Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные общего рода»
Конспект урока по предмету « Русский язык»
Учитель: Карамова Лиана Фадисовна (МБОУ «СОШ № 5») Пермский край г. Чернушка
Класс: 5
Тема: Имена существительные общего рода.
Тип: урок «открытия» нового знания
Цель: сформировать понятие о существительных общего рода.
Задачи:
Образовательные:
получить знания о существительных общего рода;
научиться различать существительные общего рода в предложении;
формировать умение использовать существительные общего рода в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
развитие познавательных способностей учащихся, аналитического мышления, внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД.
Планируемый результат:
узнают понятие «существительные общего рода», их морфологические особенности и особенности употребления в речи.
научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
научатся использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.
научатся осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиций одноклассников.
Оборудование:
учебник Русский язык. 5 класс под ред. Быстровой Е.А.;
толковый словарь русского языка;
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
фрагмент мультфильма «Крошка Енот»;
карточки;
смайлики;
воздушный шар.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте, подарим улыбку друг другу, гостям и тем самым сделаем мир чуточку добрее. Ведь в любом деле главное доброе начало. Спасибо. Садитесь.
Я вижу у вас у всех хорошее настроение и уверена, что сегодняшний урок принесет нам радость и будет плодотворным.
Ребята, обратите внимание на слайд. Давайте прочитаем, что там написано.
« С малой удачи начинается большой успех». (Пословица) Слайд 1.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Ребята, я думаю, что сегодня мы сделаем ещё один шаг к успеху. От души желаю вам испытать радость большого успеха.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята, давайте подпишем листы самооценки.
1.Обезьяна, енот, осока. (Слайд 2,3,4)
- Что общего в этих словах? (Сущ., непроверяемые)
- Давайте ещё раз внимательно посмотрим и запомним правописание этих слов. (Слайд 5)
Мы сегодня продолжаем изучение имени существительного.
Мне приходилось слышать такой ответ: « Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно ли это?
- А что неправильно? ( Существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему).
- Правильно! Итак, род - один из постоянных признаков имени существительного. Запомните этот признак.
-Увидев эти картины, вы что вспомнили?
Фрагмент мультфильма « Крошка Енот». Прослушивание песни. Задание: запомнить все существительные. (2 мин)
Трава, кузнечик, лес, тишина, облако, дождик, дерево и др.
А теперь, давайте проверим, какие существительные вы запомнили. Мы параллельно будем распределять эти слова в столбики по родам. Мне нужен помощник.
- Как определили род? (мой, моя, моё)
-Кто является главным героем? (крошка Енот)
- А слово «крошка» какого рода?
- А теперь вспомните, с чем приходили обезьяна и енот к пруду первый раз? (Слайд 6)
Как бы вы назвали такого енота?
Выявление места и причины затруднения.
Работа с текстом.
Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:
Вот подходит к детворе, (Слайд 7)
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку
Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.
Ученики. Такого забияку.
Учитель. А разве девочки не дерутся?
Ученики. Бывает.
Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…
Значит сущ. Забияка ни ж.р. и ни м.р. ни ср.р. А разве у нас есть 4 род?
Как вы думаете, к какому роду относятся данные слова, и как будет звучать тема нашего урока?
Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте, откроем учебник на стр. 121 и сформулируем тему урока.
А теперь, запишем в тетрадях число и тему урока.
Исходя из темы, как вы думаете, какова наша цель?
Нам помогут карточки-помощницы: Узнать:
Научиться:
Постарайтесь запомнить, в конце мы к этому вернёмся.
Мы определились с целью и задачами. Давайте вспомним, как мы работаем, когда изучаем новый материал?
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Давайте поработаем с учебником. Упр. 175. Читаем диалог по ролям. К какому роду относится выделенное существительное?
Как вы это определили?
Молодцы!
А теперь давайте прочитаем пословицу.
Видно неряху по грязной рубахе. (Слайд 9 )
Кого называют неряхой? Чему нас учит пословица?
Давайте определим род у выделенного слова.
Не получается. Что же делать? Давайте обратимся к учебнику.
Чтение параграфа. Работа в парах.
- Что нового узнали из прочитанного?
Давайте вместе составим алгоритм.
Таким образом, чтобы определить род мы:
Находим существительное, которое оканчивается на –а (-я)
Определяем, к какому полу относится существительное. Нам помогут слова-подсказки:
Собственные имена существительные;
Местоимения;
Прилагательные;
Глагол в прошедшем времени.
Существительное общего рода.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
А теперь, давайте, поработаем самостоятельно. Пользуясь алгоритмом выполнить упр. 176.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1.
Спишите, обведите в кружок слово, которое может относится к м.р., ж.р. или общему роду. Укажите сверху род. Расскажите всем, как вы его определили.
Маша, какая же ты молодчина!
Карточка № 2.
Спишите, обведите в кружок слово, которое может относится к м.р., ж.р. или общему роду. Укажите сверху род. Расскажите всем, как вы его определили.
Она полная невежда: книги за жизнь не прочла.
Узнайте в толковом слове значение слов невежа, невежда.
Невежа- невоспитанный, невежда- необразованный. Слайд 10
Молодцы! А теперь, сделайте комплимент друг другу, используя слово общего рода. (Передаем воздушный шарик)
Рефлексия учебной деятельности.
Молодцы. А теперь запишите домашнее задание (по выбору):
-
Составить и записать 4-5 предложений с существительными общего рода, которые характеризуют человека с положительной стороны.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Характер моего друга», употребляя существительные общего рода) Слайд 11
Какие задачи мы ставили перед собой?
Удалось ли нам справиться с поставленной задачей? Давайте проверим.
Я узнал, что….
Я научился…
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Вам сегодня улыбнулась удача? Значит, мы на правильном пути!
Рефлексия. Ребята, покажите, пожалуйста, смайлик соответствующий вашему настроению. Светофор. (На партах лежат конверты с разноцветными смайликами, которые помогут вам оценить ваши знания).
Вы сегодня на уроке были умницами, молодчинами, работягами и трудягами! Спасибо за урок!
Литература:
-
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М., Просвещение, 2001г.
2. УМК под редакцией Быстровой Е.А.
3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Дидактические материалы по русскому языку, 6 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2004г.
4.Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова.
презентация к уроку "Существительные общего рода"
PPTX / 2.19 Мб
Валентина
Надежда Владимировна Кучмина