Внеурочное занятие «Школа речевого развития» на тему «Развитие речевой деятельности» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 4 October 2022 в группе


 

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект занятие с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребенка

название (тема) методической разработки: Внеурочное занятие «Школа речевого развития»

автор:

Яковлева Оксана Леонидовна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Тулуна,

учитель начальных классов, 2022г

Возраст детей: 1 класс

Внеурочное занятие «Школа речевого развития»

Организационная структура внеурочного занятия

Тема внеурочного занятия

Развитие речевой деятельности

Цель:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний

Содержательная: расширить знания учеников за счет включения новых определений

Задачи

Обогатить читательский опыт посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;

Развивать мышление, память, творческое отношение к действительности творческие способности;

Воспитывать культуру речи, желание сохранять чистоту родного языка.

Планируемые результаты

Предметные: развивать умение читать выразительно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к учебному материалу, способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные: умение добывать информацию, использовать различные способы обработки, анализа и представление информации, строить монологическую речь в устной форме;

Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: слушать и понимать речь другого, совместно договариваться о правилах общения в группах и следовать им, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Тип учебного занятия

Занятие открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков

Образовательная технология

Технология деятельностного метода обучения

Методы и формы обучения

Словесный, проблемный, обсуждение с целью обобщения;

Групповая, фронтальная

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, электронная физминутка, раздаточный материал, тексты с информацией по теме занятия, листы самооценки.


 


 

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия

УУД

Мотивационный этап

 

Мотивировать деятельность учащихся на активные действия

Цель: подготовка учащихся к работе

Психологический настрой

 Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

 

Приветствуют учителя, принимают правила работы

Фронтальная

Л.: формирование мотивационной основы учебной деятельности;

Р.: принятие и соответствие правилам работы

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

 

Актуализация знаний

Цель: подготовка детей к определению темы и постановке задач занятия:

Определение темы и цели занятия

Формирование задач, выявление проблем

Прежде чем начать урок давайте вспомним некоторые правила поведения на уроке:

1. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

2. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
3. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.

4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

Групповая

Л.: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

Р.: планирование действий

К.: овладение диалогической формой речи

Выявление затруднения

В чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

 

Цель: помочь учащимся в формулировании затруднений; поддержать и поощрить

Вывод: А ведь это не только правила, это еще и подсказка что мы будем делать на уроке?

-Учиться говорить четко и внятно. Что это значит?

Учащиеся определяют какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Фронтальная

Л.: формирование учебно-познавательного интереса

Р.: выполнение учебного задания в соответствии с целью

К.: принятие мнения и позиции других

 

4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

 

Решение поставленных задач

Цель: на основе речевых упражнения формировать у учащихся общепринятые правила поведения в школе

-Вернемся к правилу первому

1.Правило первое

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Речевая разминка. Игра " Птичья стая

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело:

Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша:

Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом:

Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Чистоговорка (По рядам)можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

-На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.

Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

2 Правило второе

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным

Игра «Игрушки»

Найди на доске картинки с игрушками, о которых говорится в тексте

ИГРУШКИ

На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу.

Лиза получила большую куклу.

Ваня был очень рад барабану.

Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

Игра на внимание. «Что правильно?»

-Картина на диване, машина в стакане?

- Над картиной диван, над машиной стакан?

- Картина под стаканом, машина под диваном?

- Стакан за картиной, диван в машине?

Физминутка

Вообразите и изобразите в движении испуганного зайчика, прячущегося пол кустом; тигра, который пробирается в джунглях; умывающуюся кошку; кипящую кастрюлю.

 

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач и формулируют выводы по результату своих действий

Фронтальная

Л.: стремиться к саморазвитию

Р.: организовывать свою деятельность, планировать свои действия

К.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание

5. Первичное закрепление нового знания

 

Осуществление действий по намеченному плану

Цель: реализация действия по намеченному плану

Игра «Сочиняем стишата»

Работа в паре

-Ок-ок-ок, посмотри, какой..(снежок)

-Эть-эть-эть, вышел из лесу.. (медведь)

-Да-да-да, вы не ссорьтесь.. (никогда)

-Та-та-та, мех пушистый у ..(кота)

-Оры-оры-оры, зреют..(помидоры)

-Эки-эки-эки, разольются весной..(реки)

-Ишки-ишки-ишки, висят на ёлке..(шишки)

-Ос-ос-ос, у Мороза красный ..(нос)

-Ух-ух-ух, на забор взлетел..(петух).

-Инки-инки-инки, вырежу..(снежинки)

-Арки-арки-арки, я люблю…(подарки).

-Атки-атки-атки, прополю я …(грядки)

-Ре-ре-ре, много снега на..(дворе)

-Ышка-ышка-ышка, от кошки мчалась..(мышка)

-Уши-уши-уши, люблю я кушать..(груши)

Игра “По секрету всему свету”

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух. Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.

В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.

3 Правило третье

Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая

(Работа в паре)
Началась _________ гроза. (Сильная).

Погода с утра стояла ______ . (Пасмурная).

На небо выплыло _______ солнышко . (Ясное.)

Прилетели из _______ стран жаворонки. (Жарких).

-Ребята, подберите наиболее точные слова в предложении, что было понятно, о чем говорится

 

Учащиеся развивают свои творческие способности, сочиняют стишата, составляют правильно высказывания для ответа

Фронтальная

Л.: стремление к самосовершенствованию и саморазвитию

Р.: производить свои действия соответственно плану

К.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7. Включение в систему знаний и умений

 

Стремление осуществлять деятельность под собственным контролем или взаимоконтролем

Цель: учиться осуществлять деятельность под собственным контролем или взаимоконтролем

Правило четвертое

Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.

(Если правильное утверждение поднимите руку, если нет, положите руки полочкой.)

Игра на внимание «Потопаем-похлопаем»

-Люди работают только днем, а ночью спят.

-Листопад бывает весной.

-У слона есть хобот.

-У зверей тело покрыто шерстью.

-Самое холодное время года-зима.

-Праздник 23 февраля бывает весной.

-Самые длинные каникулы-летние.

-У дерева-ствол, а у травянистых растений-стебель.

-Медведь просыпается после спячки весной.

-Теремок разрушил волк.

Учащиеся применяют формы самоконтроля и взаимоконтроля

Фронтальная

Л.: формирование внутренней позиции – быть внимательным

Р.: оценивать результаты своей деятельности

К.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Подведение итогов занятия

 

Составление единых правил поведения и желание их выполнять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают оценку деятельности по результатам и оцениваю степень своего участия в общей деятельности

Цель: подведение итогов занятия. Составление выводов

Синквейн

В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк.

развитие образного мышления;

- Какие слова нельзя использовать при составлении синквейна. (однокоренные).

Составьте синквейн на тему: «Речь»

Речь

Правильная, выразительная, понятная.

Привлекает, поражает, возвышает

Показатель культуры человека

Сила

Рефлексия. Каждый листочек на дереве имеет свой определенный цвет. Раскрасьте листья соответствующим цветом.

Красный – получилось все отлично;

Желтый- Испытывал затруднения

- Спасибо за занятие! Занятие окончено!


 

 

Учащиеся развивают свои творческие способности и формулируют правильное речевое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают результаты своего участия в работе

Фронтальная

Л.: формирование внутренней позиции

Р.: определение затруднений и формулирование путей выхода из затруднений

К.: соблюдение правил речевого поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Литература:

Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. Журнал «Начальная школа», 2003г

Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи/ Б. Н. Головин. - 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1988. - 160 с.

Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991.

 Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. -М., 1985.


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.