12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Жаренкова Татьяна Николаевна94 Россия, Оренбургская обл., Новотроицк Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Урок русского языка «Имена существительные общего рода»
Тема: «Имена существительные общего рода»
Педагогическая | Способствовать развитию умения согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик – большой умница. Эта девочка – большая умница.) |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые | Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка меж- |
Личностные | Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: в коммуникации строят высказывания, понятные для окружающих |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имена существительные общего рода. Согласование имен существительных общего рода и имен прилагательных. Синонимы |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 29–30. Схема «Род имен существительных» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной деятельности Цель: подготовка учащихся к работе, мотивирование на продуктивную деятельность | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! – Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение | |
II. Чистописание Цель: отработка навыка каллиграфического письма, развитие фонематического слуха. | Индивидуальная. Практический. Письмо | Рассмотрите слова, что вы заметили? Слова: родители, родня, родной, родина. - Написание, какой буквы мы будем сегодня вспоминать? - Выделите букву, которая вам больше всего нравится. - Найдите лишнее слово. (Родной) - Почему вы так решили? (Родной – имя прилагательное, а остальные слова имя существительное) - Найдите среди оставшихся слов, словарное слово. (Слово родина) - Что нужно запомнить в написании того слова? -Запишите слово родина 2 раза на следующей строке. - Вспомните синоним к слову родина (Отчизна, отечество) - А антоним? (Чужбина) - Какие пословицы вы знаете со словом родина. Жить - Родине служить. - Как вы понимаете значение этой пословицы? | Выполняют письмо | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |
III. Актуализация полученных знаний Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового. 1.Проверка домашнего задания | Фронтальная. | Проверка домашнего задания. - Что еще общего у этих слов, кроме того, что они начинаются с буквы «р». (Они однокоренные, образованы от слова род). - А как слово род связано с русским языком? - Об этом мы с вами говорили на прошлом уроке. - Какую работу вы должны были выполнить дома? (Подобрать из словаря по 5 слов женского рода, 5 слов мужского рода и 5 слов среднего рода. | ||||
2.Повторение изученного Орфографическая минутка | Индивидуальная. Практический. | Предлагает записать 1.Комната для занятий в школе. (Класс) 2. Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем (Карандаш). 3. Сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке (Тетрадь) 4. Преподаватель в школе (Учитель) 5. Длинная коробочка для школьных принадлежностей. (Пенал) Переставьте буквы и получите слово. лбаоьм – альбом енсятбрь – сентябрь афалитв – алфавит кучнеи – ученик кыяз – язык Проверка по образцу. (Оцените свою работу) - Что заметили при записи слов? - Можно ли разделить слова на группы? Какие? - Есть ли лишнее слово? - Индивидуальная работа. ( в приложении) | Записывают слова | Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Словарный диктант, упражнение | |
IV. Подготовка к основному этапу урока Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно – познавательной деятельности, актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | На экране появляются герои мультфильма «Следствие ведут колобки» - Ребята вы узнали кто это? На доске появляется текст телеграммы: - “Нас опять отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем без вас не справиться. Помогите!” - Ну что? Поможем? - Итак, следствие ведут ученики 3 класса «б». - Я вам предлагаю распределить слова по столбикам. 1 ряд записывает слова женского рода, 2 ряд – слова мужского рода, 3 ряд – слова среднего рода. Слова: Аллея, варенье, тихоня, завод , снежок, группа , сластёна, бельё, суббота, огород, печенье, этаж, касса, жильё. - Проверяем. Что вы можете сказать о словах женского рода (мужского, среднего). Были ли слова, которые вызвали у вас сомнение? - Какие это слова? - Что вы о них можете сказать? - К какому роду можно отнести слова тихоня и сластена, кто из вас догадался? - Какую тайну слов мы сегодня открываем? - Значит тема нашего урока… «Имена существительные общего рода» - Чему мы должны сегодня научиться? (цели нашего урока) Познакомится с именами существительного общего рода, учиться употреблять их в речи. | Слушают учителя Женский род: аллея, группа, суббота, касса. Мужской род: завод, снежок, огород, этаж. Средний род: варенье, бельё, печенье, жильё Спасибо ошибке Если возникнут проблемы: Лена – сластёна. Петя – тихоня. Лена – тихоня. Петя – сластена. | Принимают учебную |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: обеспечение восприятия, осмысления связей и отношений в объекте изучения и первичного запоминания знаний и способов действий. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | - Что вы уже можете сказать об имена существительных общего рода? - Где мы с вами можем проверить полученные знания? Учебник с 30 – обратите внимание. - О чем вы узнали, исследовав данный текст? - Как еще вы могли получить знания об именах существительных общего рода? Игра «Кто вы?» Если вы согласны с моим предложением, вы хлопаете в ладоши, если нет – молчите. - Вы жадина? - Вы чистюля? - Вы умница? - Вы забияка? - Вы грязнуля? - Вы молодчина? - Вы непоседа? - Что вы заметили интересного в игре? - Как вы поняли, что это имена существительные общего рода? | Выполняют упражнение | Определяют критерии классификации; высказывают свое мнение, прислушиваются | Упражнение | ||||||||||||||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | - А вы знаете такую группу «Непоседы?» - Сейчас мы с вами проведем разминку под замечательную песню группы «Непоседы» «Неразлучные друзья». | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | ||||||||||||||||
