Презентация " Поэзия природы в творчестве русских писателей"
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка
Русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, описывать увиденное, выражать собственное отношение к изображаемому.Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное.
Слайд 2
Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине. Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной. Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».
«Весна. Большая вода» — одна из картин Исаака Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.
На картине изображён момент половодья, когда вода покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого.
Картина очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскрешения природы.
Слайд 3
Изображение природных действий и пейзажей - одна из любимых тем любого стихотворца. Так, и Алексей Плещеев, в своей работе описывает пробуждение природы после злой зимы, которая несет в себе повышение жизненного тонуса у людей - сердце начинает радостней стучать, появляется ощущение счастья, а заботы как будто не такие тягостные становятся и легче переносятся. То есть мысль "Весны" заключается в том, природа и человек неразрывно связаны. С оживлением природы - оживает душа человеческая.
«Март» — хрестоматийный пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), созданный в 1895 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка, находившейся в Вышневолоцком уезде Тверской губернии.
«Март» относят к серии «жизнеутверждающих, бодрых произведений» Левитана 1895—1897 годов. Полотно «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. Оно также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника
Слайд 4
Стихотворение «Черемуха» Есенин написал в 1915 году, оно принадлежит к начальному периоду творчества автора. Он не зря выбрал тематику вешнего цветения. Она перекликалась с настроением Есенина в то время. Поэт тогда переехал в столицу, был окрылен надеждой и полон творческих сил, испытывал эмоциональный подъем. Но все же поэт помнил о своем родном селе Константиново и чувствовал ностальгию по нему. Он часто писал о нем свои творения. Небольшой стих «Черемуха» выражает все чувства и ощущения автора, его радостное и счастливое состояние души.
В начале 1880-х годов художник пишет чудесный деревенский пейзаж "Черемуха". От произведения идет очень теплое и нежное впечатление. Скорее всего перед нами конец мая. Пышное цветущее дерево прячет в своей тени деревянный дом и создает радостную атмосферу. Деревья на заднем плане размыты, все внимание сосредотачивается на раскидистой черемухе. Левитан умел по-простому и в тоже время проникновенно изображать нашу природу.
Слайд 5-6
Произведение датировано 1854 годом, а напечатано было в следующем году в журнале «Отечественные записки». Иван Саввич Никитин любил свое детище, относя его к списку своих лучших стихотворений. Творение получило вторую жизнь, когда оно было положено на музыку такими композиторами, как Владимир Иванов-Корсунский и Василий Калинников.
Поэт описывает волшебное пробуждение природы весенним утром. Лирический герой является свидетелем природных превращений. После ночного сна, весь мир оживает вместе с солнышком и радуется новому дню.
«Заро́сший пруд» — пейзаж русского художника Василия Поленова (1844—1927), оконченный в 1879 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Вид, изображённый на полотне, обобщает разные впечатления художника. Несколько этюдов для картины были написаны Поленовым в 1877 году, когда он навещал своих родителей в деревне Петрушки под Киевом. Работа над полотном была завершена в начале 1879 года в Москве
Слайд 7
Стихотворение А.А. Прокофьева "Алёнушка" написано под впечатлением от одноимённой картины В.М. Васнецова. Описывая простую русскую девушку на берегу пруда, Прокофьев дополняет его авторскими деталями: появляется венок из красных гвоздик и белых лилий, синее платье в тополином пуху — эти детали отсутствуют на картине Васнецова. Главная тема стихотворения — единение простого человека и природы. Алёнушка так же поражает своей простой и наивной красотой, как и русская природа.
Работу над картиной В.М.Васнецов начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось несколько этюдов того времени.
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине:«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых)[2].
