Презентация к уроку «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
Автор: Нарбекова Марина Ивановна.
Полное название образовательного учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Предмет: химия
Тема: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
Класс: 9
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Химия 9» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2022 г.
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока. Научить составлять полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций.
Задачи урока:
Приведение усвоенных обучающимися понятий в стройную систему.
Самостоятельное применение знаний, навыков и умений.
Проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений.
Коррекции опорных знаний, умений и навыков.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, Периодическая таблица Д.И. Менделеева; реактивы для проведения демонстрационных опытов.
Основное содержание темы: сущность реакций ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена.
Термины и понятия: ионы, электролитическая диссоциация, признаки реакций, полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения.
План проведения урока:
Этапы урока | Время |
1) Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания. 2) Проблемная ситуация и актуализация знаний. Мотивация и стимулирование деятельности 3) Совместное открытие знаний. Первичное усвоение новых знаний. 4) Самостоятельное применение знаний. Первичная проверка понимания. 5) Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1 мин. 4 минуты 4 минуты 15 минут 5 минут 5 минут 3 минуты 3 минуты |
Образовательные результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки | Познавательные УУД: Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций). Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одноклассниками. Устанавливать рабочие отношения в классе, планировать общие способы работы. | 1.Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. 2.Отличие сокращённого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. 1.Правила составления полных и сокращённых ионно-молекулярных уравнений реакций. 2.Уметь пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование/ слайды | Формирование УУД | ||
Организационный этап. | |||||
Приветствует и проверяет присутствующих. Здравствуйте. Кто сегодня отсутствует на уроке? Все готовы к уроку? Знакомство с планом урока. 2. Организует деятельность по актуализации понятий: Начнем урок с речевой разминки. Проверим вашу готовность к уроку (проверка домашнего задания) Устный опрос Письменное выполнение задания №2 | Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на его вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Вспоминают и анализируют сведения о растворах, ионах, электролитической диссоциации. У доски выполняет 1 учащийся, остальные выполняют самостоятельно на листочках. | Слайды 1,2 Переход по гиперрсылкам при нажатии Слайды 3-7
Переход к слайдам с помощью управляющих кнопок, ответы появляются после нажатия на рисунок (слайды 4-6). | Личностные УД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему | ||
Проблемная ситуация и актуализация знаний. Мотивация и стимулирование к деятельности. | |||||
3. Организует выполнение демонстрационного опыта: Сегодня – урок исследование Проблемный вопрос. В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов? Задание № 1 Учитель сливает два раствора CuCl2 и KOH На слайде молекулярное уравнение: CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KCl Полное ионное уравнение реакции: Cu2+ + 2Cl– + 2K+ + 2OH– = Cu(OH)2↓.+ 2K+ + 2Cl– Cокращенное ионное уравнение реакции: Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓ Вывод. Электролиты обмениваются составными частями – ионами. Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания 4. Мотивация и стимулирование деятельности: мы должны с вами исследовать сущность реакций ионного обмена и выяснить при каких условиях реакции ионного обмена имеют практический смысл, т. е. идут до конца, научиться составлять полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций и пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях тему урока и уравнение реакции (молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное) Задают вопросы. |
Молекулярное уравнение (полное ионное, сокращенное ионное) и вывод появляются при нажатии на знак ? последовательно. | Регулятивные УД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УД: умение слушать и понимать речь других | ||
Совместное открытие знаний. Первичное усвоение новых знаний. | |||||
5. Напоминает правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами (инструкция по ТБ): На демонстрационном столе находятся реактивы, штативы с пробирками (в классе 6 детей, опыты выполняются на демонстрационном столе, поочерёдно каждым учащимся). Вы выполните химический эксперимент и сформулируете выводы. Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение. Задание № 2 Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода. Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции (вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества -воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение. Задание № 3. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество. Проделайте реакцию между хлоридом бария и сульфатом натрия. Какой признак этой реакции? Задание № 4. Если в результате реакции выделяется газообразное вещество. Проделайте реакцию между карбонатом натрия и соляной кислотой. Какой признак этой реакции? Сделайте вывод об условиях течения реакций ионного обмена до конца. | Обучающимся предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения. Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Записывают уравнения химических реакций. Делают выводы. Задание №2.Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой: NaOH + HCl → NaCl + H2O (слабый электролит) Полное ионное уравнение реакции: Na+ + OH– + H+ + Cl– →Na+ + Cl – + H2O Cокращённое ионное уравнение реакции: H + + OH– → H2O Задание №3. Молекулярное уравнение реакции обмена растворимых солей: BaCl2 + Na2SO4 → 2NaCl + BaSO4↓ Полное ионное уравнение реакции: Ba2+ + 2Cl – + 2Na + + SO42– → 2Na + + 2Cl – + Ba SO4↓ Cокращённое ионное уравнение реакции: Ba2++SO42–→Ba SO4↓ Задание №4. Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с соляной кислотой: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ Полное ионное уравнение реакции: 2Na + + CO3 2– + 2H + + 2Cl –→ 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2Cl – Cокращенное ионное уравнение реакции: CO3 2– + 2H + = CO2↑ + H2O О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV). По одному человеку учащиеся выходят к доске и пишут уравнения реакций ионного обмена. | Слайды 9-11. Молекулярное уравнение (полное ионное, сокращенное ионное) и вывод появляются при нажатии на знак ? последовательно. Таблицы: Алгоритм составления ионно-молекулярных уравнений. Таблица растворимости. | Познавательные УД: умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы; Коммуникативные УД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других Личностные УД: Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | ||
Самостоятельное применение знаний. Первичная проверка понимания | |||||
6. Ставит перед классом проблемный вопрос: Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца? 7.Организует выполнение демонстрационного опыта: Задание № 5 Демонстрация опыта: NaOH и KCl NaOH + KCl → NaCl + KOH Na + + OH– + K+ + Cl– → Na+ + Cl– + K+ + OH– | Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Записывают уравнения химических реакций. Делают выводы. Учащиеся отмечают, что в данном случае нет признаков реакции. Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов. | Слайд12. Молекулярное уравнение (полное ионное, сокращенное ионное) и вывод появляются при нажатии на знак ? последовательно. | Регулятивные УД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Коммуникативные УД: умение слушать и понимать речь других | ||
Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | |||||
8.Организует закрепление нового материала (первичное закрепление). Синквейн по теме. Первую строчку необходимо угадать (вода, газ, осадок) | Отгадывают первую строчку синквейна. Вывод. Реакции ионного обмена имеют практический смысл, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество (например, вода). | Слайд 13,14
При нажатии на цифру появляется текст синквейна, ответ после нажатия на текст (последовательность щелчков). | Коммуникативные УД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других Личностные УД: Умение управлять своей познавательной деятельностью, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | ||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | |||||
9. Информирует о домашнем задании, дает краткие инструкции по его выполнению.: | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Слайд 15. | Регулятивные УД: Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Познавательные УД: умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; грамотно формулировать вопросы | ||
7. Рефлексия. Подведение итогов. | |||||
10. Отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Осуществляет рефлексию. | Отвечают на вопросы рефлексии, называют лучшего на уроке. | Слайды 16,17.
Вопросы появляются при последовательности щелчков, при нажатии на предыдущий. | Личностные УД: Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Учебник: «Химия 9»Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2022 г.
Презентация к урокуPPTX / 1.35 Мб
1