VI. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | - А, что обозначает это слово? (непоседливый ребенок) Организует самостоятельную работу в парах - Братья Колобковы приготовили нам следующее задание для раскрытия тайны слов. - Вы должны сейчас поработать в парах и выполнить следующее задание: соединить обозначение слова с нужным словом 1 группа
2 группа
-Обменяйтесь листочками с соседями. Проверьте и оцените работу своих друзей. - Кто из ребят не допустил ни одной ошибки? (1, 2 ошибки) - Спасибо ошибке Игра «Я беру тебя с собой» - Записать слова, которые обозначают имена существительные общего рода. Фантазия, умница, армия, капризуля, рёва, станция, лежебока, сирота, выскочка. Следующее задание братьев Колобковых. Его вы выполните в группах. - Вы должны будете записать небольшие отрывки из стихотворений известных авторов, найти и имена существительные общего рода и определить к какому роду относятся слова в данном тексте. (упр 50 с 30) 1 группа Бедный Федотка – сиротка, плачет несчастный Федотка. (м. р.) 2 группа Ай да Мурочка, ай да умница. (ж. р.) 3 группа Ты один не умывался и грязнулею остался. (м. р.) 4 группа Сидит медведь – сладкоежка, ест малину. (м. р.) 5 группа Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо. (ж.р.) - И последнее задание братьев. - В именах людей тоже встречаются имена общего рода. Колобковы вас просят подобрать имена людей общего рода. - Обоснуйте свой ответ. Саша (Шура), Женя, Валера, Валя, Паша, Сима. | Соединяют обозначение слова с нужным словом Выборочное списывание Списывают предложения, определяют род имен существительных | Осознанно и произ-вольно строят речевые высказывания в устной форме | Упражнение |
VII. Рефлексия Цель: мобилизация учащихся на рефлексию освоения умений и навыков, мотивации, способов деятельности, общения и настроения | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Сегодня я научился… - Мне непонятно… – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Прошу проанализировать свою работу на уроке. Лесенка знаний. - Если вы все поняли и можете оказать помощь другим – верхняя лесенка, если вы поняли - средняя лесенка, если вам нужна помощь – нижняя лесенка. - С каким настроением заканчиваете урок? - Помогли ли мы с вами братьям Колобковым раскрыть очередную тайну слов? - Смотрим, что они нам с вами говорят? - Попробуйте, подобрать имена существительные общего рода, чтобы дать характеристику своей работе на уроке. (Молодец, умница, молодчина, чистюля, знайка) | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: работа Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | - Для чего вы будете выполнять домашнее задание. Тетрадь с 23 упр 47, 48 Дает комментарий | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
заг…дал | ст…ловая | заг…дал | ст…ловая |
зап…х | зап…сной (выход) | зап…х | зап…сной (выход) |
п…рное (молоко) | см…трел | п…рное (молоко) | см…трел |
л…сной | стр…итель | л…сной | стр…итель |
гр…бной | к…лечко | гр…бной | к…лечко |
кр…сота | в…дёрко | кр…сота | в…дёрко |
в…дяной | зв…зда | в…дяной | зв…зда |
выл…тел | дв…ровый | выл…тел | дв…ровый |
т…жёлый | д…брота | т…жёлый | д…брота |
х…дить | бр…вно | х…дить | бр…вно |
заг…дал | ст…ловая | заг…дал | ст…ловая |
зап…х | зап…сной (выход) | зап…х | зап…сной (выход) |
п…рное (молоко) | см…трел | п…рное (молоко) | см…трел |
л…сной | стр…итель | л…сной | стр…итель |
гр…бной | к…лечко | гр…бной | к…лечко |
кр…сота | в…дёрко | кр…сота | в…дёрко |
в…дяной | зв…зда | в…дяной | зв…зда |
выл…тел | дв…ровый | выл…тел | дв…ровый |
т…жёлый | д…брота | т…жёлый | д…брота |
х…дить | бр…вно | х…дить | бр…вно |
заг…дал | ст…ловая | заг…дал | ст…ловая | |
зап…х | зап…сной (выход) | зап…х | зап…сной (выход) | |
п…рное (молоко) | см…трел | п…рное (молоко) | см…трел | |
л…сной | стр…итель | л…сной | стр…итель | |
гр…бной | к…лечко | гр…бной | к…лечко | |
кр…сота | в…дёрко | кр…сота | в…дёрко | |
в…дяной | зв…зда | в…дяной | зв…зда | |
выл…тел | дв…ровый | выл…тел | дв…ровый | |
т…жёлый | д…брота | т…жёлый | д…брота | |
х…дить | бр…вно | х…дить | бр…вно | |
Составьте и запишите с любым словом из карточки предложение и подчеркните основу предложения ______________________________________ ______________________________________ | Составьте и запишите с любым словом из карточки предложение и подчеркните основу предложения ______________________________________ ______________________________________ |
Приложение 2
1 группа
Хвастливый человек | сластёна |
Человек, который подлизывается к кому – либо… | левша |
Человек, который любит сладости… | подлиза |
Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой | хвастунишка |
2 группа
Человек, который назойливо выпрашивает что – нибудь… | белоручка |
Человек, который любит много спать… | егоза |
Человек, который не хочет выполнять физическую или вообще трудную работу… | попрошайка |
Очень подвижный и суетливый ребенок | соня |
1 группа
Хвастливый человек | сластёна |
Человек, который подлизывается к кому – либо… | левша |
Человек, который любит сладости… | подлиза |
Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой | хвастунишка |
2 группа
Человек, который назойливо выпрашивает что – нибудь… | белоручка |
Человек, который любит много спать… | егоза |
Человек, который не хочет выполнять физическую или вообще трудную работу… | попрошайка |
Очень подвижный и суетливый ребенок | соня |