Со временем в восприятии зрителей картина оказалась связана со сказкой про сестрицу Алёнушку и брата Иванушку
Слайд 8
Произведение «Ласточки» является представителем традиционной лирики А. Майкова. Он написал это стихотворение, когда наиболее активно занимался творчеством. Сюжет произведения сложно соотнести с каким-то конкретным периодом жизни поэта: он скорее говорит о той грусти, которая постоянно присутствует в каждом человеке – она связана с тем, что время невозможно повернуть вспять, какие бы усилия мы не прилагали.
Эта картина навевает романтику и воспоминания о лете, очень яркие и сочные краски использованы при написании картины. Эта картина как бы манит пойти в этот лес погулять и слиться с природой.
Слайд 9.
Фёдор Иванович Тютчев написал произведение в августе 1857 года. Тютчев затрагивал в своих произведениях извечные философские вопросы. Автор любил размышлять над смыслом жизни и тем, что следует после неё. Особое место в творчестве поэта занимала природа, которой он восхищался и превозносил. Очарование природы, застывшей в ожидании осени, настолько впечатлило автора, что он стал лихорадочно записывать строчку за строчкой.В это трудно поверить, но Тютчеву не нравилась осень из-за ее серости и унылости. Но это не помешало ему посвятить стихотворение тому периоду, когда в воздухе ещё слышны отголоски уходящего лета.
Картина «Золотая осень» – одна В 2005 г. картина принимала участие в юбилейной выставке А.К.Саврасова «К 175-летию со дня рождения художника» в Третьяковской галерее в Москве. из самых запоминающихся в творчестве Остроухова. Пейзаж «Золотая осень» отличается выразительным мажорным колоритом и убедительной передачей природного мотива. Отяжелела от осенних дождей золотисто-желтая листва развесистых кленов, дубов и лип. Серовато-хмурое небо заметно лишь сквозь редкие просветы в еще густых кронах деревьев. Оно грузно нависло над готовящейся к зимнему сну природой. Оживляют уголок леса три сороки, живо переданные умелой рукой Остроухова.
Слайд 10.
Текст стихотворение А.Фета “Зреет рожь над жаркой нивой” увидел свет в 1960 году в “Русском Вестнике”, хотя было написано гораздо раньше.
«Рожь» — картина русского художника-передвижника И. И. Шишкина, написанная им в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии. В настоящее время картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Слайд 11
Стихотворение было написано в августе 1900 года, а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Картина «Золотая осень» была написана Поленовым в 1893 году, через три года после того, как он поселился в усадьбе «Борок», расположенной на Оке, у деревни Бёхово.
На картине изображён вид на Оку в сентябре, в сторону Очковых гор. Многие деревья покрыты жёлтой осенней листвой. Вдали, в правой части полотна, видна белая церковь с колокольней. Для организации пространственной композиции Поленов использовал дугу, соответствующую изгибу реки.
Слайд 12
«Унылая пора! Очей очарованье!..» — отрывок из поэмы « Евгений Онегин» А. С. Пушкина, написал в 1833 году. В этой короткой зарисовке поэт восхищается осенней природой, её пышным увяданием. Он обращается к ней и будто бы ей самой рассказывает о её прелестях: «унылая пора», «мне приятна твоя краса». 1
«Золота́я о́сень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее в Москве. Левитан начал работу над полотном осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды. Исследователи творчества художника полагают, что на картине изображена река Съежа.
«Золотая осень» также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника
Слайд 13
Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» И.Никитин аОно относится к ранней лирике Никитина, написано в 1853 году, спустя два года после творческого дебюта. Первая публикация состоялась в 1854 г. в журнале «Библиотека для чтения». В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.
Пейзаж «Лунная ночь в деревне» относится к первому периоду расцвета его творческого дарования, который отличается присутствием романтических реминисценций. В 2005 г. картина принимала участие в юбилейной выставке А.К.Саврасова «К 175-летию со дня рождения художника» в Третьяковской галерее в Москве.
Слайд 14
В стихотворении царит спокойное, умиротворённое настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, создавая ощущение гармонии с природой.
