Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации

Тема урока: Микро- экономика

Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных экономических субъектов (производителей, потребителей, собственников ресурсов).

Основные черты рыночной экономики Рыночная экономика – форма хозяйства, при кото- рой производители и пот- ребители взаимодействуют друг с другом посредством купли и продажи товаров. Свободное ценообразова-ние конкуренция Равноправие различных субъектов рынка Свобода хозяйственной деятельности Открытость экономики Договорные отношения Экономическая ответственность субъектов рынка Государственное регулирование хозяйственной жизни

Сущность и функции рынка РЫНОК – это товарно-денежная форма связи между производителями и потребителями продукции в условиях общественного разделения труда Ф У Н К Ц И И посредническая регулирующая ценообразующая информационная стимулирующая контрольная

Существование рынка предполагает следующие условия: свободное ценообразование юридически закрепленное условие пред-принимательской деятельности устойчивость экономической и политической систем наличие множества независимых продавцов и покупателей конкуренция товаропроизводи-телей Рынок

Классификация рынков По экономическому назначению: Рынок товаров и услуг Рынок средств производства Рынок труда Финансовый рынок Рынок научно-технических разработок По степени ограни-чения конкуренции: Монополистический Олигополистический Свободный Смешанный

Классификация рынков По географическому положению: Местный Региональный Национальный Мировой По отраслям: Автомобильный Нефтяной и т.д. По характеру продаж: Оптовый Розничный По степени участия государства: Стихийный Регулируемый

Рыночная инфраструктура Инфраструктура рынка – это совокупность отраслей и организаций, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке. Э Л Е М Е Н Т ы Товарные, фондовые, валютные биржи Службы занятости Аукционы, ярмарки Рекламные агентства Банки и другие кредитные учреждения Предприятия оптовой и розничной торговли Информационные центры и технологии Посреднические фирмы

Элементы рыночного механизма Рыночный механизм конкуренция предложение цена спрос

Теория спроса Спрос – это количество товаров, которое потребитель желает приобрести за имеющиеся у него денежные средства. Величина спроса зависит от факторов: цена товара; цены на сопутствующие товары; цены на альтернативные товары; ожидание инфляции; доходы покупателей; вкусы покупателей и т.д. Зависимость величины спроса от цены товара называется законом спроса: « Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем больше спрос».

Теория предложения Предложение – это количество товаров, которое производители могут произвести и продать по определенной цене. Величина предложения зависит от факторов: цена товара; технологии; цены на ресурсы; величина налогов; субсидии государства и т.д. Зависимость величины предложения от цены товара называется законом предложения: «Чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, чем ниже цена, тем меньше предложение».

Рыночное равновесие Р – равновесная цена Q – равновесный объем продаж R – точка рыночного равновесия

Рыночное равновесие Если рыночная цена ниже равновесной, то спрос больше предложения. Такая ситуация называется дефицит. Если цена выше равновесной, то спрос меньше предложения. Такая ситуация называется затоваривание.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.


Параметры: Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополисти-ческая конкуренция Чистая монополия 1. Размеры фирмы мелкие мелкие средние и крупные крупная 2. Количество фирм в отрасли очень много очень много несколько одна 3. Доля в объеме выпуска незначитель-ная незначительная значительная 100% 4. Контроль над ценами нет, рыночная цена ограниченный влияние ценового лидера полный контроль 5. Товарная дифференциация продукция однородная продукция дифференци-рованная однородная или дифференцированная единственный продукт 6. Легкость входа на рынок легкий легкий трудный, требует больших затрат практически невозможен 7. Пример отрасли пищевая промышлен., с/х розничная торговля пр-во стали, бензина, машиностроение Центральный банк

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Утверждают, что в мире существуют 4 системы правового регулирования: 1) английская: можно всё, кроме того, что нельзя; 2) немецкая: нельзя ничего, кроме того, что можно; 3) французская: можно всё, даже то, что нельзя; 4) русская: нельзя ничего, даже то, что можно. Какая из этих систем, по вашему мнению, более всего соответствует требованиям рыночной экономики? Обоснуйте своё мнение. Ответ АНГЛИЙСКАЯ СИСТЕМА.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Как будут расположены относительно друг друга кривые спроса и предложения, если товары предлагаются к продаже по таким высоким ценам, что купить их не может никто? Ответ Кривая предложения целиком находится выше кривой спроса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Оцените, в чем ошибочность следующего рассуждения: « В течение последних лет цены на автомобили растут. В то же время с каждым годом люди приобретают все больше автомобилей. Цена и количество товаров связаны друг с другом прямой зависимостью, следовательно, придуманный экономистами закон спроса и предложения неверен.» Ответ Этот закон имеет оговорку: «при прочих равных условиях», что явно не выполняется в данном примере.

ЗАДАЧИ: Построить кривые спроса и предложения товара и определить равновесную цену и объем продаж. Цена 600 650 700 750 800 Объем спроса 60 35 25 15 10 Объем предложения - 25 40 50 60 Ответ: точка равновесия (675; 32).

ЗАДАЧИ: Функция спроса имеет вид: Д=30-5Р, а функция предложения: S=-5+2Р. Определите: а) цену равновесия и объем продаж; б) как изменятся спрос и предложение, если установится цена, равная 4 д.е.; в) что произойдет с объемом продаж, если цена установится на уровне 6 д.е. Ответ: а) (5;5), б) (10;3), дефицит, в) (0; 7), затоваривание, объем продаж = 0.

ЗАДАЧИ: Предположим, есть два рынка продажи товара А. Функция спроса на первом: Д1=25-Р, а на втором: Д2=60-2Р. Функция предложения соответственно: S1=-11+2Р, S2=-20+2Р. Как изменятся цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся? Ответ: 1 рынок: Р0=12; Q0=13. 2 рынок: Р0=20; Q0=20. Объединенный рынок: Р0=16,6; Q0=35,2.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ 1 1 вариант: Функция спроса имеет вид: D=90-3P, а функция предложения: S=P+10. Определите равновесную цену и объём продаж. 2 вариант: Функция спроса имеет вид: D=90-3P, а функция предложения: S=2P+40. Определите равновесную цену и объём продаж. 3 вариант: Функция спроса имеет вид: D=90-3P, а функция предложения: S=2P-10. Определите равновесную цену и объём продаж.