Статья «Пальчиковая гимнастика, как эффективный метод профилактики речевых нарушений у дошкольников»
Пальчиковая гимнастика, как эффективный метод профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Взаимосвязь руки и головного мозга человека была отмечена ещё до нашей эры. В восточной медицине отмечается, что игры с участием пальцев рук гармонизируют тело и разум, поддерживают мозговую деятельность, стимулируют её.
В головном мозге речевая область располагается в непосредственной близости с двигательной областью. М. М. Кольцов, известный исследователь в области детской речи, пишет: « Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие речи и руки у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».
В настоящее время всё чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, и у большинства из них можно наблюдать несформированность мелкой моторики пальцев рук. В век глобальной компьютеризации, когда малыши уже с 1 года пользуются планшетами и сенсорными телефонами, к 5-6 годам эти дети не умеют застёгивать сандалии, пуговицы на рубашках, завязывать шнурки, их речи соответствует более младшему возрасту. С этого и начинаются проблемы в обучении.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников это эффективный способ развития мелкой моторики рук, соответственно и метод профилактики речевых нарушений. Пальчиковая гимнастика усиливает взаимодействие речевых зон, способствует развитию памяти, внимания. В процессе выполнения пальчиковых игр у детей активизируется моторика пальцев рук, вырабатывается ловкость, концентрируется внимание. Пальчиковая гимнастика , сопровождаемая стихотворениями, помогает развивать и память, дети лучше запоминают стихи, т.к. помимо речи, активизируется моторика рук, зрительная память. Выполнение движений пальчиками приводит к возбуждению речевых центров коры больших полушарий головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует речевое развитие. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, учат слушать взрослого, понимать смысл сказанного, повышаю речевую активность детей. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и распределять его. Выполняя упражнения, сопровождаемые короткими стихотворениями, ребёнок начинает говорить боле чётко, ритмично. Пальчиковая гимнастика способствует развитию силы, подвижности, гибкости пальцев рук, что облегчает овладение навыками письма.
Упражнения начинают выполнять сначала одной рукой (ведущей), затем другой, а потом двумя руками . Необходимо следить за правильностью воспроизведения и удержания положения кисти и пальцев, переключения с одного движения на другое. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно добавляйте новые. Дети с удовольствием начинают повторять текст на последующих занятиях.
К каждой лексической теме можно подобрать соответствующие пальчиковые упражнения.
Лексическая тема «Птицы»
Птицы
Во дворе пропел петух (сложить по 4 пальца, зацепив их в замок – гребень; оттопырить, сложив вместе, большие – клюв):
Будит всех с утра вокруг (открыть «клюв», поднять пальцы – встопорщить гребень).
Пролетает голубь сизый (соединив запястья, сделать взмахи ладонями, имитируя движения крыльев).
Воробей здесь скачет рыжий (открыть одну ладонь, вторую сложить щепотью и изобразить как скачет птичка по ладони).
Воробышки
Вот рассыпали пшено дробь пальцами по поверхности ладошки и пальчикам,
Раскатилося оно поглаживание поверхности ладошки
Прискакали два воробышка изобразить, как воробышки скачут по ладошке с Поклевали все до зернышка пальцами, повторить дробь.
Сколько птиц в кормушке нашей
Сколько птиц в кормушке нашей Сжимать и разжимать кулачки
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибать пальцы
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки
Дятел
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а
Червячка добыть хочу, указательный палец другой руки – клюв дятла.
Хоть он скрылся под корой, На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Сорока
Рано утром издалека Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь
Прилетела к нам сорока запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.
Стала громко стрекотать, Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к
Длинным хвостиком махать, другу и наклонять их вправо-влево.
Зернышки она клевала, Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать
Все на свете рассказала. зернышки» с поверхности стола.
Лексическая тема «Дикие животные»
Зайка
Мчится без оглядки, хлопаем в ладошки
Лишь сверкают пятки. ударяем кулачками друг о друга
Мчится что есть духу, руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками
Хвост короче уха. ударяем кулачками друг о друга
Живо угадай-ка:
Кто же это? хлопаем в ладошки
Зайка! показываем указательными пальцами «зайку»
Белка
Скачет белка-шалунишка, «Бегают» пальчиками по столу.
Рвет с сосновых веток шишки. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках.
Лапками сжимает ловко Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках
И несет в свою кладовку. «Бегают» пальчиками по столу.
Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу, Из пальцев делаем "Волка", затем "Лису"
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста
Медвежонок в гости шел.
Медвежонок в гости шел. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается
К рыжей белке он зашел, кончиков указательного, среднего, безымянного
И на озеро, к бобру, пальцев и мизинца;
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!