К.А.Вещилов - русский художник начала 20 века. Первые уроки живописи художнику дал отец Лука из Валаамского монастыря, который в те далёкие времена руководил росписью главного собора.
Слайд 15
Стихотворение написано 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя. Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.
Картина «Зимний сон» была задумана Аполлинарием Васнецовым как часть живописного цикла «Времена года», над которым он работал с 1908 по 1914 год. Полотно было передано Всеволодом Аполлинариевичем Васнецовым в дар Третьяковской галерее в 1986 году. Произведение стало завершающим в этой многолетней серии. В письме 1907 года своему первому биографу И.И. Лазаревскому мастер признавался: «Написать четыре времени года – моя давняя мечта с детства. Выразить поэзию настоящей русской природы, чтобы картина захватывала зрителя, будила в его душе знакомые струны…»
Слайд 16
Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.
Произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства. Произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.
Темой является изображение нескольких состояний водной стихии.
«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин российского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Написана в 1850 году.
Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Несмотря на то, что корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены
Слайд 18
Картина «Над вечным покоем» была создана, когда Левитану едва исполнилось 33 года – возраст зрелости, время полного раскрытия живописного дарования пейзажиста и, казалось, его безграничных возможностей, творческих исканий и открытий. Картина вобрала в себя и весь его художественный опыт, и опыт недолгой жизни, часто печальный и горький. Художник передает напряженное ожидание в свинцовых тучах, в усилившихся порывах ветра, клонящих робкие деревья к земле, в воде, подёрнувшейся мелкой рябью. Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка… Разрушения кажутся неизбежными. Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы. Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома. Здесь музыкальный такт ускорившегося времени: проходят дни, часы, минуты – исхода нет, как поступь Командора неизбежна смерть.Но все же маленький заветный огонек дает надежду: вот светлая тропинка, подобно нити Ариадны ведет вглубь островка. Блик солнца на поляне побеждает темноту и ужас перед смертью.Художник пишет не случайно картину с высоты, главный герой ее – пространство.
«Поздняя осень» — превосходный пейзаж И.И. Левитана. Такое время года является самым любимым для автора. Естественно, нельзя пройти мимо красоты осени с ее разнообразием красок увядающей природы.Картина была написана в типичной для художника манере угрюмого пейзажа. Природа изображена такой, какая она есть, без лишнего лоска. Автор показал сумерки, а на небе образовались тучи. Скорей всего, идет дождь и может быть уже не один день, так как на переднем плане образовалась довольно большая лужица. В лужу попадали желтые листья, они как кораблики, спускающиеся ребятней по первым весенним ручейкам. Поля убраны, об этом служит стоящий недалеко стог сена. Пейзаж находится в ожидании и напряжении – вскоре придет зима. Березы уже потеряли свою листву, кажется, что они замерзли, поэтому теснее прижимаются друг к другу. Лес в ожидании заморозков, холодов, первого снега. Еще немножко и эта яркую картинку заменит однообразная белая заснеженная равнина. На заднем плане мы видим вечнозеленые ели, а также другие деревья с пожелтевшими листьями. Трава такая же: желтая и пожухлая. Небо очень пасмурное и беспросветное. От картины складывается весьма мрачное общее впечатление. Пейзаж воспринимать очень тяжело. Автор использует сумрачные тона в написании произведения, стоит хорошенько присмотреться, чтоб разглядеть мелкие детали пейзажа. В картине отсутствует буйство красок, но именно она может четко отразить настоящее состояние осенней природы, без лишних приукрашиваний.
Год написания картины: 1896.
«Тишина» - Левитан. 1898. Сочные краски и кажущаяся мрачность этой работы сделали ее незаметной в творчестве великого русского мастера пейзажа. Работа была создана незадолго до смерти мастера. Известно, что в этот период его особенно привлекала тема сумерек, завершения, окончания чего-либо. Таким образом гений русской живописи подводил итоги своей насыщенной творческой деятельности. Вечер сменяется ночью. Нет еще тьмы, но день успел распрощаться с землей, а ночь запаздывает. Этот нечеткий миг и стал предметом изображения. Берег реки дремлет, раздраженный торопливой птичьей суетой. Убывающая луна вглядывается в засыпающую деревеньку. На небе заснули тучи. Все медленно впадает в оцепенение. Скоро наступит ночь, и до восхода не будет слышно ни одного шороха. Природа будет отдыхать вместе с людьми, чтобы утром начать с ними новый трудовой день.
Известно, что мастер долго не мог добиться нужного настроения, нужной атмосферы картины. Создавал многочисленные этюды, несколько раз переписывал работу заново. Творческая зрелость, опыт и мастерство присутствуют в каждом мазке. Работа лишена всякой тревожности. Зритель наблюдает вечный и незыблемый порядок вещей. Который никто не в силах изменить.
Слайд 19
В 1890-е годы были организованы две выставки работ художника. На выставке 1893 г. демонстрировались этюды, сделанные лишь в течение последних летних и осенних месяцев. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только оставшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже давно достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры. Вместе с тем они свидетельствовали о том, сколь принципиально важной была для Шишкина эта область художественной деятельности. Живописное мастерство художника проявлялось, прежде всего, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Все его этюды лучшей поры творчества отличаются обостренным чувством формы и фактуры предмета при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.
Восхищение природой у Шишкина с годами не притуплялось. Поэтому так художественно совершенны все его этюды и самых поздних лет, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция. Маленький этюд „Травки“ (1892) пленяет тонкостью и изяществом, бережно-любовным воспроизведением мельчайших растительных форм.
Картина И. И. Шишкина «Дубы» (1887) показывает освещённую солнцем поляну и группу старых дубов — мощных и коренастых. Узорчатые листья деревьев где-то ярко вспыхивают на солнце, а где-то погружены в полумрак. Через зелень пышной дубовой кроны просвечиваются участки летнего синего неба. Невесомые тени скользят по стволам и кронам деревьев и легко ложатся на зелёную поляну.
Идея написания картины появилась у Шишкина в парке «Дубки», который находился на побережье Финского залива в 30 верстах от Петербурга. В 1880-е годы художник регулярно посещал эти места, с увлечением изображая выразительные могучие деревья.
«Кораебельная роща» — картина Ивана Ивановича Шишкина, написанная в 1898 году. Считается художественным завещанием художника, так как он написал её в год своей смерти.
На полотне изображён озаренная солнечными лучами поляна, плавно сменяющаяся сумраком соснового бора. Вглубь леса стремится чистый ручей. Сейчас он довольно мелкий, и на дне видны валуны. Но тут же есть поручни, которые помогают перебраться на другой берег, когда уровень воды поднимается.
Сосны на картине — корабельные. 1 Это грандиозные деревья, достигающие 40 метров в высоту. Их век порядка ста лет, упругая, лёгкая и прочная древесина идёт на мачты кораблей.
Слайд 20
В марте 1884 года пейзаж «Осень» Марии Башкирцевой, выставленный в Парижском "Салоне", привлёк внимание публики к автору картины и принёс художнице широкую известность.
«Осень» (1883) — один из лучших пейзажей XIX века, где простой осенний мотив вырастает до глубокого символа. Глядя на эту картину, понимаешь, каким большим мастером была юная Мария Башкирцева и каких высот она достигла бы, если бы ей довелось прожить дольше.
О картине Марии Башкирцевой "Весна" (1884г)
Женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве - закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грезе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. Эскизы написаны в старом саду в Севре - были и фиалки, были и цветущие ветви фруктовых деревьев, и дорожка, уходящая вдаль, и дремлющая в истоме женщина, для которой тщательно подбиралась модель: "Была в Севре, но скоро возвратилась. Натурщица моя совсем не подходит для деревенской девушки, и я опять возьму нашу судомойку. С этой Армандиной дело не пойдет на лад: очень уж отдает от нее балетом... Нет, мне нужно настоящую здоровенную девицу, которая не то дремлет, не то мечтает на жарком воздухе и которой завладеет первый встречный парень".
21 слайд
«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее Картина была написана Васильевым в начале 1871 года. Весной того же года она была представлена на конкурсной выставке Общества поощрения художников и отмечена там первой премией. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков
.Болото в лесу. Осень» — одна из последних картин Фёдора Васильева, написанная после его переезда в Крым.
На полотне изображён осенний лес, посреди которого расположено небольшое болотце, кое-где поросшее травой. День уже близится к своему завершению: небо потемнело, и лишь где-то вдалеке едва видна розовая полоса заката. На таком фоне ярко горят, светятся золотые кроны величественных дубов на переднем плане; остальные же деревья — берёзы и осины — пестрят красными, жёлтыми и зелёными листьями.
На переднем плане — поросшее осокой болото, на кочках которого расположились белые цапли. Там же находится небольшое озёрцо, написанное в зеленовато-голубых тонах, а его берег, усеянный опавшими листьями, содержит розовато-охристые цвета.
В центре композиции находится группа деревьев (вероятно, дубов), которая образует «наиболее звучное цветовое пятно», ярко выделяющееся на фоне неба, покрытого тёмными «свинцовыми» тучами.
Умение передавать на холсте тонкие градации цвета помогало создавать лирические художественные образы, казалось бы, бессодержательных мотивов национальной природы.
«Утро»-1872г.
Государственный Русский музей
В основу композиции пейзажа "Утро" вошли натурные зарисовки какого-то конкретного мотива с едва намеченными очертаниями болотистой местности и идущим в дождливое утро охотником. Но и этого оказалось достаточно, чтобы вновь ожили в душе художника воспоминания об утре над болотистым местом.
Большую часть холста занимает изображение неба, затянутого у горизонта пепельно-сероватой тучей, над которой поднимается полоса утреннего солнечного света. В ней поражает красота тональной гармонии и само ощущение живого, как бы движущегося света, на глазах меняющего естественный природный цвет.
Слайд 22
Первая половина 1870-х годов для Саврасова стала периодом наивысшей зрелости и глубины творчества.
Пейзажу «Радуга» принадлежит видное место среди работ, в которых особенно сильно проявился талант Саврасова-живописца. В чистой, необыкновенно свежей живописи здесь выражено и само состояние природы, и то непосредственное лирическое чувство, которое рождается перед ее лицом в душе человека. Тема сельского пейзажа получила в картине простое и внутренне завершенное истолкование. Маленькая деревенька, раскинувшаяся на речном берегу у косогора, как бы сливается своей жизнью с жизнью окружающей природы. Зеленые откосы над речкой, заводи, ракитовые кусты переднего плана трудно представить себе без этих избушек, изгородей, глинистых тропинок, без крестьянки, неторопливо поднимающейся от реки с ведрами. В картине чувствуется как бы отдаленный отзвук первых венециановских открытий русской деревни с ее неподдельной поэзией. Народная жизнь у Саврасова неотделима от жизни природы. Поэтический смысл картины выражен в предельной человечности пейзажного образа, непосредственности его переживания, в «осиянности» зелени и прозрачности воздуха после только что прошедшего летнего дождя. Присущее картине общее ощущение чистоты и легкости находит свою кульминацию в мотиве радуги, засветившейся на фоне туч.
Картина Алексея Саврасова «У ворот монастыря» (1875) показывает тревожный пейзаж с нависшими над храмом и соснами тучами. Тяжёлый небосвод вот-вот готов разлиться хлестким летним ливнем. 2
В центре полотна — две женские, еле различимые фигуры и практически излучающий свет вход в обитель. В этом свете — ничего сверхъестественного: солнечный луч, вырвавшийся из-за туч. Освещённый солнцем, тянущийся к небу храм с колокольней, радуга — всё это контрастно противостоит другой стороне полотна, где чернота тучи. 1
Прежде чем начать движение вверх по ступеням, ко входу монастыря, тот, кто стремится туда, должен перейти мостик. Он словно разграничивает суетную жизнь и светоносную тишину обители.
