Презентация к уроку «Реакции ионного обмена и условия их протекания»

8
0
Материал опубликован 10 March в группе


Автор: Нарбекова Марина Ивановна.

Полное название образовательного учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Предмет: химия

Тема: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»

Класс: 9

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Химия 9» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2022 г.

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока. Научить составлять полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций.

Задачи урока:

Приведение усвоенных обучающимися понятий в стройную систему.

Самостоятельное применение знаний, навыков и умений.

Проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений.

Коррекции опорных знаний, умений и навыков.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, Периодическая таблица Д.И. Менделеева; реактивы для проведения демонстрационных опытов.

Основное содержание темы: сущность реакций ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена.

Термины и понятия: ионы, электролитическая диссоциация, признаки реакций, полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения.

План проведения урока:

Этапы урока

Время

1) Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания.

2) Проблемная ситуация и актуализация знаний. Мотивация и стимулирование деятельности

3) Совместное открытие знаний. Первичное усвоение новых знаний.

4) Самостоятельное применение знаний. Первичная проверка понимания.

5) Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

4 минуты


4 минуты


15 минут


5 минут


5 минут


3 минуты


3 минуты

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

Познавательные УУД:

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций).

Регулятивные УУД:

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одноклассниками.

Устанавливать рабочие отношения в классе, планировать общие способы работы.

1.Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания.

2.Отличие сокращённого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции.

1.Правила составления полных и сокращённых ионно-молекулярных уравнений реакций.

2.Уметь пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»



Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование/ слайды

Формирование УУД

Организационный этап.

Приветствует и проверяет присутствующих.

Здравствуйте.

Кто сегодня отсутствует на уроке?

Все готовы к уроку?

Знакомство с планом урока.

2. Организует деятельность по актуализации понятий:

Начнем урок с речевой разминки.

Проверим вашу готовность к уроку (проверка домашнего задания)

Устный опрос

Письменное выполнение задания №2



Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.



Отвечают на его вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников.

Вспоминают и анализируют сведения о растворах, ионах, электролитической диссоциации.

У доски выполняет 1 учащийся, остальные выполняют самостоятельно на листочках.

Слайды 1,2

t1710061890aa.pngt1710061890ab.gift1710061890ac.pngПереход по гиперрсылкам при нажатии

Слайды 3-7

t1710061890ad.pngt1710061890ae.png

t1710061890af.pngt1710061890ag.png

t1710061890ah.png

Переход к слайдам с помощью управляющих кнопок, ответы появляются после нажатия на рисунок (слайды 4-6).

Личностные УД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УД:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему

Проблемная ситуация и актуализация знаний. Мотивация и стимулирование к деятельности.

3. Организует выполнение демонстрационного опыта:

Сегодня – урок исследование

Проблемный вопрос. В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов?

Задание № 1

Учитель сливает два раствора CuCl2 и KOH

На слайде молекулярное уравнение:

CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl

Полное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2Cl+ 2K+ + 2OH= Cu(OH)2.+ 2K+ + 2Cl

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2OH= Cu(OH)2

Вывод. Электролиты обмениваются составными частями – ионами.

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания

4. Мотивация и стимулирование деятельности: мы должны с вами исследовать сущность реакций ионного обмена и выяснить при каких условиях реакции ионного обмена имеют практический смысл, т. е. идут до конца, научиться составлять полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций и пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»







Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.









Осмысливают сущность новых понятий.









Записывают в тетрадях тему урока и уравнение реакции (молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное)

Задают вопросы.

t1710061890ai.png
Слайд 8

Молекулярное уравнение (полное ионное, сокращенное ионное) и вывод появляются при нажатии на знак ? последовательно.


Регулятивные УД:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности



Коммуникативные УД:

умение слушать и понимать речь других

Совместное открытие знаний. Первичное усвоение новых знаний.

5. Напоминает правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами (инструкция по ТБ):

На демонстрационном столе находятся реактивы, штативы с пробирками (в классе 6 детей, опыты выполняются на демонстрационном столе, поочерёдно каждым учащимся).

