Урок русского языка «Существительные общего рода» (6 класс)
Урок русского языка «Существительные общего рода»
Цели:
образовательная: дать представление о правильном сочетании прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, обозначающими профессии, занятия и сферу деятельности людей;
воспитательная: способствовать формированию атмосферы общности, дружбы между учащимися, между учащимися и учителем;
развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов: памяти, внимания, воображения.
Ход урока
По следам домашних заданий
Индивидуально.
Мой брат Витя – настоящ… забияка. Сестрёнка Оля – всем известн… тихоня. Это… маленьк… непоседа Даша не мог… усидеть спокойно ни минуты.
Вставить недостающие окончания, объяснить свой выбор. Объяснить постановку тире в первом и втором предложениях.
Проверка.
Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. А ведь признайся, есть из кумушек твоих таких кривляк пять – шесть! Ах, ты обжора, ах, злодей! Как расшумелся здесь, невежа! А за слоном толпы зевак ходили.
Найти существительные общего рода. По возможности, указать их род. Откуда знакомы нам эти предложения?
Проверка.
Фронтальная работа.
Грязнуля, кофе, колибри, жадина, рёва, пианино, подлиза, растяпа, кашне, киви, недотрога, леди, неженка, шимпанзе.
На какие группы можно разделить слова? По какому принципу? (На две группы: существительные общего рода и несклоняемые существительные)
В каком из столбиков можно определить род существительных? Сделаем это!
Почему невозможно определить род существительных другого столбика без дополнительных сведений? Что для этого нужно сделать?
Творческая работа.
Существительные общего рода указывают не только на отрицательные, но и на положительные качества характера человека. Приведите примеры. (чистюля, милашка, сластёна, сладкоежка и т.д.)
Предлагаю вам улыбнуться своему соседу по парте, поменяться тетрадями и написать друг другу несколько предложений, используя существительные общего рода, описывающие положительные качества характера человека.
Проверка. Кому приятно слышать добрые слова в свой адрес? А мне приятно, что вы такие позитивные, настроенные на положительные эмоции!
Интрига.
Слово учителя
Основная проблема при изучении существительных общего рода – это умение правильно их сочетать с прилагательными и глаголами прошедшего времени. Однако подобная сложность возникает не только с этими словами!
Анализ языкового материала
Учитель, архитектор, врач
Какого рода эти существительные? (Мужского рода, т.к. изначально это мужские профессии. Однако в современном мире и женщины могут быть в этих профессиях. Отсюда возникает грамматическая проблема: как правильно сочетать эти слова с прилагательными и глаголами прошедшего времени.)
Как правильно ввести их в состав предложений? Попробуем дописать окончания!
Строг… учитель Петрова вошл… в класс.
Расставим окончания. Для этого предлагаю оттолкнуться от синтаксической структуры предложения. (Строгий учитель Петрова вошла в класс.)
Перестройте предложение, изменив пол педагога. Возникли сложности? Почему? (Строгий учитель Петров вошел в класс.)
Работа с учебником
Внимательно прочитайте статью учебника, перескажите про себя.
О чём сегодня я вам не рассказала?
Движение темы.
Комментированное письмо
Известн… доктор Иванова выступил… но конференции.
Талантлив… архитектор Сидорова представил… проект моста.
Молод… лаборант Зиночка вымыл… пробирки.
Умел… токарь Вакунов выточил… деталь.
Доброжелательн… терапевт Кушнарёва получил… премию.
Вставить необходимые окончания, объясняя свой выбор.
Конструирование предложений.
… завуч Шустова …
… директор Шарыпова …
… учитель Туголукова …
Предлагаю поработать с фамилиями и должностями хорошо знакомых людей! (это наш любимый завуч Тамара Сергеевна, директор Ольга Юрьевна и я)
Введите данные сочетания слов в предложения. Обязательно употребите прилагательное и глагол в прошедшем времени.
Проверка.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
Кому сегодня было интересно? А по пятибалльной шкале? Мне тоже с вами всегда интересно!
Домашнее задание.
упр. 368;
статья учебника;
составить предложения по образцу, данному в классе, используя профессии и должности родителей.