Презентация по биологии для8 класса "Птицы, обитающие вблизи жилья человека"

Пояснительная записка к презентации «Птицы, обитающие вблизи жилья человека.» для
урока биологии в 8 классе (АООП О УО вариант1) на тему:» Птицы, обитающие около жилья человека».
Аудитория – 8 класс, возраст 14-16 лет
Вид школы -коррекционная школа, АООП вариант 1)
Цель использования презентации: данная презентация используется для достижения планируемых результатов обучения, заложенных в ФАООП и ФГОС, а также предусматривает организацию различных видов деятельности учащихся на всех этапах урока освоения нового материала. Содержит интерактивные задания для активизации познавательной деятельности и формирования интереса к обучению. Качественные фотографии позволяют формировать объективные знания учащихся о живой природе. Голубая рамка на слайдах способствует концентрации внимания учащихся на основании исследований о влиянии цвета на когнитивные функции человека.
Способы использования презентации: презентация используется на всех этапах урока: для получения текстовой, иллюстративной, видео информации учащимися. Для организации фронтальной, групповой и парной работы учащихся. Для выполнения заданий: ответов на вопросы, поиска информации в тексте учебника, работы с иллюстрациями на слайдах, получение инструкций для работы с учебником, рабочей тетрадью. Для выполнений заданий непосредственно на слайде, для перехода по ссылке на слайде на платформу Лернинг Аппс и выполнение интерактивного задания, или просмотра видеоролика. С помощью презентации организуется физкультминутка. Таким образом, данная презентация является основой для организации познавательной деятельности учащихся на принципах КРО и интерактивного обучения с использованием современных технологий в работе учителя с учащимися с особыми образовательными потребностями.
Цель: Формирование представлений учащихся о биологических особенностях птицах, обитающих около жилья человека.
Задачи :
Образовательные:
-формирование знаний об отличительные особенности голубей и воробьев;
-формирование знаний об особенности гнездования и заботе о потомстве голубей и воробьев;
-формирование умений различать голубей и воробьев;
-формирование представлений о пользе голубей и воробьев для человека;
Коррекционно-развивающие
- создание условий для развития и коррекции произвольного внимания через постановку задач и интерактивность обучения;
- создание условий для развития и коррекции зрительной и слуховой памяти в процессе изучения нового материала;
- создание условий для развития и коррекции зрительного и слухового восприятия при работе с презентацией, учебником и рабочей тетрадью;
Воспитательные
-формирование эмоционально- ценностного отношения к миру живой природы;
- формирование мотивации к изучению предмета;
- формирование навыков социального взаимодействия
Оборудование: интерактивная презентация (голубой цвет слайда активизирует внимание).
Планируемые результаты: на достаточном уровне: формирование знаний об отличительных особенностях голубей и воробьев, их питании, размножении и значении в природе и жизни человека. Умение находить информацию их разных источников, перерабатывать ее. Формирование умения узнавать и различать на минимальном уровне птиц, понимать необходимость бережного отношения к живой природе.
Оборудование: 1. Учебник и рабочая тетрадь по биологии для 8 класса Биология 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Автор: Никишов А.И. / Теремов А.В. Издательство: ПросвещениеГод издания:2024.2. Интерактивная презентация
3. Сенсорная панель с выходом в интернет.
Используемые технологии:
ИКТ, КРО, игровая, здоровье сберегающая, дифференцированная помощь по ходу урока учащимся разного уровня осуществляется через различный уровень оказания помощи на уроке.
Ход урока:
Фото слайдов | Деятельность учителя, | Деятельность учащихся |
| Слайд 1. Организует начало урока, содержит информацию о названии, целях и задачах. Учитель предлагает проверить готовность к уроку. Акцентирует внимание на значение активного усвоения материала. Обращает внимание на ценность знаний для повседневной жизни и формируя личную потребность в усвоении информации. | Проверяют готовность к уроку, развивая навык самоконтроля |
| Слайд 2 «Соедините птицу с ее описанием» создает условия для актуализации знаний учащихся. Задание слайда повышает познавательную активность учащихся, работа у доски способствует профилактике физического утомления и повышает эмоциональный тонус учащихся.
