12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Зорина573
Учитель русского языка и литературы МАОУ "Речицкая СОШ" п. Речица, Почепского района, Брянской области
Россия, Брянская обл., п.Речица
4

Конспект урока для 6 класса «Существительные общего рода»



Тема: Имена существительные общего рода

Цель: дать понятие о существительных общего рода

Задачи. Образовательные: повторить сведения о грамматическом значении рода и способе определения рода имени существительного; формировать представление о существительных общего рода и их употреблении в речи;

Развивающие: развивать умение определять существительные общего рода и употреблять их в речи; развивать логическое мышление, внимании, творчество, умение делать выводы, обобщения

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке; воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 6 класса. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., М. «Просвещение», 201

компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

Работа у доски. Разборы.

Величайшее богатство народа — его язык! 4 Язык1

В фольклоре отразилась мудрость2 народа.4

Класс. Работа с текстом (Слайд 1)

 

В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была Самостоятельная часть речи. Она обозна­чала предмет и отвечала на вопросы кто? что?

И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье. Оно могло быть собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым, изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили — поживали да добра наживали.

- Что мы можем сказать о жанре? К какому стилю относится данный текст?

- О какой части речи говорится в тексте?

- Почему в сказке о существительном упоминается город Орфография, гора Куль­тура речи? Как они связаны с существительным?

- Приведите из текста примеры орфограмм, связанные с правописанием имени существительного.

Задание для класса. На примере содержания данной сказки заполнить биографию существительного. (Слайд 2)

Имя существительное – это ……часть речи, обозначающая….. и отвечающая на вопросы…..

Имена существительные бывают…… и…., …….и…….., ----------скл, ----------рода.

Имена существительные изменяются по………..

В предложении имена существительные являются…………

Учитель проверяет работу у доски

III. Новая тема

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня к нам на урок пришли три гостьи. Послушайте, о чем они говорят. (Сценка)

- О каком грамматическом признаке существительного пойдет речь на уроке? (О роде)

- Как определить род существительных?

Словарный распределительный диктант.

Задание: распределить имена существительные в три столбика в зависимости от рода. Записать слова в И.П.,ед. (Слайд 3)

Вещи, камыши, препятствия, мыши, ключи , гаражи, искусства, печи.

Самопроверка. (Слайд 4) Обратите внимание на правильность написания слов

- Кто написал слова без ошибок? Умницы!

- Слово «умница»? Можно ли определить, к какому роду оно относятся?

- О ком можно сказать, что он умница? О мальчике или о девочке?

Постановка учебной задачи. (Формулируют учащиеся)

Мы должны выяснить, что это за существительное, к какому роду оно относятся.

- Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница». А сейчас, чтобы определить, какого рода подобные существительные, проведем мини-исследование. (Слайд 5)

Изучение нового материала.

Мини-исследование

«Ну, непоседа», - сказала бабушка внуку.

Тихоня не торопился домой.

3. Ты такая хвастунишка!

-О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)

- Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, Маша, торопилась — гл. прош. вр., окончание - а ) (Слайд 6)

умница – внук (мужской род)

тихоня – торопился (а не торопилась), (мужской род)

хвастунишка – такая (ж.р.)

- К какому же роду относятся выделенные слова?

- Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать?

- В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде)

- Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать.

- Какой будет тема урока? (Слайд 7)Тема нашего урока «Имена существительные общего рода». Запишем ее в тетрадь.

- Какова цель нашего урока? (Формулируют учащиеся) Вопросы записываются на доске:

Какие существительные относятся к общему роду?

Как определять род таких существительных?

- На какой из этих вопросов мы можем уже ответить?

- Как можно определить их род? (по опорным словам)

Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола.

(обращаются к схеме, слайд 8)

Работа в парах. Задания распечатаны.

Задание: подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.

1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.

2. Белоручка не работник.

3.Без хозяина земля – круглая сирота.

4. Невеличка капля, а камень долбит.

Проверка: тот, кто выполнит раньше других, выписывает слова на закрытой части доски.

1 ученик. - 1,2 предложение; 1 ученик. - 3-4 предложение. Самопроверка по записи на доске.

Вывод: что помогает определить род существительных общего рода? (глаголы пр.в., местоим., прилагат., контекст)

Молодцы!

- Ребята, что представляют собой записанные предложения? (Пословицы). В пословицах народ выразил свое отношение к жизни, к качествам человека.

- Какие качества человека народ осуждает, а какие прославляет?

- На какой из вопросов урока мы ответили? (Как определять род существительных)

А чтобы ответить на 1 вопрос давайте, еще немного понаблюдаем. Для этого напишем лексический диктант (1 человек работает у доски) «Угадай слово»: по толкованию лексического значения определить существительные общего рода, записать в тетради в столбик в соответствии с номерами предложений.

