Презентация к уроку физики в 8 классе «Энергия топлива»

4
0
Материал опубликован 6 November 2021 в группе

Пояснительная записка к презентации

Сценарий урока физики

на тему «Энергия топлива».

Цель урока: изучить вопросы использования внутренней энергии топлива, выделения тепла при сгорании топлива.

Задачи урока:

-обучающие: 

  • углубить знания учащихся о топливе;
  • ввести понятие теплоты сгорания топлива, удельной тепплоты сгорания топлива;
  • научить определять количество теплоты при сгорании топлива;

- развивающие:

  • развивать аналитическое мышление;
  •  развивать умения работать с таблицами и делать выводы;
  • устанавливать связь между ранее изученным материалом на уроках химии, географии, физики;
  • развивать наблюдательность, внимание, коммуникацию, умение работать в группе.

-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к использованию топливных ресурсов;
  • воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: наглядные, словесные, эксперимент.

Технологии: ИКТ при изучении нового материала, проблемно - диалоговые.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедиа проектор, презентация урока в Microsoft Power Point.

2. Спирт, бензин, деревянная подставка, фольга, вата, спички, пробирки, термометры, штативы (для эксперимента).



ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент

- приветствие;

- проверка готовности к уроку;

- эмоциональный настрой (Слайд 2)


  1. Постановка проблемной ситуации, определение темы урока.

Разделение класса на группы. (Слайд 3)

Правила работы в группах:

    1. Активно обменивайтесь информацией между собой.
    2. Совместно делайте выводы.
    3. Совместно выработайте единый подход.
    4. Помните! От вклада каждого участника зависит общий результат работы.


Учитель: Ребята, я думаю, вы со мной не будете спорить, если я вам скажу, что природа — это язык предметов и явлений, и беседовать с природой нужно только на ее языке. Согласны?

Тогда для начала предлагаю восстановить цепочку этапов последовательного изучения любого природного явления. На доске находятся карточки. Ваша задача, посоветовавшись в группе в течении одной минуты расположить карточки в правильной последовательности.


Наблюдение

Гипотеза

Эксперимент

Закон

Применение


Учитель: Итак, мы с вами уже сделали первый шаг на пути к познанию природы. Посмотрите по такому алгоритму мы с вами и будем сегодня работать.

Продолжаем общаться с природой на ее языке. Вспомним, что вы сейчас изучаете раздел «Тепловые явления». Верно? И сегодня на уроке мы продолжим его изучать. Готовы?

Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Что объединяет оливки и тепловую электростанцию?» (Слайд 4)

Ученики: (предлагают ответы на вопрос).


Учитель: Подсказка. При отжиме оливок 60% составляет масло и 40% отходы – кожура и косточки.

Один итальянский фермер заметил, что после отжима оливкового масла остается очень много отходов. И он решил рационально воспользоваться продуктами отходов. Он построил маленькую тепловую электростанцию, которая сжигала отходы от оливок и обеспечивала электроэнергией его ферму. Далее он решил расширить свой бизнес. И начал скупать отходы у соседних фермеров. И таким образом его электростанция стала обеспечивать электроэнергией весь близлежащий город.

Скажите, пожалуйста, в качестве чего фермер использовал отходы от оливок?

Ученики: В качестве топлива.

Учитель: А что вырабатывает электростанция?

Ученики: Энергию.

Учитель: А вы можете предположить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученики: топливная энергия, энергия топлива.

Учитель: Совершенно верно! Тема сегодняшнего урока «Энергия топлива». (учитель записывает тему урока на доске, ученики в тетради)

А как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, рассматривая данную тему?

Ученики: (предлагают ответы на вопрос).

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы: (Слайд 5)

  • Что такое топливо?
  • Виды топлива?
  • Как образуется энергия топлива?
  • Как рассчитать энергию топлива?
  • Где применяется энергия топлива?
  1.  Изучение новой темы.

Этап № 1.

Учитель: Итак, объект изучения – топливо. А какие виды топлива вам известны?

Ученики: бензин, керосин, природный газ, уголь, горючие сланцы и т. д.

Учитель: Ребята, а давайте попробуем дать определение, что такое топливо?

Ученики: Топливо – это вещество, способное при горении выделять тепло.

Учитель: Совершенно верно! Давайте запишем это определение и примеры топлива, которые вы привели  в тетрадь. (Слайд 6)

А теперь давайте выясним, а какое же самое главное условие горения топлива?

Ученики: наличие кислорода.

Учитель: А какие продукты горения мы при этом получим?

Ученики: углекислый газ и тепло.

Учитель: Верно! На слайде представлена схема горения топлива, зафиксируйте ее в своих тетрадях. (Слайд 7)

А что из этих продуктов будет полезным, а что будет приносить вред?

Ученики: углекислый газ будет приносить вред.

Учитель: Правильно! Продолжаем работать. А теперь такой вопрос. Давайте вспомним, какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию тела? Например, у меня холодные ладошки. Предложите мне способы изменить внутреннюю энергию ладошек в условиях нашего класса.

Ученики: потереть ладошки друг о друга, подышать на ладошки (ученики повторяют движения за учителем в качестве разминки).

Учитель: А как с точки зрения физики можно охарактеризовать данные процессы?

Ученики: Совершение работы и теплообмен. (Слайд 8)

Учитель: Совершенно верно! Какой же вывод мы с вами можем сделать? Хорошо.

Ребята, энергия топлива также применяется и для совершения работы, и для теплопередачи. Предлагаю вам следующее задание: приведены шесть примеров использования энергии топлива. (Слайд 9) Ваша задача, посоветовавшись в группе в течении одной минуты стрелочками распределить все шесть примеров на два способа использования энергии топлива.

Учитель: Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать на данном этапе?

Ученики: Энергия топлива используется для совершения работы и для теплопередачи.

Учитель: Зафиксируйте этот вывод у себя в тетради.

Этап № 2.

Учитель: А теперь пришло время серьезных решений. Давайте вспомним нашего фермера. Как вы думаете, почему фермер вначале решил, что он сможет обеспечить электроэнергией только свою ферму, а затем весь город?

Ученики: (предлагают варианты ответа).

Учитель: Сделали вывод, что фермер знал как это рассчитать, знал какой-то закон. А мы с вами не знаем. Поэтому в условиях нашего урока предлагаю получить закон для расчета энергии, выделяемой топливом при сгорании. Жду вашей гипотезы. Предположите, от каких величин зависит энергия, выделяемая топливом при сгорании?

Ученики: от массы, от рода вещества.

Этап № 3.

Учитель: Гипотеза есть. А что нужно делать с гипотезами?

Ученики: делать эксперимент, выводить закон.

Учитель: Верно. К чему мы с вами и приступим. Поскольку ученикам по технике безопасности запрещено самостоятельно проводить опыты с горючим, эксперимент будем проводить на демонстрационном столе, а ученики будут помощниками учителя.

Опыт № 1: Нагревание воды в пробирке, с помощью сжигания различной массы спирта.

Опыт № 2: Сжигание спирта и бензина для определения количества теплоты.

Учитель: Итак, давайте подведем итоги нашего эксперимента.

Этап № 4.

Учитель: Верно. Экспериментально мы подтвердили, что количество теплоты, выделяемое топливом, зависит от массы и вида топлива. Математическая запись данного закона следующая: (Слайд 10)

Q=mq, где

Q – количество теплоты (Дж),

m – масса (кг),

qудельная теплота сгорания топлива (Дж/кг).

Учитель: Ребята, нам удалось прийти к таким же выводам, к каким в XIX веке пришел английский физик Джеймс Джоуль и Роберт Майк, а также великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Итак, какой мы вывод сделаем на данном этапе?

Учитель: Верно. Посмотрите, пожалуйста, нам известны все величины, кроме удельной теплоты сгорания топлива. Это новая для вас величина. С ней мы сейчас поработаем. У вас в учебнике дана таблица удельной теплоты сгорания топлива и она представлена у меня на слайде. (Слайд 11) Давайте посмотрим, в каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива? А давайте попробуем дать определение, а что же такое удельная теплота сгорания топлива?

Ученики: Удельная теплота сгорания топлива – это величина, показывающая, какое количество теплоты выделяет 1 кг топлива при полном сгорании.

Учитель: Давайте вспомним эксперимент. Какие виды топлива мы использовали?

Ученики: бензин и спирт. 

Учитель: найдите в таблице удельную теплоту сгорания спирта и бензина. Сравните их между собой, и с показаниями эксперимента. Эксперимент подтвердил табличные значения?

А если мы возьмем на 1 кг бензина, а 3 кг бензина, какое количество теплоты при этом выделится?

Какой вывод мы сделаем на данном этапе?

