Урок русского языка в 6 классе на тему «Имена существительные общего рода»
Тема: «Имена существительные общего рода»
Целевая аудитория: 6 класс
Цель: дать понятие об именах существительных общего рода;
развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное;
формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Задачи: научиться определять род существительных, уметь употреблять существительные общего рода в речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т. и др., рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор;
Ход урока
Орг.момент
Учитель: Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь улыбка – это поцелуй души. А теперь повернемся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!»
Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Мотивация.
Учитель: Сегодня вам предлагается на уроке провести расследование, от результатов которого будет зависеть, насколько успешно вы изучите тему урока.
К сожалению, название нашего расследования неизвестно, т.к. один злоумышленник, заметая следы, стер его.
Учитель: Как вы думаете, какова же будет цель нашего урока? (ответы учащихся)
Учитель: Работать вы будете в группах. Все свои наблюдения, выводы будете фиксировать в тетрадях.
Для начала запишем в тетрадях число, классная работа.
Актуализация знаний.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что объединяет эти картины? (СЛАЙД 1) (ответы учащихся) (если угадали, имя существительное, то записываем первую часть темы в тетрадь, если нет, то идем дальше и возвращаемся к картинке в конце урока)
Учитель: Сейчас, каждая группа получит копию «донесения» и постарается восстановить текст. После, мы обсудим то, что у вас получилось (работа в группах с «донесением») (СЛАЙД 2)
Проблемная ситуация.
Учитель: А теперь скажите, что у вас получилось? (ответы учащихся)
Учитель: Удалось ли полностью восстановить текст «донесения»? (ответы учащихся - прослушивание полного текста каждой группы)
Учитель: Где у вас возникли затруднения? (ответы учащихся - не совпали род прилагательных и глаголов, окончания)
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему у вас прилагательные и глаголы оказались разного рода? (ответы учащихся - если ответят, то проверяем по учебнику, а если нет, то строим алгоритм определения рода имен существительных общего рода)
Учитель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы с вами попробуем построить алгоритм выхода из затруднения. Для этого мы с вами обратимся к учебнику (П.49, работа с учебником)
Совместное построение алгоритма
Алгоритм (записать в тетради)
1. Помни: имена существительные общего рода, оканчивающиеся на -а(-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола.
2. Определи, к кому относится существительное общего рода.
3. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное и глагол согласуется с этим существительным в мужском роде.
4. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное и глагол употребляется в форме женского рода.
Первичное закрепление.
Учитель: Центр доволен проделанной вами работой, но до сих пор не ясно, что обозначают такие существительные. Для этого центр отправил вам очередное задание. Вам нужно распределить существительные на группы, под кодовыми знаками «+», « - », «И», «Ф», «П». Подумайте, по каким критериям вы разделите эти слова. (СЛАЙД 3)
Работа в группах (приложение 2)
Учитель: А сейчас, давайте проверим, что же у вас получилось (ответы учащихся)
Учитель: Так что же скрывается под кодовыми знаками? (ответы учащихся)
Учитель: По каким критериям вы распределили данные слова? (ответы учащихся - положительные качества, отрицательные, неофициальные имена, несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения, профессии).
Учитель: Молодцы, ребята, центр гордится вашей работой, и дает время на небольшую передышку.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Закрепление. Проверка усвоения знаний.
Учитель: Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно на оценку. По вашей проделанной работе, мы и определим, усвоили вы тему урока или нет. (учитель раздает карточки и объясняет задания)
Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.
Проверка проделанных работ.
Учитель: Наше расследование близится к завершению, а мы с вами до сих пор не восстановили тему нашего расследования.
Какова же тема нашего расследования? (ответы учащихся, запись темы урока в тетради «Имена существительные общего рода»)
Учитель: Теперь, давайте вернемся к нашему первому слайду, и ответим на вопрос, что все-таки объединяет эти картинки? (ответы учащихся) (СЛАЙД 1)
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какую цель вы сегодня ставили?
- Вы достигли поставленной цели?
- Как вы открывали новое знание?
- Что использовали, открывая новое правило?
- Где вы сможете применять полученные знания?
Домашнее задание: написать мини-сочинение по изученной теме урока (СЛАЙД 4)
Центр благодарит вас за проделанную работу. И желает вам оставаться умницами и быть трудягами!!!
Ну, а за проделанное расследование, как мы с вами можем себя назвать ….
Спасибо всем за урок, приятного рабочего дня!!! (СЛАЙД 5)
Приложение 1
СЕКРЕТНОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШЕФУ
РАЗВЕДКИ ОТ АГЕНТА ПО КЛИЧКЕ ЗЛЮКА
Шеф! Я хорошо законспирировался (все думают, что я сирота) и третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из учеников шестого класса для известных нам целей. Но в этом классе нам никто не подходит. Од…(-ин, -на) с виду дока, но оказал…(-ся, -ась) зазнайкой. Друг…(-ой, -ая) – лапонька с виду, но воображала и выскочка. Следующ…(-ий, - ая) – трудяга, но ужасн…(-ый,-ая) растяпа. Есть в классе и умница, но это страш…(-ый, -ая) забияка. А непоседа и симпатяга на самом деле отвратительн…(-ый, -ая) белоручка.
Шеф! Я хотел с горя завербовать учителя! На вид так… (-ой, -ая) милашка, но оказал…(-ся, -ась) придирой.
Здесь не с кем работать. Жду дальнейших инструкций.
Агент ЗЛЮКА
Приложение 2
Распределить слова в группы под кодовыми обозначениями «+», «-», «И», «Ф», «П»
Валя, злюка, Макаренко, директор, лапонька, зазнайка, трудяга, воображала, учитель, умница, Женя, растяпа, Саша, душечка, Скорых, забияка, симпатяга, белоручка, милашка, Вася, придира, Шура, молодец, выскочка, доктор, шеф, Петренко.
Приложение 3
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме.
«3» - 1 задание
«4» - 2 задания
«5» - 3 задания