Презентация к уроку развития речи «Текст как речевое произведение» (5 класс)
Притча – (слав. притъка – случай, происшествие) – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
Правила работы в группе 1.Внимательно читаем задание. 2.Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого. 3.Назначаем того, кто будет выступать от имени группы. 4.Представляем результат.
Текст – речевое ________________, где мысль выражена _________. Текст состоит из ________, связанных между собой в _______, основной мыслью и ___________. Текст является результатом речевой деятельности. ЗАДАНИЕ №1. Восстановите текст, используя слова для справки: (словами, произведение, темой, предложений, грамматически.)
ЭТАЛОН Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами. Текст состоит из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически. Текст является результатом речевой деятельности.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале: Кто попал точно в цель 5 баллов, кто был близок, но допустил один промах – 4 балла, Кто ошибся дважды – 3 балла.
Найдите ключевые слова в предложении: Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами.
Текст как речевое произведение.
Сформулируйте цели урока: ЗНАТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ ТЕКСТА. УМЕТЬ ФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕКСТ
Василий Александрович Сухомлинский Василий Александрович Сухомлинский Выдающийся советский педагог, писатель. 1918 - 1970
Прослушайте текст. Закончите его 2-3 предложениями. Озаглавьте его. Определите основную мысль текста. ЗАДАНИЕ №2.
Хатка – небольшой крестьянский дом.
Концовка текста Основная мысль текста Название
Концовка текста Основная мысль текста Название …снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику. (22)Красивы не красивые слова. 23)Красивы дела… Помогать надо делом, а не словами. ИЛИ: Не слова красят человека, а дела. Красивые слова и красивые дела. ИЛИ Лучше красиво делать, чем красиво говорить.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале: Кто попал точно в цель 5 баллов, кто был близок, но допустил один промах – 4 балла, Кто ошибся дважды – 3 балла.
МИНУТКА ОТДЫХА.
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ №3. Найдите и подчеркните ключевые слова в тексте В.Сухомлинского. Определите части речи этих слов. 2. Определите и запишите в таблицу тип речи текста В.Сухомлинского. 3. Определите стиль речи текста, запишите в таблицу. Найдите средства речевой выразительности, запишите их в соответствующую графу. I группа работает с предложениями 1-7; II группа – 8-16; III группа –17-23.
Стиль текста Тип текста Средства речевой выразительности Эпитеты – Метафоры – Сравнение – 1. Найдите и подчеркните ключевые слова в тексте. Определите часть речи этих слов. 2. Определите тип речи данного текста, запишите его в таблицу. 3. Определите стиль речи данного текста, запишите. 4. Найдите средства речевой выразительности, запишите их в соответствующую графу. I группа работает с предложениями 1-7; II группа – 8-16; III группа –17-23.
таблицу Стиль текста Тип текста Средства речевой выразительности Художественный Повествование Эпитеты – добрые люди; красивые, жалостливые слова Метафоры – тело покрылось гусиной кожей; небо обложили тучи. Сравнение – мальчик дрожал как осиновый лист.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале: Кто попал точно в цель 5 баллов, кто был близок, но не совсем точен – 4 балла, кто не попал в цель, но считает, что его ответ примерно отражает замысел автора – 3 балла.
Вывод. № Ответ Самооценка («+»; «-»). 1. 2. 3. 4. 5. 6. ЗАДАНИЕ №4. БЛИЦ-ОПРОС: ответ записываем одним-двумя словами.
Вывод. № Ответ Самооценка («+»; «-»). 1. Текст + 2. Тема текста + 3. Описание + 4. Повествование + 5. Рассуждение + 6. Стили текста + БЛИЦ-ОПРОС: ответ записываем одним-двумя словами.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале: Кто попал точно в цель? Нет ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла.
Цели урока: ИЗУЧИЛИ ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАУЧИЛИСЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЗАКРЕПИЛИ ЗНАНИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ ТЕКСТА; О ТЕМЕ, ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА. ФОРМУЛИРОВАЛИ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ОЗАГЛАВЛИВАЛИ ЕГО;
Д.С.Лихачев: «Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»
Подведём итог работы на уроке.
Оцените свою работу на уроке: СЛОЖИТЕ ВСЕ БАЛЛЫ И РАЗДЕЛИТЕ ИХ НА 4. (4 ЗАДАНИЯ) ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТ В РАБОЧИЕ ЛИСТЫ. ЭТО ВАША ОТМЕТКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.
Домашнее задание. Напишите рассуждение на тему «Слова – пыль, дела – золото». Приведите примеры (аргументы) из художественных произведений, прочитанных нами, или из жизненного опыта.
Моё настроение
Вероника
Круглая Наталья Васильевна
Шарыпова Наталья Сергеевна