Внеурочное занятие «Школа речевого развития» на тему «Развитие речевой деятельности» (1 класс)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект занятие с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребенка
название (тема) методической разработки: Внеурочное занятие «Школа речевого развития»
автор:
Яковлева Оксана Леонидовна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Тулуна,
учитель начальных классов, 2022г
Возраст детей: 1 класс
Внеурочное занятие «Школа речевого развития»
Организационная структура внеурочного занятия
Тема внеурочного занятия |
Развитие речевой деятельности |
Цель: |
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний Содержательная: расширить знания учеников за счет включения новых определений |
Задачи |
Обогатить читательский опыт посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике; Развивать мышление, память, творческое отношение к действительности творческие способности; Воспитывать культуру речи, желание сохранять чистоту родного языка. |
Планируемые результаты |
Предметные: развивать умение читать выразительно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к учебному материалу, способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности Метапредметные: Познавательные: умение добывать информацию, использовать различные способы обработки, анализа и представление информации, строить монологическую речь в устной форме; Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: слушать и понимать речь другого, совместно договариваться о правилах общения в группах и следовать им, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. |
Тип учебного занятия |
Занятие открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков |
Образовательная технология |
Технология деятельностного метода обучения |
Методы и формы обучения |
Словесный, проблемный, обсуждение с целью обобщения; Групповая, фронтальная |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, электронная физминутка, раздаточный материал, тексты с информацией по теме занятия, листы самооценки. |
Этапы занятия |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формы организации взаимодействия |
УУД |
Мотивационный этап
|
Мотивировать деятельность учащихся на активные действия |
Цель: подготовка учащихся к работе Психологический настрой Прозвенел звонок веселый.
|
Приветствуют учителя, принимают правила работы |
Фронтальная |
Л.: формирование мотивационной основы учебной деятельности; Р.: принятие и соответствие правилам работы |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
|
Актуализация знаний |
Цель: подготовка детей к определению темы и постановке задач занятия: Определение темы и цели занятия Формирование задач, выявление проблем Прежде чем начать урок давайте вспомним некоторые правила поведения на уроке: 1. Говорите чётко, внятно, 2. На уроке будь старательным, 4. Если хочешь отвечать |
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания |
Групповая |
Л.: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу Р.: планирование действий К.: овладение диалогической формой речи |
Выявление затруднения |
В чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
|
Цель: помочь учащимся в формулировании затруднений; поддержать и поощрить Вывод: А ведь это не только правила, это еще и подсказка что мы будем делать на уроке? -Учиться говорить четко и внятно. Что это значит? |
Учащиеся определяют какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Фронтальная |
Л.: формирование учебно-познавательного интереса Р.: выполнение учебного задания в соответствии с целью К.: принятие мнения и позиции других
|
4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
|
Решение поставленных задач |
Цель: на основе речевых упражнения формировать у учащихся общепринятые правила поведения в школе -Вернемся к правилу первому 1.Правило первое Говорите чётко, внятно, Речевая разминка. Игра " Птичья стая Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту. Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся. Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише. Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся. Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны. Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся. Чистоговорка (По рядам)можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш. -На часок мы заш-ш-ш-шли Черепаш-ш-ш-ш-шка подала 2 Правило второе На уроке будь старательным, Игра «Игрушки» Найди на доске картинки с игрушками, о которых говорится в тексте ИГРУШКИ На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками. Игра на внимание. «Что правильно?» -Картина на диване, машина в стакане? - Над картиной диван, над машиной стакан? - Картина под стаканом, машина под диваном? - Стакан за картиной, диван в машине? Физминутка Вообразите и изобразите в движении испуганного зайчика, прячущегося пол кустом; тигра, который пробирается в джунглях; умывающуюся кошку; кипящую кастрюлю.
|
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач и формулируют выводы по результату своих действий |
Фронтальная |
Л.: стремиться к саморазвитию Р.: организовывать свою деятельность, планировать свои действия К.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
5. Первичное закрепление нового знания
|
Осуществление действий по намеченному плану |
Цель: реализация действия по намеченному плану Игра «Сочиняем стишата» Работа в паре -Ок-ок-ок, посмотри, какой..(снежок) -Эть-эть-эть, вышел из лесу.. (медведь) -Да-да-да, вы не ссорьтесь.. (никогда) -Та-та-та, мех пушистый у ..(кота) -Оры-оры-оры, зреют..(помидоры) -Эки-эки-эки, разольются весной..(реки) -Ишки-ишки-ишки, висят на ёлке..(шишки) -Ос-ос-ос, у Мороза красный ..(нос) -Ух-ух-ух, на забор взлетел..(петух). -Инки-инки-инки, вырежу..(снежинки) -Арки-арки-арки, я люблю…(подарки). -Атки-атки-атки, прополю я …(грядки) -Ре-ре-ре, много снега на..(дворе) -Ышка-ышка-ышка, от кошки мчалась..(мышка) -Уши-уши-уши, люблю я кушать..(груши) Игра “По секрету всему свету” Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух. Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 3 Правило третье Всё пиши, не отставая, (Работа в паре) Погода с утра стояла ______ . (Пасмурная). На небо выплыло _______ солнышко . (Ясное.) Прилетели из _______ стран жаворонки. (Жарких). -Ребята, подберите наиболее точные слова в предложении, что было понятно, о чем говорится
|
Учащиеся развивают свои творческие способности, сочиняют стишата, составляют правильно высказывания для ответа |
Фронтальная |
Л.: стремление к самосовершенствованию и саморазвитию Р.: производить свои действия соответственно плану К.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
7. Включение в систему знаний и умений
|
Стремление осуществлять деятельность под собственным контролем или взаимоконтролем |
Цель: учиться осуществлять деятельность под собственным контролем или взаимоконтролем Правило четвертое Если хочешь отвечать (Если правильное утверждение поднимите руку, если нет, положите руки полочкой.) Игра на внимание «Потопаем-похлопаем» -Люди работают только днем, а ночью спят. -Листопад бывает весной. -У слона есть хобот. -У зверей тело покрыто шерстью. -Самое холодное время года-зима. -Праздник 23 февраля бывает весной. -Самые длинные каникулы-летние. -У дерева-ствол, а у травянистых растений-стебель. -Медведь просыпается после спячки весной. -Теремок разрушил волк. |
Учащиеся применяют формы самоконтроля и взаимоконтроля |
Фронтальная |
Л.: формирование внутренней позиции – быть внимательным Р.: оценивать результаты своей деятельности К.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Подведение итогов занятия
|
Составление единых правил поведения и желание их выполнять
Учащиеся дают оценку деятельности по результатам и оцениваю степень своего участия в общей деятельности |
Цель: подведение итогов занятия. Составление выводов Синквейн В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. развитие образного мышления; - Какие слова нельзя использовать при составлении синквейна. (однокоренные). Составьте синквейн на тему: «Речь» Речь Правильная, выразительная, понятная. Привлекает, поражает, возвышает Показатель культуры человека Сила Рефлексия. Каждый листочек на дереве имеет свой определенный цвет. Раскрасьте листья соответствующим цветом. Красный – получилось все отлично; Желтый- Испытывал затруднения - Спасибо за занятие! Занятие окончено!
|
Учащиеся развивают свои творческие способности и формулируют правильное речевое высказывание
Оценивают результаты своего участия в работе |
Фронтальная |
Л.: формирование внутренней позиции Р.: определение затруднений и формулирование путей выхода из затруднений К.: соблюдение правил речевого поведения
|
Литература:
Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. Журнал «Начальная школа», 2003г
Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи/ Б. Н. Головин. - 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1988. - 160 с.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. -М., 1985.