Рабочий лист к уроку развития речи «Текст как речевое произведение» (5 класс)
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Настроение в начале урока:
интерес | равнодушие | скука | раздражение | Другое (определите самостоятельно) |
| | | | |
Введение в тему урока. Прослушивание притчи.
Работа с термином «ТЕКСТ».
ЗАДАНИЕ №1.
Восстановите текст, используя слова для справки:
(словами, произведение, темой, предложений, грамматически.)
Найдите ключевые слова в определении, подчеркните их.
Текст – речевое _______________, где мысль выражена _____________.
Текст состоит из ____________, связанных между собой ____________, основной мыслью и ________________.
Текст является результатом речевой деятельности.
О цените свою работу по пятибалльной шкале:
Кто попал точно в цель – 5 баллов,
кто был близок, но допустил один промах – 4 балла,
Кто ошибся дважды – 3 балла.
ТЕМА УРОКА ___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №2.
Смысловой анализ текста. Работа в группах.
1. Закончить данный текст 2-3 предложениями.
2. Озаглавить текст и определить его основную мысль.
(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.
(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.
(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал как осиновый лист. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.
(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
— (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жаль тебя...
(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:
— (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...
(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча…
Концовка текста | Основная мысль текста | Название |
| | |
О цените свою работу по пятибалльной шкале:
Кто попал точно в цель
5 баллов,
кто был близок, но не совсем точен –
4 балла,
кто не попал в цель, но считает, что его ответ примерно отражает замысел автора –
3 балла).
Анализ текста Василия Александровича Сухомлинского.
Работа в группах.
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ №3.
Найдите и подчеркните ключевые слова в тексте. Определите часть речи этих слов.
Определите к какому типу речи относится данный текст запишите в таблицу?
Определите стиль данного текста?
Найдите средства речевой выразительности, запишите их в соответствующую графу. Iгруппа работает с 1-7 предложение;
II группа – 8-16;
III группа – с 17-23 предложение.
Стиль текста | Тип текста | Средства речевой выразительности |
| | Эпитеты – |
Метафоры – | ||
Сравнение – |
Оцените свою работу.
БЛИЦ-ОПРОС: ответ записываем одним-двумя словами.
№ | Ответ | Самооценка («+»; «-». |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
Оцените свою работу попаданием в цель.
интерес | скука | равнодушие | раздражение | Другое (какое определи сам (-а) |
| | | | |
Сложите все баллы, полученные за 4 задания, разделите на 4. У Вас получилась средняя арифметическая цифра, которая и является отметкой за урок.
МОЯ ОТМЕТКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ: ______________
Наталья
Круглая Наталья Васильевна
Шарыпова Наталья Сергеевна
Куджаева Сильвия Рустамовна