Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода»
Автор УМК: М.В.Панов
Тема урока: «Имена существительные общего рода»
Учитель Егорова НА.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование понятия существительные общего рода через исследование языкового материала
Задачи урока
Освоить понятие «существительные общего рода» и особенности употребления их в речи
Освоить грамматические признаки существительных общего рода
Опознавать существительные общего рода и уместно употреблять их в речи
Ожидаемые результаты:
Предметные: научиться распознавать существительные общего рода и правильно употреблять их в речи
Метапредметные: научиться самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые учебные задачи, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: уметь проводить анализ языкового материала; уметь проводить самооценку на основе наблюдения за собственной речью и речью окружающих
Технические средства: компьютер, распечатка дидактических материалов, иллюстрации
Этапы урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к планируемым результатам |
Планируемые результаты |
Оргмомент |
Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку |
Вводная беседа. Пожелание совместной плодотворной работы |
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
|
Мотивация |
Слушают, выявляют затруднение |
Ставит проблемный вопрос: определить род существительного сладкоежка |
- любители вы сладкое? - в одном дворе гуляли мальчик Петя и девочка Лиза. Вдруг кого-то позвали: «Сладкоежка, иди домой!» И Петя, и Лиза подумали, что зовут именно его, и побежали по домам. А как думаете вы, к мужскому или женскому роду относится слово сладкоежка? |
построение понятных для собеседника высказываний |
Целепо- лагание |
Осознавая затруднение, формулируют цель исследования языкового материала |
приглашает к расследованию при помощи учебника |
Изучить материал параграфа |
научатся самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые учебные задачи |
Изучение нового материала |
Читают материал учебника (параграф 54). Соотносят правило со своим ответом. Называют грамматические признаки существительных общего рода |
Организует работу класса, наблюдая за ходом работы учащихся |
Прочитать 1-ую часть правила Подтвердить или опровергнуть гипотезы? |
Научатся проводить анализ языкового материала, соотносить свои мысли с научными знаниями |
Закрепление |
Работают с карточками, находят существительные общего рода по грамматическим признакам, |
Консультирует учащихся |
Выписать существительные общего рода: Соня Лежебока Мама Забияка |
Усвоят грамматические признаки существительных общего рода и способы их распознавания. |
Выбирают правильное сочетание существительного общего рода с прилагательным |
Установите соответствия: правильно - неправильно Коля – круглая сирота Коля – круглый сирота |
Научатся согласовывать сущ.общего рода с зависимыми прилагательными |
||
Анализируют языковой материал словаря и соотносят написанное с прочитанным |
Организует лексическую работу |
Известно, что у А.С.Пушкина в Лицее было прозвище егоза. Как вы думаете, почему? Проверьте значение этого слова по словарю, сначала записав свою версию |
Научатся проводить анализ языкового материала, соотносить свои мысли с научными знаниями |
|
составляют текст с использованием изученного материала |
Консультирует учащихся |
Рассмотрите картинки и расскажите об известных вам литературных героях, которым свойственно одно из таких качеств: зазнайка, лежебока, сладкоежка, ябеда и т.п., - используя раздаточный материал |
Научатся излагать свои мысли в устной и письменной форме |
|
Домашнее задание |
Проводят самооценку и выбирают домашнее задание |
Предлагает общее задание и на выбор: Кто понял материал сегодняшнего урока на «5», тот попробует сразу выполнить вторую часть упражнения, а кто ещё не вполне уверен в своих силах, тот сделает первую часть |
Переписать предложения, вставляя пропущенные окончания. Списать предложения, заменив в тексте мужские имена на женские и наоборот. Задание для всех: составить памятку (буклет) для учащихся нашей школы о правилах сочетания прилагательных с существительными типа врач, директор. Обязательно иллюстрируйте примерами |
Научатся анализировать языковой материал, свободно и правильно излагать свои мысли |
Контроль |
Проводят самопроверку /взаимопроверку творческих работ |
Контролирует выполнение, советует, даёт комментарий, дающий надежду: "Как я рад!", |
Прочитать свои сочинения |
Научатся проводить самооценку на основе наблюдения за собственной речью и речью окружающих |
Рефлнксия |
Заканчивают предложение: Сегодня я научился… Мне было легко… Я испытывал затруднения |
Организует работу по самооценке, даёт начало предложений, анализирует ответы детей |
Научатся проводить самооценку |
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Валентина