12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Круглая Наталья Васильевна82
Наталья
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Текст как речевое произведение.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

развивать творческие и логические способности учащихся; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов; воспитывать повышение интереса к родному языку.

Задачи урока: Знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать композиционные элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в тексте. Развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивое чтение.

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы и самостоятельно искать способ решения проблемы

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь полно выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развивающие:

Развитие мышления (логического, критического) внимания, памяти.


 

Ход урока.

Организационный момент. (Приветствие присутствующих, запись числа). Для каждого ученика распечатан рабочий (маршрутный) лист, на котором учащиеся ведут записи.

I. Приветствие.

Здравствуйте, ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь. Я очень рада видеть Вас, ребята, и думаю, что все готовы к работе.

У Вас на партах лежат рабочие листы. Это наш путеводитель на уроке. В течение всего урока Вы будете выполнять разнообразные упражнения, получать определённый балл за каждое задание, и в конце урока подсчитаете баллы и получите отметку.

Напишите свою фамилию и имя.

Укажите, пожалуйста, на Р.Л., в каком настроении вы сейчас пребываете.

интерес

скука

равнодушие

раздражение

Другое (какое определите сами

 

 

 

 

 

1 мин

Актуализация опорных знаний. Приём «Яркое пятно»

Кто из Вас знает, что такое притча и встречалось ли Вам это слово раньше?

СЛАЙД

2) Устная лексическая работа со словом ПРИТЧА.

Притча – (слав. притъка - случай, происшествие) – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Прочитайте определение. О каком литературоведческом термине идёт речь?

(О ПРИТЧЕ)

- Предлагаю послушать притчу.

Постарайтесь ответить на вопрос: чему учит притча. 2 мин


 

Восприятие текста.

Мастер обучал ученика стрельбе из лука. Ученик взял лук, две стрелы и приготовился к выполнению упражнения. Однако Мастер подошел, забрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону.

- Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? - спросил ученик.

- Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели.

- Но почему? - удивленно спросил ученик.

- Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, - ответил Мастер.

2) беседа по тексту.

- Ребята, чему учит притча о Мастере и его ученике.

(Учит выполнять работу качественно, с первого раза.)

Да, Вы правы. Учитель дал понять ученику, что у него нет права на ошибку, нужно стараться выполнять все правильно с первого раза, но позвольте дать Вам совет: не бойтесь ошибаться. Недаром народная мудрость гласит: на ошибках учатся, но мы будем стараться работать и над ошибками.

- Ребята, обратите внимание: на значок, который помещён на рабочих листах. - Как Вы думаете, что он обозначает? ( это мишень).

- К чему будем стремиться? (попасть в центр)

Да, нужно будет попасть в яблочко.

III. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Вы услышали притчу. Скажите, можно ли её назвать текстом?

- А что такое текст?


 

2. Работа с термином. СЛАЙД.

Я предлагаю Вам выполнить ЗАДАНИЕ №1 в рабочих листах.

Перед началом практической работы в группах давайте вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД

1. Внимательно читаем задание.

2. Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.

3. Назначаем того, кто будет выступать от имени группы.

4. Представляем результат.

 

Восстановите текст, вставив в него слова из тех, что даны для справки.

 

(словами, произведение, темой, предложений, грамматически.)

 

Текст – речевое _______________, где мысль выражена _____________.

Текст состоит из ____________, связанных между собой ____________, основной мыслью и ________________.

Текст является результатом речевой деятельности.

 

СЛАЙД. Сравните с эталоном.

Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами.
Текст состоит из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически.

Текст является результатом речевой деятельности.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале:


 

Оцените свою работу, попаданием в мишень.

- Кто попал в яблочко? – 5 баллов,

- кто был близок, но допустил один промах? – 4 балла,

Кто ошибся дважды? – 3 балла.

Назовите ключевые слова первого предложения.

СЛАЙД

Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами.

- Какой будет тема урока? («Текст как речевое произведение»).

- Запишите её в рабочие листы.

Сформулируйте цель урока:

СЛАЙД

ЗНАТЬ … (ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ);

УМЕТЬ ФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕКСТ.

ОПРЕДЕЛЯТЬ … (ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ ТЕКСТА).


 

Поэтому, ребята, я предлагаю поучиться комплексному анализу текста, где мы будем определять основную мысль текста, повторим стили и типы речи.

Комплексный анализ текста.

(текст напечатан на рабочих листах без концовки).

Мы сегодня будем работать с текстом выдающегося советского педагога, писателя Василия Александровича Сухомлинского.

  ЗАДАНИЕ №2.

Прослушайте текст. Закончите его 2-3 предложениями. Озаглавьте и определите основную мысль текста.

Работаем в группах, записываем в рабочие листы свои ответы. Каждое задание оцениваем по пятибалльной шкале попаданием в цель.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА НА ФОНЕ ХАТКИ (картинка). (1,5 мин)

Внимательно читаем текст (1 ученик читает выразительно).

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик дрожал как осиновый лист. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

(15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жаль тебя...

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

(18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча…

 

Все ли слова при чтении были понятны?

 

(«хатка» на слайде; «как осиновый лист», «гусиная кожа» (состояние, когда вследствие воздействия холода волосяные мешочки выпячиваются, что напоминает кожу ощипанного гуся), устно объясняются ребятами, которые знают значения данных выражений).

Практическая деятельность. Работа в группах.

Не забывайте о правилах работы в группе.

В Вашем распоряжении 5 минут.

(Если необходима помощь учителя, он подходит к той группе, где возникли затруднения).

Концовка текста

Основная мысль текста

Название

 

 

 

 

 

Рабочее время вышло. Слушаем представителей групп.

 

Давайте сравним ваши варианты с авторским.