Перед изучением новой темы учитель предлагает вспомнить группы птиц, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Затем, учитель организует работу учащихся с помощью слайда: предлагает учащимся по очереди на слайде соединить в режиме комментария названия птиц с их признаками. После выполнения задания по клику мышки звучат аплодисменты. | Учащиеся перечисляют: птицы, питающиеся в воздухе, птицы леса, хищные птицы, водоплавающие птицы. Учащиеся выполняют задания у доски. Соединяют названия птиц с их описанием на слайде в режиме «комментарии» Последний ученик, по клику мышки запускает аплодисменты. |
| Слайд 3 «Какие птицы живут около жилья человека?» связывает чувственный опыт учащихся с изучаемым материалом с опорой на иллюстрации и текст, развивает умение давать краткие и полные ответы Учитель сообщает: Мы продолжаем проходить тему «Птицы». Сегодня мы поближе познакомимся с птицами, которых часто видим возле жилья человека. Какая цель у нашего урока? Каких птиц вы видели рядом со своим домом? Вопрос слайда формирует противоречие между имеющимися и недостающими знаниями (учащиеся строят предположение). Назовите причины, по которым птицы выбирают местообитания рядом с человеком? | Примерные ответы: голуби, галки, воробьи и вороны. Учащиеся формируют цель урока
Учащиеся отвечают |
| Введение в новую тему. Слайд 4 «Сизый голубь». Материал слайда направлен на развитие и коррекцию наблюдательности, развитие речевых высказываний, умение описывать биологические объекты. Стимулирует познавательную активность. Учитель спрашивает какая птица изображена на фотографии? Предлагает описать отличительные признаки голубя Учитель предлагает прочитать надпись и дать пояснение, а затем дополняет. | Учащиеся описывают голубя по фото, определяют отличительные особенности. |
| Слайд 5 «Значение голубей» является основой сообщения интересной информации для расширения кругозора и стимулирования интереса к предмету, умения наблюдать. Учитель сначала предлагает определить по фото значение голубей, потом сообщает информацию. Ученые полагают, что голубь стал первой птицей, прирученной человеком. Эти птицы играли важную роль в различных культурах на протяжении веков, выступая в качестве: | Учащиеся рассматривают фотографии и определяют значение голубей. Слушают |
| Слайд 6 «Голуби живут колониями» содержит информацию, стимулирующую память и речемыслительную деятельность учащихся. Голуби живут колониями. Что такое «колония»? | Учащиеся рассматривают фотографии слайда и вспоминают определение «колония» из курса географии. |
| Слайд 7-9 «Чем питаются голуби?» организует деятельность учащихся с учебником (активизирует мыслительную деятельность, умение работать с текстом)и ответы на поставленные вопросы. | Отвечают на вопросы. Дополняют ответы информацией из текста |
| Слайд 8 «Размножение голубей, забота о потомстве» организует деятельность учащихся по изучению информации в тексте о размножении голубей. | Учащиеся, следуя инструкции слайда, изучают информацию в учебнике биологии. |
| Слайд 8. «Гнездо голубя» Формируется навык осознанного чтения, поиска информации в тексте и подкрепления высказывания фактами из текста на вопросы. В каких местах голуби строят гнезда? Из какого материала голуби строят гнезда? Как обустраивают углубление в гнезде для яиц? | Учащиеся отвечают на вопросы, используя текст. |
| Слайд 9 «Сколько яиц откладывают голуби» корригирует умение наблюдать, тренируется память - учащиеся отвечают на вопрос Голуби находятся в гнезде около месяца. Как за это время изменяется их пищевой рацион? Учитель просит подкрепить ответ фактами из текста | Учащиеся отвечают на вопросы, используя фотографии и текст. |
| Слайд 10 «Кормление птенцов» формирует навык наблюдения, организовывает эвристическую беседу Учитель задает последовательно ряд вопросов: 1. Сколько птиц сфотографировал фотограф? 2. Кем являются эти птицы друг другу? Почему? 3. Как голубь кормит птенца? Далее учитель сообщает информацию о способе выкармливания птенцов. | Учащиеся отвечают на вопросы, усваивают материал в процессе беседы |
