Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Существительные общего рода»
Существительные общего рода Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №32 города Братска Туголукова Елена Николаевна
Лексическая работа 1. Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов. 2.Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты. 3. Спортивная игра в мяч на воде. 4. Низкорослая шотландская лошадь. 5. Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей. 6. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.
Самопроверка 1. депо 2. табло 3. поло 4. пони 5. филе 6. тире Какое слово , с вашей точки зрения, лишнее? Почему?
Самопроверка 1. депо – ср.р. 2. табло – ср.р. 3. поло – ср.р. 4. пони – м.р. 5. филе – ср.р. 6. тире – ср.р.
Ты – мне, я – тебе! Заимствованные женские фамилии на согласный склоняемые или нет? Составить по образцу вопросы по теории, чтобы задать одноклассникам по цепочке. С какой грамматической категорий существительного работали все последние уроки? Что нового о ней узнали?
«Опросик» Склонение существительного категория постоянная или непостоянная? Какие ещё постоянные категории существительного помните? С какой хотели бы поработать сегодня?
Повторяем всё, что знаем! РОД женский (она, моя) мужской (он, мой) средний (оно, моё) Приведите примеры!
Интрига «Умница!» - сказала мама Вере. «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка, глядя на внука. «Копуша ты, Варя!» - не выдержал отец. Мальчики выписывают существительные мужского рода, а девочки – женского рода.
Самопроверка «Умница!» - сказала мама Вере. «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка, глядя на внука. «Копуша ты, Варя!» - не выдержал отец. С какими словами возникли проблемы? Почему род определить не получилось?
Самопроверка «Умница (ж.р.)!» - сказала мама Вере (ж.р.). «Что же ты за непоседа (м.р.)!» - воскликнула бабушка, глядя на внука (м.р.). «Копуша (ж.р.) ты, Варя (ж.р.)!» - не выдержал отец. Перестройте предложения, изменив род опорного слова.
Интрига Существительные общего рода
Движение темы Существительные общего рода + качества людей - качества людей
Движение темы Пустомеля, рёва, ябеда, тихоня, соня, плакса, чистюля, лежебока, трудяга, сирота, забияка, неряха, белоручка, милашка, обжора, душка. Какие существительные говорят о положительных качествах человека, а какие об отрицательных? Какое существительное не включили ни в одну группу? Почему? Укажите синонимы.
Самопроверка - пустомеля рёва ябеда тихоня соня плакса лежебока забияка неряха белоручка обжора + милашка душка чистюля трудяга нейтральное значение сирота Что о существительных общего рода рассказывает ваш учебник? О чем сегодня мы не говорили?
Физминутка
Физминутка
Движение темы Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. «Ах ты, обжора! Ах злодей!» - тут Ваську повар укоряет. «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа. Кто автор этих строк? Укажите существительные общего рода. Определите их контекстуальный род.
Движение темы Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку (м.р.). «Ах ты, обжора (м.р.)! Ах злодей!» - тут Ваську (м.р.) повар укоряет. «Как расшумелся здесь! Какой невежа (м.р.) !» – про дождик (м.р.) говорит на ниве камень лежа. Какая эмоциональная окраска у данных существительных общего рода?
Подбери словечко! Тут не стадо ли коров? Нет! Это не коровушка! Это наша …
Подбери словечко! Вот подходит к детворе, Затевает драку, Все боятся во дворе Такого …
Подбери словечко! Какой это малый жанр народного творчества? … - говядина! Три копейки дадено!
«О ком так говорят?»
«Подведем итог!» Что нового узнали на уроке? Как определить род существительного общего рода?
Рефлексия Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и напишите своему соседу по парте, используя существительные общего рода с положительной окраской несколько словосочетаний, чтобы продемонстрировать хорошие качества.
Рефлексия