(зачитываем только последний фрагмент)

 

 

ЭТАЛОН

СЛАЙД

 

Концовка текста

Основная мысль текста

Название

снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Красивы не красивые слова. 23)Красивы дела…

 

Помогать надо делом, а не словами. ИЛИ:

Не слова красят человека, а дела.

«Красивые слова и красивые дела». ИЛИ

Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

 

Не слова красят человека, а дела. Ребята, а ведь это пословица.

 

Как вы её понимаете?

 

Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

 

- Ребята, кто из Вас оказался ближе к авторскому замыслу концовки текста?

Концовка данного текста связана с его основной мыслью и названием текста.

Часто в названии произведения отражается основная мысль текста.

 

 

оцените свою работу по пятибалльной шкале (СЛАЙД):

 

Кто попал точно в цель – 5 баллов,

кто был близок, но не совсем точен – 4 балла,

кто не попал в цель, но считает, что его ответ примерно отражает замысел автора – 3 балла).

Анализ текста Василия Александровича Сухомлинского.

Итак, ребята, чему Вы учились, работая с данным текстом?

Что Вы запомнили, работая с текстом?


 

МИНУТКА ОТДЫХА.


 

Теперь идём к следующей цели.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно вспомнить стили и типы речи текста.

- Расскажите, опираясь на таблицу о типах речи.

СЛАЙД

t1651686483aa.png

- Расшифруйте схему.


 

t1651686483ab.png

 

Ребята, мы продолжаем работу с текстом В.А.Сухомлинского. В рабочих листах это ЗАДАНИЕ №3. ПРОЧИТАЙТЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ. Не забудьте о правилах работы в группе.

 

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал как осиновый лист. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

(15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жаль тебя...

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

(18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Красивы не красивые слова. 23)Красивы дела…

 

 

Найдите и подчеркните ключевые слова в тексте. Определите часть речи этих слов.

Определите тип речи данного текста, запишите его в таблицу?

Определите стиль речи данного текста, запишите?

Найдите средства речевой выразительности, запишите их в соответствующую графу.

I группа работает с предложениями 1-7;

II группа – 8-16;

III группа –17-23.

 

Времени на работу – 3 минуты. Не забудьте выбрать выступающего представителя от группы.

Рабочее время истекло. Послушаем ответы.


 

Стиль текста

Тип текста

Средства речевой выразительности

Художественный

Повествование

Эпитеты – добрые люди; красивые, жалостливые слова

Метафоры – тело покрылось гусиной кожей; небо обложили тучи.

Сравнение – мальчик дрожал как осиновый лист.

- По каким признакам Вы определили стиль текста? (История, рассказанная автором о герое этого текста, есть художественные средства выразительности: метафора «обложили тучи» эпитеты «красивые и жалостливые слова», «красивые слова» «красивы дела».

- Почему вы отнесли данный текст к повествованию?

- Что мы повторили, выполнив задание №3?

(Стили текста, типы речи, средства речевой выразительности).

Молодцы, ребята.

- Сравните свои ответы с эталоном и оцените работу по пятибалльной шкале, попаданием в цель.

Итак, ребята, мы сегодня на уроке работали с текстом Василия Александровича Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела».

Выполним следующее задание.

Блиц-опрос. Что это такое?

Итак, ребята, внимательно слушайте, записывайте ответы одним словом или двумя в таблицу быстро, учтите, нам нужно попасть прямо в яблочко!

IV. БЛИЦ-ОПРОС.

речевое произведение, состоящее из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически (ТЕКСТ).

то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий – (ТЕМА ТЕКСТА).

тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. (ОПИСАНИЕ).

Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого, где много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий. (ПОВЕСТВОВАНИЕ).

Целью данного типа речи является умение объяснить или доказать что-то, ответить на вопросы: почему, зачем, с какой целью это совершается. (РАССУЖДЕНИЕ).

Художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой – это… (СТИЛИ ТЕКСТА)

Проверим ответы по эталону.

Поставьте знак «+», если ответ правильный «-» если ответ ошибочный).

Безошибочная работа – 5 баллов

1 ош – 4 балла

2 ош – 3 балла


 


 

Эталон на слайде

Ответ

Самооценка («+»; «-».

1.

Текст

 

2.

Тема текста

 

3.

Описание

 

4.

Повествование

 

5.

Рассуждение

 

6.

Стили текста

 

 

Подведем итог урока.

Сегодня на уроке мы

ИЗУЧИЛИ ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ,

ФОРМУЛИРОВАЛИ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА,

ПОВТОРИЛИ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ ТЕКСТА,

ЗАКРЕПИЛИ ЗНАНИЯ О ТЕМЕ, ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА.

 

Великий ученый- лингвист, наш современник, Д.С.Лихачёв сказал: «Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»

 

 

Подсчитайте количество попаданий в цель. Сложите все баллы, полученные за 4 задания, разделите на 4. У Вас получилась средняя арифметическая цифра, которая и является отметкой за урок.

 

МОЯ ОТМЕТКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ: ______________

 

Поднимите руки, кто получил отметку «5», кто «4», кто «3»?


 

И помните, ребята, что сказанные слова- это пыль, сделанные хорошие, добрые дела – это золото!

Домашнее задание:

Создать свои тексты. Напишите рассуждение на тему «Слова – пыль, дела – золото. Приведите примеры (аргументы) из художественных текстов или из жизненного опыта.

А теперь, ребята, я попрошу Вас отметить галочкой свое настроение.

Изменилось ли оно у Вас в конце урока?

Как изменилось? Какое у Вас настроение сейчас?

Опубликовано


Комментарии (1)

Шарыпова Наталья Сергеевна, 09.05.22 в 20:32 0Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка урока. Все этапы продуманы до мелочей, творческое домашнее задание. Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.