Этап № 5.

Учитель: Ребята предлагаю вам задание, с помощью которого вы сможете применить уже полученные знания, а также расширить свои знания. На столах у каждой группы находятся 3 текста. Вам необходимо за 3 минуты прочитать текст своей группы, составить вопрос по этому тексту для следующей группы, а также ответить на вопрос от предыдущей группы. Что необходимо сделать, что все успеть за 3 минуты.

Ученики: распределить обязанности в группе.

Текст №1: Загрязнение окружающей среды. (Слайд 12)

Текст №2: Нанотрубки – ёмкости для хранения водорода, самого чистого топлива. (Слайд 13)

Текст №3: Альтернативные источники энергии. (Слайд 14)

Учитель: Ребята, какие проблемы мы с вами смогли сейчас затронуть?

А давайте вернемся к нашему фермеру. Скажите, пожалуйста, почему фермер использовал продукты отходов от оливок, а не какой-либо другой вид топлива, например уголь.

Ученики: (предлагают ответы на вопрос).


  1. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, скажите а мы можем в качестве альтернативного топлива для электростанции мы можем рассмотреть мусор?

Ученики: да.

Учитель: тогда в качестве домашнего задания я предлагаю вам задание: рассмотрите мусор как альтернативный источник получения энергии и предложите способ определения удельной теплоты сгорания мусора. (Слайд 15)


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Мы ответили на вопросы, которые были поставлены вначале урока? (Слайд 16)

Ученики: да.

Учитель: Давайте выставим оценки за урок.


  1.  Рефлексия.

Учитель: Предлагаю ответить вам на следующие вопросы:

Что ты узнал на уроке?

Что для тебя явилось полезной информацией?

Полезным навыком что для тебя явилось на данном уроке?

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю оценить работу ваших групп с помощью колеса самооценки. (Слайд 17)

​​​​​​​

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Вы молодцы, у нас на уроке все получилось. (Слайд 18)             Я желаю вам приятного дня и всего доброго. Урок окончен. До свидания!

Предварительный просмотр презентации

Урок физики 8 класс учитель: Бондарчук Анна Леонидовна г. Тирасполь

Правила работы в группах: Активно обменивайтесь информацией между собой. Совместно делайте выводы. Совместно выработайте единый подход. Помните! От вклада каждого участника зависит общий результат работы.

?

Энергия топлива Что такое топливо? Виды топлива? Как образуется энергия топлива? Как рассчитать энергию топлива? Где применяется энергия топлива?

ТОПЛИВО – это вещество, которое способно гореть и выделять при этом тепло.

ТОПЛИВО КИСЛОРОД ТЕПЛО УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Способы изменения внутренней энергии Совершение работы Теплообмен

Использование энергии топлива Совершение работы Теплопередача Электростанция Двигатель автомобиля Камин Газовая плита Ракетный двигатель Доменная печь

Расчет количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива Q=mq Q – количество теплоты (Дж), m – масса (кг), q – удельная теплота сгорания топлива .  

Загрязнение окружающей среды По данным многолетнего мониторинга, количество выбрасываемых в атмосферу экологически вредных химических соединений, веществ и элементов продуктов сгорания топлива удваивается каждые 12-14 лет, в связи с чем проблема загрязнения атмосферы продуктами сгорания топлива относится к одной из глобальных проблем современности. 

Нано-трубки – ёмкости для хранения водорода Выгоднее всего в качестве топлива использовать самый распространённый химический элемент во Вселенной – водород. При окислении (сгорании) водорода образуется вода, и эта реакция идёт с выделением очень большого количества тепла, однако, хранение и транспортировка водорода до сих пор являлись одной из нерешённых проблем водородной энергетики. Решением проблемы хранения и транспортировки водорода может стать устройство, играющее роль «губки», которая обладала бы способностью всасывать водород и удерживать его неограниченно долго. Очевидно, что такая водородная «губка» должна обладать большой поверхностью и химическим сродством к водороду. Все эти свойства присутствуют у углеродных нанотрубок.

Альтернативные источники энергии

Мусор – источник альтернативной энергии Домашнее задание: Предложить способ определения удельной теплоты сгорания мусора. Какие установки необходимы, чтобы использовать мусор в качестве топлива.

Энергия топлива Что такое топливо? Виды топлива? Как образуется энергия топлива? Как рассчитать энергию топлива? Где применяется энергия топлива?

Колесо самооценки

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.