12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сурина Мария Андреевна43
Россия, Московская обл., Одинцово

Конспект урока русского языка

на тему:

«Переход прилагательных в имена существительные»

6 класс

Подготовила учитель
русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская гимназия №4
Сурина Мария Андреевна

Цели:

- формирование представлений учащихся о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное.

Задачи:

- Развитие у учащихся умений: формулировать вопрос урока; находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

решать творческую задачу на уровне импровизации.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

- Развитие познавательного интереса к родному слову;

- Развитие у учащихся умений учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу).

Планируемые результаты:

- формирование навыков речевых действий: использование адекватных языковых средств для выражения своих чувств, эмоций, мыслей;

- осознавать способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

- объяснять языковые процессы, явления, выявляемые в ходе повторения;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Тип урока:

- урок «открытия» нового знания.

Оборудование урока:

- проектор,

- презентация к уроку,

- раздаточный материал (текст В.Г. Короленко), карточки с заданием,

- тетради.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Примечания

Оргмомент

(Приветствие)

 

Личностные: развитие доброжелательности, внимательности, готовности к сотрудничеству.

Актуализация опорных знаний

- Сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

- В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?

- Как вы думаете, почему именно в художественном? Что характерно для данного стиля?

- Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень”.

- Имена прилагательные чаще всего используются в художественном стиле речи.

- (Черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных).

Познавательные: владение необходимой информацией.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

 

Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи... Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела...

Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

 

- Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?

-Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?

- С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?

- Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень.

- Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля. Как называется этот троп?

- Найдем и подчеркнем все прилагательные. Какова их роль в тексте?

- Как заглавие отражает “настроение” текста?

- К какому типу текста вы отнесёте данный?

- Можем ли мы сейчас уже ответить на вопрос, в чем же волшебство прилагательных?

- А что станет с текстом, если убрать все имена прилагательные?

- Давайте сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.

- Но волшебство прилагательных на этом не заканчивается. Давайте попробуем разобраться, почему же ещё.

- Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая.

(Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая, объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания).

- Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.

- (Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:

1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый).

- Повествование с элементами описания. Доказательства: отмечают последовательность действий, находят элементы описания.

- С помощью прилагательных создается особая выразительность текста.

- (читаем текст, пропуская все прилагательные) Текст стал, сухим, неинтересным, невыразительным, утратилась эмоциональность, образность.

- Имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Мотивация

- Посмотрите на доску. Прочитаем предложение.

- Определите, к какой части речи относится данное слово? Докажите.

- Посмотрите на второе предложение. Здесь выделено это же слово. Но к какой части речи оно относится?

- Выпишите словосочетания с выделенными словом.

- Это слово является именем прилагательным, так как оно обозначает признак предмета, зависит от имени существительного.

- (ответы учащихся)

- (Знаться с умным, с умным человеком).

Слайд 4

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

С умным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

 
 

- Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

- Одно слово «умный», но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – имя существительное. Как так?

- Почему так происходит?

- Совершенно верно. Молодцы!

- Совершенно верно. Запишем тему нашего урока «Переход прилагательных в имена существительные».

- Такие имена существительные еще называют субстантивированными. А сам процесс перехода – субстантивацией.

- Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное.

- Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Слайд 5.

Слайд 6.

Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий.

Закрепление

- Применим ваши знания на практике. Я прошу вас составить и записать 2 предложения со словом «рабочий»: 1) это слово является прилагательным, 2) это слово является существительным.

(выполняется работа, учащиеся зачитывают свои предложения).

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

 

Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная,

частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, приезжий, сладкое, душевая, белый..

Слайд 7.

     
 

- Посмотрите, таких слов множество. Что они могут обозначать?

- Совершенно верно. Я предлагаю нам сейчас немного поиграть. Для этого мы сначала разделимся на группы (по 4 человека, как сидят). Сейчас я каждой группе раздам данный набор слов и карточку с одним понятием. Задача каждой группы среди всех слов найти только те, которые соответствуют их теме.

- А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

- Молодцы! А следующее задание индивидуальное, и выполнять мы его будем в тетрадях.

- Я прошу вас разделить лист на два столбика. Один – прилагательные, другой столбик – существительное. На слайде появятся предложения. Ваша задача записать их в нужный столбик.

(Появляются предложения)

- (Учащиеся просматривают слова и предлагают свои варианты) Обозначают название лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактные понятия.

(учащиеся разворачиваются друг к другу).

(Учащиеся получают свои карточки и начинают работу. Минуты 4-5 максимум. Далее представитель от группы зачитывает слова своего столбика).

В нашей гимназии красивая столовая.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

В детской сделали ремонт.

Оркестр играл военный марш.

По улице шел военный.

Раненого принесли в дом.

Мне стало жаль раненого пса.

Врач прописал больному постельный режим.

Больному ребенку необходим покой.

Слайд 7.

Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

Слайд 8.

Слайд 9.

 

- Закончили? Хорошо, а теперь я прошу вас взять цветную ручку и поменяться тетрадкой с соседом по парте. Сейчас вы все побудете в роли экспертов и проверите работу своего товарища. Не забудьте выставить отметку.

Слайд 10.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

 

Прилагательные:

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

Оркестр играл военный марш.

Мне стало жаль раненого пса.

Больному ребенку необходим покой.

Существительные:

В нашей гимназии красивая столовая.

В детской сделали ремонт.

По улице шел военный.

Раненого принесли в дом.

Врач прописал больному постельный режим.

 

Рефлексия

- Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.

- Давайте подведем итог нашего занятия.

Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

(ответы учащихся)

Слайд 11

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Итог

- Я благодарю вас за работу на уроке!

 

Слайд 12

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.