Вы выполните химический эксперимент и сформулируете выводы.

Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Задание № 2

Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.

Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции (вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества -воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Задание № 3.

Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.

Проделайте реакцию между хлоридом бария и сульфатом натрия. Какой признак этой реакции?

Задание № 4.

Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

Проделайте реакцию между карбонатом натрия и соляной кислотой. Какой признак этой реакции?


Сделайте вывод об условиях течения реакций ионного обмена до конца.




Обучающимся предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения.

Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Записывают уравнения химических реакций. Делают выводы.

Задание №2.Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

NaOH + HCl → NaCl + H2O (слабый электролит)

Полное ионное уравнение реакции:

Na+ + OH + H+ + ClNa+ + Cl + H2O

Cокращённое ионное уравнение реакции:

H + + OH → H2O

Задание №3. Молекулярное уравнение реакции обмена растворимых солей:

BaCl2 + Na2SO4 → 2NaCl + BaSO4

Полное ионное уравнение реакции:

Ba2+ + 2Cl + 2Na + + SO42– → 2Na + + 2Cl + Ba SO4

Cокращённое ионное уравнение реакции:

Ba2++SO42–Ba SO4


Задание №4. Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с соляной кислотой:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

Полное ионное уравнение реакции:

2Na + + CO3 2– + 2H + + 2Cl → 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2Cl

Cокращенное ионное уравнение реакции:

CO3 2– + 2H + = CO2↑ + H2O

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение

воды и газа – оксида углерода(IV).

По одному человеку учащиеся выходят к доске и пишут уравнения реакций ионного обмена.

Слайды 9-11. t1710061890aj.pngМолекулярное уравнение (полное ионное, сокращенное ионное) и вывод появляются при нажатии на знак ? последовательно.




t1710061890ak.png

t1710061890al.png




Таблицы:

Алгоритм составления ионно-молекулярных уравнений.

Таблица растворимости.



Познавательные УД:

умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы;


Коммуникативные УД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других


Личностные УД:

Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Самостоятельное применение знаний. Первичная проверка понимания

6. Ставит перед классом проблемный вопрос:

Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?

7.Организует выполнение демонстрационного опыта:

Задание № 5

Демонстрация опыта: NaOH и KCl

NaOH + KCl → NaCl + KOH

Na + + OH + K+ + ClNa+ + Cl + K+ + OH


Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Записывают уравнения химических реакций. Делают выводы.


Учащиеся отмечают, что в данном случае нет признаков реакции. Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.


Слайд12.t1710061890am.png

Молекулярное уравнение (полное ионное, сокращенное ионное) и вывод появляются при нажатии на знак ? последовательно.

Регулятивные УД:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

 

Коммуникативные УД:

умение слушать и понимать речь других

Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8.Организует закрепление нового материала (первичное закрепление).

Синквейн по теме. Первую строчку необходимо угадать (вода, газ, осадок)


Отгадывают первую строчку синквейна.

Вывод. Реакции ионного обмена имеют практический смысл, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество (например, вода).


Слайд 13,14

t1710061890an.pngt1710061890ao.png

При нажатии на цифру появляется текст синквейна, ответ после нажатия на текст (последовательность щелчков).

Коммуникативные УД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других

Личностные УД:

Умение управлять своей познавательной деятельностью, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Информирует о домашнем задании, дает краткие инструкции по его выполнению.:

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Слайд 15.

t1710061890ap.png

Регулятивные УД:

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Познавательные УД:

умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; грамотно формулировать вопросы

7. Рефлексия. Подведение итогов.

10. Отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Осуществляет рефлексию.


Отвечают на вопросы рефлексии, называют лучшего на уроке.

Слайды 16,17.

t1710061890aq.png

Вопросы появляются при последовательности щелчков, при нажатии на предыдущий.

t1710061890ar.png

Личностные УД:

Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам


Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Учебник: «Химия 9»Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2022 г.

https://www.yaklass.ru/



​​​​​​​
Презентация к урокуPPTX / 1.35 Мб


1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации