Предварительный просмотр презентации
Государственное общеобразовательное учреждение республики Коми "Специальная (коррекционная) школа № 42" г. Воркуты Учитель математики Бабенко Наталия Еманоиловна 07.12. 2024 г. Организация работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с Федеральными адаптированными образовательными программами
ТНР - тяжёлые нарушения речи ТНР- собирательный термин для обозначения разных речевых нарушений, вызывающих отклонения от условной возрастной речевой нормы. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. Тяжелые нарушения речи (ТНР) относятся к особым возможностям здоровья (ОВЗ).
Классификации речевых нарушений В настоящее время современная логопедия придерживается двух классификаций: клинико-педагогической; психолого-педагогической, или педагогической. Эти классификации рассматривают проблемы нарушения речи с разных точек зрения, но не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. 3
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ нарушений речи по Р.Е. Левиной ФФНР ФНР ОНР ЗАИКАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ Недоразвитие речи - Нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия ФОНЕТИЧЕСКОЕ недоразвитие речи - Нарушение звукопроизношения ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Нарушение ВСЕХ языковых КОМПОНЕНТОВ: Грамматический строй Словарь Связная речь Звукопроизношение Фонематическое восприятие Слоговая структура слов Нарушение коммуникативной функции
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ нарушений речи НАРУШЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ Дисфония (афония) - расстройство голоса Брадилалия - патологически замедленный темп речи Тахилалия - патологичеси ускоренный темп речи Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи Ринолалия (гнусавость) - нарушения тембра и звукопроизношения Дислалия – нарушение звукопроизношения Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата Алалия – системное недоразвитие речи, грубая задержка речевого развития Афазия - системный распад речевых навыков Нарушение письменной речи Дислексия – расстройство формирования чтения Дисграфия – расстройство письма
Важно! Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения Центра ППМиСП – центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Также центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяется программа, по которой должен обучаться ребенок с ОВЗ. Зачисление на обучение по АООП осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК. 2
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи АООП НОО для обучающихся с ТНР Вариант 5.2 Вариант 5.2 Вариант 5.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи АООП ООО для обучающихся с ТНР Вариант 5.1
АООП НОО; АООП ООО Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с ФФНР - фонетико-фонематическим недоразвитием речи; ФНР - фонетическим недоразвитием речи: дислалия, лёгкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалии; ОНР - общим недоразвитием речи III-IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; нарушениями чтения и письма
АООП НОО; АООП ООО Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых, требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети с ОНР, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании; Дети, имеющие нарушения чтения и письма; Дети при тяжёлой степени выраженности заикания, не имеющие общего недоразвития речи.
ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Вариант 5.1 Вариант 5.2 Предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Предполагает, что обучающийся получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки.
Сроки освоения АООП Начальное общее образование Вариант 5.1 Вариант 5.2 Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов Обязательным является коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в первом отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во втором отделении 4 года (1 - 4 классы). Включает инвариантные коррекционно-развивающие курсы "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", "Развитие речи", "Логоритмика", "Произношение" и возможность проведения дополнительных коррекционно- развивающих занятий, направленных на коррекцию первичных и вторичных дефектов.
Сроки освоения АООП основное общее образование Вариант 5.1 Вариант 5.2 Сроки освоения АООП ООО составляют 5 лет (5-9 классы) Сроки освоения АООП ООО составляют 5 лет (5-9 классы) либо 6 лет (5-10 классы). Решение о пролонгации обучения принимается Центром ППМиСП на основе заключения психолого-педагогического консилиума ППк школы после тщательного психолого-педагогического изучения обучающихся в течение всего периода обучения на уровне основной школы с согласия родителей
Экзаменационные материалы по математике по русскому языку Экзаменационные материалы с 100-ми номерами вариантов предназначены для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), осваивающих образовательные программы основного общего образования. Работа состоит из 14 заданий, 13 заданий базового уровня сложности и 1 задание повышенного уровня сложности. Алгебра - 9 заданий Геометрия - 4 заданий Вероятность и статистика - 1 задание. Экзаменационные материалы с 400-ми и 500-ми номера вариантов предназначены для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), осваивающих образовательные программы основного общего образования, – сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием (400-е номера вариантов) или осложнённое списывание (500-е номера вариантов) по выбору обучающегося. Эти экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учётом категории экзаменуемых.
Обязательными условиями реализации АООП НОО и АООП ООО для обучающихся с ТНР является логопедическое сопровождение обучающихся; согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов, а также учителями предметниками; в коррекционном процессе участвует детский психолог, логопед, дефектолог, а также невролог, терапевт и педиатр, которые обеспечивают необходимое медицинское сопровождение; родители- полноценные участники коррекционного процесса.
В ГОУ РК "С(К)ШИ №4" г.Сыктывкара обучаются дети с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи со всех уголков Республики Коми.