12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
AlenaPim56
Россия, Ставропольский край, с.Александровское
1

« Формирование фонематического слуха у дошкольников как средство профилактики речевых нарушений»

Тема: « Формирование фонематического слуха у дошкольников как средство профилактики речевых нарушений»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- систематизировать знания воспитателей;

- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.

Сейчас я обозначу некоторые предметы словами детей, у которых нарушена слоговая структура слова, а вы, попробуете догадаться, какой предмет я назвала.

«атобу» - АВТОБУС

«мидой» - ПОМИДОР

«кастуя» - КАСТРЮЛЯ

«бизяна» - ОБЕЗЬЯНА

«кумника» - КЛУБНИКА

«таейка» - ТАРЕЛКА

- Вы наверное догадались, что случилось со словами - нарушен контур слова, трудные звуки заменены более простыми по звучанию и всё это не даёт возможности понять, о чём идёт речь.

Тема нашего мастер-класса:

«Формирование фонематического слуха у дошкольников как средство профилактики речевых нарушений »

Что такое фонематический слух? Как вы его развиваете у детей?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонематический слух - важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Работа по развитию у детей фонематического слуха строится по классической системе. Эта работа состоит из шести этапов.

1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Это также способствует развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Игра «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки групповой комнаты», «Жмурки с колокольчиком», «Чей голос?», «Песенки насекомых», «Звуки транспорта» и др.

2 этап. На протяжении данного этапа учим дошкольников различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игры «Далеко — близко», «Эхо», «Кто как кричит» и т. д. Значительная часть работы приходится на долю музыкального руководителя.

3 этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, «Угадай словечко», «Найди пару».

4 этап. Различаем слоги, начинаем работу с игры «Запомни, повтори», постепенно усложняя задания. Вначале детям предлагается воспроизвести слоговые ряды

а) со сменой ударного слога, (та'-та-та, та-та'-та и т. д.);

б) с первым согласным и разными гласными звуками (та-то-ту, па-по-пу и т. д.);

в) с общим гласным и разными согласными (та-ка-па);

г) с согласными звуками, различными по звонкости и глухости (сначала по два слога (па-ба, затем по три слога (па-ба-па);

д) с согласными звуками, различными по мягкости - твердости (па-пя);

е) с наращиванием стечения согласных звуков (па - тпа, та - пта);

ж) с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных (пта-пто-пту-пты);

з) со сменой позиций согласных звуков в их стечении (пта-тпа, кта - тка);

Упражнения на воспроизведение согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

5 этап. Учим различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных звуков. Сначала выделяем гласный звук из потока звуков, затем в словах. Далее выделяем согласные звуки из потока звуков, слов.

6 этап. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.

а) сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;

б) анализ гласных звуков («Положи столько кружков, сколько услышишь звуков»);

в) выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах. После этого приступаем к анализу согласных звуков. («Назови последний звук в слове», «Назови первый звук в слове», «Где звук?», «Назови звуки по порядку в слогах» (обратный слог); «Определи, какой звук тянем в середине слова», «Назови звуки по порядку» .

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного.

.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематических процессов педагоги уделяют много времени. И сегодня мы с вами познакомимся и поиграем в игры, которые способствуют развитию и становлению фонематических процессов.

Игры на развитие фонематического звука

I этап

Игра "Узнай, что звенит (гремит)"

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: На столе несколько коробочек (баночек) (или музыкальных инструментов). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой (или завязываем глаза) и просим отгадать, какой из них сейчас звенит, шуршит или гремит.

II этап

Игра "Громкие подсказки".

Цель: развивать способность различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

Игра "Близко - далеко".

Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Игра "Узнай по голосу".

Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе, высоте и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Дидактическое упражнение "Три медведя".

Цель: развивать способность различать речевые звуки по тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход упражнения: Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.

III этап

Игра "Слушай и выбирай".

Ход игры: Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот-бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток

Игра "Правильно-неправильно".

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д.

IV этап

Игра "Что лишнее".

Ход игры: Вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Упражнение «Колечко».

(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: ба-па –ба-па, бо-по - бо-по и т. д., та-да - та-да, до-то-до - то и т. д.).

Игра « Повтори правильно»

Ребенку необходимо повторить за взрослым слоговую пару со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

Пта-тпа, пка-кпа, фпа-пфа, кта-тка, фка-кфа,гда-дга, хта-тха, вба-бва

Игра "КузовОК"

Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)

Упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).

Сочетать с произнесением слогов: са-ша… (шо –со, су-шу, ши-сы, жа-за, и т. д.).

Сказка про глухие и звонкие согласные звуки.

( Игра для развития звукового различения) Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу. Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай – ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат как молот – ДДД!, рычат, как трактор – РРР! А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят: ШШШ – шуршат змейкой в траве, ССС – скользят ручейком, ТТТ – стучат по дереву дятлом, ФФФ – фыркают ежиком, ЦЦЦ – стрекочут в траве кузнечиком. С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Эти звуки легко различать, если провести простой эксперимент. Нужно приложить ладошку к горлу и произнести звук, если чувствуете вибрацию, звенит голосок – звонкий звук, нет вибрации, тихо шумит голосок - глухой звук. Оборудование: картинки – символы звуков по тексту сказки. Методические рекомендации: После прочтения сказки детям раздаются карточки с символами звуков по тексту сказки. Дети определяют звонкость или глухость звука, несут карточки к маркерам «город» или «природа», делятся на две команды «глухие звуки» и «звонкие звуки».

Игра "Одинаковые или разные". (мягкие и твердые звуки произносить по два: та-тя, фы-фи, ма-мя, ду-дю, бо-бё

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V этап

Игра "Угадай-ка и повтори".

Ход игры: Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Мышонок смеется: и-и-и" «Медведь сердится ээээ», Лось зовет товарища «оооо», Штангист поднимая штангу произносит «ыыыы». Просим ребенка повторить звуки, которые произносит персонаж .

VI этап 

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Например, игра "Сколько звуков?", ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Дидактическое упражнение "Звуковые прятки"

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Игра «Заколдованное слово»

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ведущий рассказывает участникам историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Игра «Путаница»

Цель: развитие звукового различения.

Нужно обратить внимание участников на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует прочесть ему самому следующие шуточные предложения. Что перепутал поэт?

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных игр для развития одной из важных составляющих речи – фонематических процессов. Благодарю всех за внимание участие в нашем мероприятии.















Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №31 «Ручеек»





















Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование фонематического слуха у дошкольников как средство профилактики речевых нарушений»



Подготовил:

Учитель-логопед Пимукова Е.А.













Октябрь, 2021г

с Александровское

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.