Методическая разработка «Логоритмика, как средство речевой коррекции»
 
                                Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной коррекции, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
| Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. | 
 | Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. | 
| Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. | 
 | Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. | 
| Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. | 
 | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. | 
| Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. | 
 | Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. | 
| Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. | 
 
 | Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. | 
| Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. | 
 | Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. | 
| Упражнение на развитие словотворчества. | 
 | Расширение активного запаса детей. | 
Я считаю, что: логопедическая ритмика полезна всем детям, но особенно тем, которые имеют проблемы в речевой деятельности, а именно: задержки речевого развития нарушения звукопроизношения, системного нарушения речи, заикание и др.. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи и мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
 
 
                                     
                                 
                         
                         
                         
                         
                        