«Разлив Волги под Ярославлем» — картина Алексея Кондратьевича Саврасова, созданная в 1871 году.
На ней художник изобразил огромную реку Волгу, которая разлилась весной и затопила город, стоящий на её берегу. Волга занимает большую часть композиции, заполняя пространство с левой стороны картины. Её поверхность отражает небо и окружающий ландшафт, создавая эффект зеркального отражения.
Город, который стоит у самого берега Волги, виден на фоне разлива. Часть зданий частично затоплена, а вода достигает уровня окон. Это создаёт впечатление удивительной мощи и непредсказуемости природных явлений, когда река выходит из своего русла и заполняет окружающий простор.
Слайд 23
«Северный край. Сибирская река» — картина русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова, написанная в 1899 году.
Это полотно стало завершением цикла работ художника на тему уральской и сибирской природы, к которому также относятся «Озеро», «Тайга» и «Кама».
На картине с большой высоты открывается панорама сибирских просторов с полноводной и величавой рекой, уходящей за горизонт. В её спокойных водах отражается светло-голубое небо и розовые облака, озаренные отблесками заката. Бесконечный лесной пейзаж предстаёт загадочным и таинственным.
Художник использовал напряжённую цветовую гамму, передающую трепет природы в ожидании ночи. Тёмно-зелёные, серые, синие и ярко-розовые тона создают гармонию, завораживающую и приковывающую взгляд зрителя.
Картина находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/:Mart_levitan.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/:Levitan_Zolotaya_Osen.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/:Levitan_vesna_bolsh_voda.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/ _Lewitan_003
https://ru.wikipedia.org/wiki/:Levitan_nad_vech_pok28.jpg
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-867669677
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-669860839
https://ru.wikipedia.org/:Shishkin,_Ivan_-_Morning_in_a_Pine_Forest.jpg
https://ru.wikipedia.org/w/index.:Ivan_Shishkin_-__-_Google_Art_Project.jpg
https://gallerix.ru/album/Shishkin/pic/glrx-725946044
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4130/index.php 9 «https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-4125/index.php
https://gallerix.ru/pic/_EX/2037947957/586639404.jpeg
https://ru.wikipedia.org/wikiGoogle_Art_Project.jpg/2
(
https://gallerix.ru/pic/_EX/1836320019/211401367.jpe
https://gallerix.ru/pic/_EX/1016087178/713080393.jpeg
https://gallerix.ru/pic/_EX/2037947957/198025512.jpeg у. https://gallerix.ru/pic/_EX/2037947957/447222900.jpeg9 ( Ф.Васильев
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-4110/index.php https://gallerix.ru/pic/_EX/2037947957/369577026.jpeg
https://gallerix.ru/pic/_EX/1124979808/650003051.jpeg https://gallerix.ru/pic/_EX/1124979808/888104248.jpeg
https://gallerix.ru/pic/_EX/1124979808/749346923.jpeg https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4113
http://artpoisk.info/museum/gosudarstvennyy_russkiy_muzey/bashkirceva_mariya_konstantinovna_1860/osen_149/ http://artpoisk.info/museum/gosudarstvennyy_russkiy_muzey/bashkirceva_mariya_konstantinovna_1860/vesna_089/
https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/analiz-stikhotvoreniya-lastochki-a-maykova.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая%20осень%20%28картина%20Остроухова%29
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9883021aa2d3c6aa16017182d8b8c77550e1eb1c-5233748-images-thumbs&n=13
Кияйкина Наталья Федоровна
Русаков Владимир Николаевич