12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Бабанина Ираида Александровна467
Россия, Тамбовская обл., п. Заводской

 

ПОЯС ГОР ЮГА СИБИРИ.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА

Урок с использованием ИКТ

Цель: Совершенствование умений самостоятельной работы с различными источниками информации при изучении темы «Пояс гор юга Сибири»

Задачи:

  • Обучить определению состава и ЭГП территории при помощи географических карт;

  • Прививать навыки самостоятельной работы с учебным материалом

  • Использовать средства ИКТ;

  • Сформировать у учащихся общее представление о происхождении и природе гор Южной Сибири ;

  • Сформировать знания о природе уникального озера Байкал;

  • Воспитывать экологическое мировоззрение.

Методы и приемы:

  • Объяснение учителя

  • Рассказ

  • Использование ИКТ

  • Демонстрация иллюстраций

  • Самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации

  • Модульная технология

 

Материалы и оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентации,  атласы, контурные карты дополнительная литература, учебник, тетрадь по географии.


 

Ход урока:


 

  • Оргмомент, вступительное слово учителя;
  • Самостоятельная работа с применением модульной технологии;
  • Изучение новой темы при помощи мультимедийной презентации;
  • Обобщение и закрепление изученного на уроке.

 

  1. Организационный момент, вступительное слово учителя

Мы продолжаем изучение районов страны, их комплексную характеристику. Изучение любой территории начинается с описания и оценки его физико- и экономико-географического положения. При помощи модуля мы можем определять состав и ЭГП района самостоятельно. Этот навык у 9-классников уже сформировался в процессе изучения других районов страны

 

  1. Самостоятельная работа с применением модульной технологии

Учебный элемент №1( Определение и характеристика ЭГП территории)

 

Цель и задачи работы

Действия

1. Определить состав территории, входящей в пояс гор юга Сибири.

1. При помощи текста учебника и политико-административной карты определите какие субъекты РФ входят в состав данной территории.

2. При помощи рис. 68 п.55 учебника и физической карты России определите, какие природные объекты находятся на данной территории.

2. Дать оценку экономико-географического положения данной территории.

3. При помощи текста учебника и политико-административной карты определите, с какими районами России и зарубежными странами граничит эта территория. Дайте оценку этим границам.

4. Определите, пересекается ли эта территория транспортными магистралями. (какими?)

5. Имеет ли выход в моря или океаны.

6. Сделайте вывод об ЭГП района


 

  1. Изучение новой темы при помощи мультимедийной презентации                  /data/files/i1480102607.pptx (Пояс гор юга Сибири)

Учебный элемент №2

( Объяснение и рассказ учителя, демонстрация слайдов, самостоятельная работа с учебником и картами атласа)

Рельеф.

Пояс гор Юга Сибири протянулся за пределы района в Среднюю Азию, Монголию и Китай.

На севере и северо-западе он включает Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горную Шорию и межгорные котловины: Минусинскую, Кузнецкую. На востоке Алтай примыкает к Западному Саяну и Восточному Саяну. Горные Хребты Прибайкалья и Забайкалья окаймляют озеро Байкал, и переходят в Становое и Алданское нагорье.

Высшая точка Сибири и Алтая – двухвершинная гора Белуха с высотами 4506 и 4460 м.

Геология и полезные ископаемые.

Проанализировав геохронологическую таблицу, напомнив горообразовательные процессы от начала палеозоя до кайнозойского времени, переходим к краткой истории возникновения и развития Алтая, Кузнецкой котловины, Кузнецкого Алатау , Салаирского кряжа, Саян, гор Прибайкалья и Забайкалья.

Для объяснения данной темы используем мультимедийную презентацию.

1. До палеозойской эры и в ее начале на месте всей рассматриваемой нами горной страны было обширное море.

2. В начале палеозоя возникли складчатые горы на месте современного Алтая. К концу палеозоя на месте современного Алтая, Саян и прибайкальских территорий уже образовалась высокая складчатая горная страна.

3. На протяжении всей мезозойской эры (несколько десятков миллионов лет) горная страна от действия внешних сил непрерывно разрушалась и превратилась в волнистую равнину.

4. В кайнозойской эре, когда образовывались все главные черты современного рельефа, в том числе горные системы (Гималаи, Гиндукуш Кордильеры, Альпы, Кавказ), земная кора на месте гор юга Сибири была разбита разломами на многочисленные глыбы. Одни глыбы стали подниматься, образуя горными массивы, другие опускались, образуя широкие долины, котловины. При образовании разломов по ним поднимались расплавленные породы, при медленном застывании которых выделялись руды металлов. Тектонические движения земной коры сопровождались процессами магматизма и метаморфизма, которые привели к формированию крупных месторождений разнообразных руд - железных и полиметаллических на Алтае, медных и золота в Забайкалье.