Лексический диктант

1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга)

2) Человек, который любит долго спать (соня)

3) Человек, который зазнается (зазнайка).

4) Человек, который любит сладкое (сладкоежка)

5) Умный человек (умница)

6) Очень чистоплотный, аккуратный человек (чистюля)

7) Человек, который любит жаловаться (ябеда)

- Есть ли что-то общее у этих существительных? (Окончания –а, -я)

- Что обозначают данные слова? (Качества людей, лица мужского и женского пола)

- Какие же имена существительные будут относиться к общему роду?

Вывод. Имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду называются существительными ОБЩЕГО рода.

Проверяем себя. Почитаем правила §49, стр. 145

- Что нового вы узнали из учебника? (Имена прилагательные согласуются с этими существительными или в мужском или женском роде)

- Что надо сделать, чтобы было понятно, какое окончание писать у прилагательных? (Узнать пол)

Тренировочные упражнения дифференцированного характера. (Слайд 9)

Задание. С данными словами составить предложения, чтобы был понятен род существительных

или

Творческая работа. Написать сочинение-миниатюру «Характер моего друга (подруги)» с употреблением существительных общего рода по плану и образцу:

План

1 предложение — положительные черты характера;

2 предложение — отрицательные черты характера;

3 предложение — свое отношение.

Кому покажется это трудным, выполняет упр.277 (1 у доски)

У доски. Распределить эти существительные на две группы в зависимости от смысла.

- Какую эмоциональную окраску могут иметь слова общего?

Вывод: Слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.

Нам всем приятно, когда о нас говорят умница,чистюля…

И не нравится, когда – ябеда, неряха…

Не случайно люди придумали про них дразнилки.

Разминка(Слайд 10-12)

-Давайте их прочитаем хором. (Один ряд, вставая, читает одну дразнилку, обращаясь к одноклассникам, потои называет существительное общего рода. Остальные отвечают им )

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

 

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибется об скамейку.

 

Лежебока , ха-ха-ха,

Отлежал себе бока,

Захотел поесть,

Но не может сесть

Эти существительные общего рода характеризуют человека далеко не с лучшей стороны. Но мы знаем, что есть такие слова, как умница и молодчина. А еще есть слово дока. (Слайд 13 ). Слышали когда- нибудь это слово? В толковом словаре Ожегова написано: «ДОКА -знаток, мастер своего дела». А еще этим словом в 18 веке студенты называли сокращенно своих преподавателей – докторов, людей образованных, много знающих.

В наше время тоже есть подобные слова, например, слово врач. (Слайд 14)

Какого оно рода?

Посмотрите на эту запись.

Врач Иванов

Врач Иванова

- Что вы заметили?

- Это существительные общего рода? Как проверить? (Попробовать употребить его с прилагательным или местоимением наш) Какого рода существительное врач? (мужского)

Прочитаем о таких существительных в учебнике на стр.146.

 Задание. Исправьте речевые ошибки. Объясните причину ошибок. Запишите предложения в исправленном виде. (Слайд 15)

Молодая аптекарь приступила к работе.

У нас в школе новая учитель

Известная адвокат выступила в суде.

Творческая мастерская. (Слайд 16)

Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам жужского и женского пола.

Повар, археолог, журналист

Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существительном?

- Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

- Что значит правильно употреблять в речи существительные общего рода?

Вернемся к словарному распределительному диктанту. В какой же столбик нужно записать слово умница? (Слайд 17) Молодцы (Слайд 18)

Рефлексия. (Слайд 19) Закончите предложения

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я учился…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке у меня вызвало затруднение…

Домашнее задание §49, упр. 279 ли 280 (Слайд 20)


 

Сценка

Удивительный спор (по Л.Успенскому)

Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при очень забавном и вместе с тем поучительном споре.

За обеденным столом сидели три женщины -- русская, немка и армянка. Внезапно на пол со звоном упала ложка.

-- Ага! -- проговорила русская женщина.-- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

 -- Почему "дама"? -- удивилась немка. -- Ложка -- это "дер лёффель"! Ложка-- мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти.

Русская возмутилась:

-- Ну, вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик -- мужского рода.

-- Ха-ха-ха!-- засмеялась немка. -- Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он -- "дас мессэр" -- рода среднего.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец, она сказала:

-- Простите, но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему "ножик" может чем-то напоминать мужчину или ложка женщину? Мне это непонятно.

И на самом деле, разъяснить ей, на чем основано это нелепое суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском китайском, узбекском и многих других) вообще не существует никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего и такая примета не могла даже и образоваться.


Имена существительные общего рода
PPTX / 7.73 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Демидович Лариса Николаевна, 12.02.17 в 13:31 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок. Спасибо обязательно возму себе на вооружение.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.