Серия картин «Цифры на сердце» (1974–1987) Савицкий Михаил Андреевич (18.02.1922–08.11.2010).
Узник 32815 (1976) Автопортрет художника — узника Дахау
Танец с факелами (1978) Танец с факелами (1978)
Поющие коммунисты Коммунисты остались борцами до последних мгновений своей жизни. Показательный обряд покарания их лютой смертью превратился в демонстрацию ненависти к фашизму, веры в грядущую свободу и торжество справедливости. Разорванное грозовыми разрядами небо словно призвано художником в свидетели трагедии. Его гневный образ предвозвещает праведное возмездие.
Побег (1974) В лагерях смерти люди как могли отстаивали своё исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие - падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на газах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.
Мадонна Биркенау (1978) В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожжённых пророс скромными полевыми цветами.
«Канада» (1978) Стремясь истребить целые нации, эсэсовцы обманным путём заставляли являться предназначенных для уничтожения, имея при себе всё ценное. «Канада» — так называли палачи пункты сбора несметных богатств. После ограбления людей загоняли в газовые камеры. Вереница фигур на втором плане картины — последний путь обречённых. Отвратителен циничный эсэсовский главарь — воплощение скверны, воцарившейся на земле.
Проклятье (1979) Изображённая на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключённые «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.
«Поющие лошади» (1979) Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.
«Летний театр» Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей). Тела в ямы сгребались бульдозерами. На картине машина со зловещими фарами символизирует безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии.
«Свобода» В картине изображён тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака и узники, ещё не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проёму. Бритые головы, полосатая униформа заключённых, выразительность подавшихся к выходу спин, – всё это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии «Цифры на сердце».
Опознание (1987) Среди изуродованных мёртвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев...
Наталья Дзяудиновна Магомадова
Марина Александровна Синяева