5. Таким образом, все горы Южной Сибири эпиплатформенные складчато-глыбовые возрожденные. В дальнейшем глыбы гор разрезались текучими водами и ледниками. В преобразовании рельефа в ледниковые периоды ведущая роль принадлежала ледникам, в межледниковья и в настоящее время - текучим водам.

6. Вертикальные и горизонтальные подвижки земной коры продолжаются, поэтому весь этот пояс относится к сейсмическим районам России, где сила землетрясений может достигать 5-7 баллов. Особенно сильные землетрясения происходят в районе оз. Байкал.

 

Эта краткая история возникновения и формирования изучаемой территории даст ученикам очень много. Они получат представление о строении гор, поймут, почему Кузнецкий бассейн богат каменным углём, а более высокие части Алтая, Саян и Забайкалья - рудами черных и цветных металлов.

Климат. Климат гор Юга Сибири меняется от континентального на западе до резко континентального на востоке. Алтай лежит на границе двух зон - лесостепи (южная часть Западно-Сибирской низменности) и полупустыни, переходящей в Казахстане и Монголии в пустыню. В то время как в полупустынях и степях, примыкающих к Алтаю, количество осадков колеблется от 250 до 350 мм в год, в горах Алтая и Кузнецкого Алатау выпадает б00-700 и даже 900 мм. Высокие горы задерживают влагу западных ветров. В долинах, расположенных позади горных хребтов, осадков очень мало. Высокогорья Алтая. Саян и Станового нагорья располагаются выше снеговой линии, поэтому в ряде горных систем образуются ледники.

Высотная поясность. В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно-степной, горно-таёжный и высокогорный. Различия в температурах и в степени увлажнения горных склонов находит прямое отражение в характере почвенно-растительного покрова гор, в проявлении высотной поясности. По склонам Алтая до высоты 500 м на севере и 1500 м на юге поднимаются степи. В прошлом ковыльные и разнотравные степи располагались и по днищу межгорных котловин. Ныне плодородные черноземы степных котловин почти полностью распаханы. Выше пояса степей на влажных западных склонах Алтая находятся елово-пихтовые леса с примесью кедра. В более сухих Саянах, Байкальских горах и в Забайкалье господствуют сосново-лиственничные леса.  Под лесами сформировались горно-таежные мерзлотные почвы. Верхняя часть пояса лесов занята кедровым стлаником. В Забайкалье и на Алданском нагорье зона лесов почти полностью состоит из кустарниковых зарослей кедрового стланика. Выше лесов на Алтае находятся субальпийские и альпийские луга. В Саянах, на Байкальском и Алданском нагорьях, где значительно холоднее, верхние участки гор заняты горной тундрой с карликовой березой.

 

Внутренние воды. В горах Юга Сибири берут свое начало крупнейшие реки Сибири - Иртыш, Бия и Катунь - истоки Оби; Енисей, Лена, Витим, Шилка и Аргунь - истоки Амура.
Стекающие с гор реки богаты гидроэнергией. Горные реки наполняют водой озера, находящиеся в глубоких котловинах, и прежде всего крупнейшие и красивейшие озера Сибири - Байкал и Телецкое.

Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Презентация с сообщениями учащихся.

Учебный элемент №3

  1. Обобщение и закрепление изученного на уроке

Учебный элемент №4 (самостоятельная работа с использованием различных источников информации)

Оценка природных условий и проблем пояса гор Юга Сибири


 

Природные условия и ресурсы, благоприятные для развития хозяйства

 

Проблемы территории

 


Пояс гор юга Сибири
PPTX / 4.91 Мб

 

Домашнее задание: § 55, чтение и пересказ, обозначить на контурной карте географические объекты, выделенные в тексте. Знание географической номенклатуры.

 

Информационные источники:

  1. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России» - учебник для общеобразовательных учреждений , 9 класс. «Дрофа», М., 2010

  2. Е. Н. Кузеванова. Байкаловедение: живой мир Байкала. Человек на Байкале: Спецкурс для общеобразовательных учебных заведений. 2006

  3. http://geograf-portal.ru/

  4. http://www.magicbaikal.ru/

  5. http://krugobaikal.ru/

  6. http://www.baikalvisa.ru/baikal/

  7. http://ilovebaikal.ru/rbcbk.html


 

Опубликовано в группе «Предметные недели (декады) учителей естественно-математического цикла»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.