| Слайд 12 «Отгадайте загадку». С помощью приема «Загадка» формирует мотивацию к изучению материала о воробьях, активизирует познавательную деятельность. Правильный ответ появляется по клику мышки. Его открывает один из учащихся. Формируется умение описывать биологические объекты по фотографии. Учитель предлагает по фото описать птицу. Учитель дополняет обращает внимание на то, что цвет оперения воробья помогает птице выживать в природе. Коричневато-бурая с ржавым оттенком и черными пятнами окраска спины делает воробья малозаметным на фоне веток деревьев и кустарников. | Отгадывают загадку, открывают ответ на слайде по клику мышки. Описывают голову, туловище, конечности, оперение и размеры воробья |
| Слайд 13 И/data/files/k1742937128.pptx (Презентация "Птицы, обитающие вблизи жилья человека" 8 кл)спользуется для беседы о питании воробьев и их передвижении. Для формирования экологического мышления, понимания значения воробьев в природе и жизни человека. Используя ссылку, учащиеся изучают материал видеоролика о экологической катастрофе в Китае. Затем учитель предлагает сделать вывод о значении воробьев в природе. | Наблюдают, отвечают на вопросы, делают выводыэ |
| Слайд 13 «Полезные упражнения» используется для организации физкультминутки с учётом интересов учащихся. | Учащиеся выполняют три понравившихся упражнения. |
| Слайд 15 «Воробьиная семья». Учитель делит класс на 2 команды, которые должны найти отличия во внешнем строении у самки и самца воробья. Учитель помогает сформулировать вывод: самцы и самки воробьев отличаются. У самца есть «галстук» - большое черное пятно от клюва до верхней части груди. Темно-серый верх головы. У самки голова и шея серые. Нет черного пятна на шее и груди. | Учащиеся делятся на команды и анализирую фотографию находят отличия самки и самца. Делают вывод. |
| Слайд 16 «Гнездо воробья» Учитель предлагает описать места гнездования воробьев. | Учащиеся описывают места размножения воробьев. |
| Слайд 17 «Гнезда воробья» Учитель предлагает по фото сделать выводы о строительном материале для гнезд. | Учащиеся перечисляют виды строительного материала для гнезд воробьев. |
| Слайд 18 «Выкармливание птенцов». Учитель организует беседу по фотографиям. 1. Что делают птицы? 2. Кто из родителей выкармливает птенцов? Учитель дополняет сведения о животных источниках белка в питании воробьев. | Учащиеся отвечают на основании фото и полученных знаний. Слушают. |
| Слайд 19 «Парная работа». Учитель организует закрепление знаний и взаимопроверку. С последующим выполнением интерактивного задания https://learningapps.org/watch?v=p4exuxdk325 Во время выполнения задания учитель проверяет рабочие тетради. | Работают в парах по заданию в рабочей тетради. Проверяют работы. Выполняют у доски интерактивное задание. |
| Слайд 20 «Подведем итоги». Учитель направляет деятельность учащихся на определение достижения цели урока (по клику мыши звучат аплодисменты), рефлексию деятельности, определение домашнего задания. Учитель выставляет оценки. Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Слайд 21 Используемые источники информации. Содержит информацию об источниках информации | Учащиеся определяют - достигнута ли цель урока, проводят самооценку своей работе, диктуют страницы учебника. |
Используемые источники информации:
1. Учебник и рабочая тетрадь по биологии для 8 класса Биология 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Автор:Никишов А.И. / Теремов А.В.Издательство:ПросвещениеГод издания:2024
2. Изображения : https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT8Eh-wJtOiRIFT8n9nrWxo8il-7sEnKsICYg&s
https://ekonomstrojdom.ru/golubyata
https://www.istockphoto.com/ru/фотографии/голубь
https://www.istockphoto.com/ru/фотографии/домовый-воробей
3. Видеоролик «Уничтожение воробьев в Китае» https://rutube.ru/video/c168620820fc44eb913fc67c695fd9c8/?r=wd
4. Биология. Методические рекомендации. 7-9 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (PDF-версия)Шевырева Т. В., Соломина Е. Н.
https://prosv.ru/product/biologiya-metodicheskie-rekomendatsii-7-9-klassi-dlya-obuchayuschihsya-s-intellektual-nimi-narusheniyami-pdf-versiya02/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com