтому в условиях нашего урока предлагаю получить закон для расчета энергии, выделяемой топливом при сгорании. Жду вашей гипотезы. Предположите, от каких величин зависит энергия, выделяемая топливом при сгорании?
Ученики: от массы, от рода вещества.
Этап № 3.
Учитель: Гипотеза есть. А что нужно делать с гипотезами?
Ученики: делать эксперимент, выводить закон.
Учитель: Верно. К чему мы с вами и приступим. Поскольку ученикам по технике безопасности запрещено самостоятельно проводить опыты с горючим, эксперимент будем проводить на демонстрационном столе, а ученики будут помощниками учителя.
Опыт № 1: Нагревание воды в пробирке, с помощью сжигания различной массы спирта.
Опыт № 2: Сжигание спирта и бензина для определения количества теплоты.
Учитель: Итак, давайте подведем итоги нашего эксперимента.
Этап № 4.
Учитель: Верно. Экспериментально мы подтвердили, что количество теплоты, выделяемое топливом, зависит от массы и вида топлива. Математическая запись данного закона следующая: (Слайд 10)
Q=mq, где
Q – количество теплоты (Дж),
m – масса (кг),
q – удельная теплота сгорания топлива (Дж/кг).
Учитель: Ребята, нам удалось прийти к таким же выводам, к каким в XIX веке пришел английский физик Джеймс Джоуль и Роберт Майк, а также великий русский ученый М. В. Ломоносов.
Итак, какой мы вывод сделаем на данном этапе?
Учитель: Верно. Посмотрите, пожалуйста, нам известны все величины, кроме удельной теплоты сгорания топлива. Это новая для вас величина. С ней мы сейчас поработаем. У вас в учебнике дана таблица удельной теплоты сгорания топлива и она представлена у меня на слайде. (Слайд 11) Давайте посмотрим, в каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива? А давайте попробуем дать определение, а что же такое удельная теплота сгорания топлива?
Ученики: Удельная теплота сгорания топлива – это величина, показывающая, какое количество теплоты выделяет 1 кг топлива при полном сгорании.
Учитель: Давайте вспомним эксперимент. Какие виды топлива мы использовали?
Ученики: бензин и спирт.
Учитель: найдите в таблице удельную теплоту сгорания спирта и бензина. Сравните их между собой, и с показаниями эксперимента. Эксперимент подтвердил табличные значения?
А если мы возьмем на 1 кг бензина, а 3 кг бензина, какое количество теплоты при этом выделится?
Какой вывод мы сделаем на данном этапе?
Этап № 5.
Учитель: Ребята предлагаю вам задание, с помощью которого вы сможете применить уже полученные знания, а также расширить свои знания. На столах у каждой группы находятся 3 текста. Вам необходимо за 3 минуты прочитать текст своей группы, составить вопрос по этому тексту для следующей группы, а также ответить на вопрос от предыдущей группы. Что необходимо сделать, что все успеть за 3 минуты.
Ученики: распределить обязанности в группе.
Текст №1: Загрязнение окружающей среды. (Слайд 12)
Текст №2: Нанотрубки – ёмкости для хранения водорода, самого чистого топлива. (Слайд 13)
Текст №3: Альтернативные источники энергии. (Слайд 14)
Учитель: Ребята, какие проблемы мы с вами смогли сейчас затронуть?
А давайте вернемся к нашему фермеру. Скажите, пожалуйста, почему фермер использовал продукты отходов от оливок, а не какой-либо другой вид топлива, например уголь.
Ученики: (предлагают ответы на вопрос).
- Домашнее задание.
Учитель: Ребята, скажите а мы можем в качестве альтернативного топлива для электростанции мы можем рассмотреть мусор?
Ученики: да.
Учитель: тогда в качестве домашнего задания я предлагаю вам задание: рассмотрите мусор как альтернативный источник получения энергии и предложите способ определения удельной теплоты сгорания мусора. (Слайд 15)
- Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Мы ответили на вопросы, которые были поставлены вначале урока? (Слайд 16)
Ученики: да.
Учитель: Давайте выставим оценки за урок.
- Рефлексия.
Учитель: Предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
Что ты узнал на уроке?
Что для тебя явилось полезной информацией?
Полезным навыком что для тебя явилось на данном уроке?
Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю оценить работу ваших групп с помощью колеса самооценки. (Слайд 17)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Вы молодцы, у нас на уроке все получилось. (Слайд 18) Я желаю вам приятного дня и всего доброго. Урок окончен. До свидания!