Презентация «Система работы по коррекции оптической дисграфии»

1
0
Материал опубликован 30 July 2018

Пояснительная записка к презентации

1.Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемогоматерила

Барболина Наталья Васильевна

2.Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МАОУ « СОШ №38» Г. Сыктывкар учитель-логопед

3. Предмет

логопедия

4.Название материала

презентация

5. Цель, задачи авторского материала

Система работы по коррекции оптической дисграфии

Среда, редактор, в котором выполен продукт

Power Point 2010

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

 

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения в овладении письмом, которые впоследствии могут перейти в стойкие, специфические ошибки, которые именуются дисграфиями. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Слайд 2

Что такое оптическая дисграфия. Примеры ошибок.

Слайды 3,4,5

Этапы проведения коррекционной работы:

1-й этап- Организационный.

Слайд 6

2-й этап-Оформление документации и проведение родительских собраний и консультаций.

Слайд 7

3-й этап – Подготовительный:

Слайд 8

Нарушение зрительного восприятия.

Слайд 9

Нарушение зрительного гнозиса.

Слайд 10- 13

Развитие пространственных ориентировок

Слайды 14-17

4-й этап- Основной . Дифференциация букв, имеющих оптическое

и кинетическое сходство

Слайды 18-23

Структура логопедического занятия

Слайды 24-26

Список использованной литературы

Слайд 27


/data/files/k1532965894.pptx (Система работы по коррекции оптической дисграфии.)

Предварительный просмотр презентации

Система работы по коррекции оптической дисграфии. Автор: Барболина Наталья Васильевна Учитель-логопед МАОУ « СОШ №38» Г. Сыктывкар

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с оптической формой дисграфии. 2 2 Очень плохо !!

Работа по коррекции оптической дисграфии проводится в несколько этапов:  1-й этап. Организационный. Проведение первичного обследования. При психолого-педагогическом обследовании видно, что у детей с оптической дисграфией ведущим является нарушение в речезрительном анализаторе: они могут не производить тонкие зрительные дифференцировки (путать чайник и чашку, клубнику и малину), а также демонстрировать грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе.

2-й этап. Оформление документации и планирование работы. Сообщение результатов обследования всем участниками педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях, консультирование учителей.

3-й этап. Подготовительный . Проводится работа над: Нарушением зрительного восприятия Нарушением зрительного гнозиса (цвет, форма, величина) Недоразвитием пространственного восприятия

Нарушение зрительного восприятия у детей – это недостаточная сформированность целостного образа предмета. Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников:  «Наложенные изображения» Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.  «Спрятанные изображения» Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения «„Зашумленные“ изображения» Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать   «Кто больше увидит» Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть.  

При нарушении зрительного гнозиса работаем над: Развитием восприятия размера и величины Развитием восприятия формы Развитием восприятия цвета

Восприятию формы цвета способствуют следующие задания: : - подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает...); - называние цветов предметов, изображенных на картинке; - группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам; - закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета; - закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;

Восприятию формы предмета способствуют следующие задания: - называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок; - соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра); - подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы; - построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;

Восприятию размера и величины способствуют следующие задания: - показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды; - расположить игрушки по высоте; - расположить карточки с названиями животных по их реальной величине; - обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной; - обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра) - прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.

Развитие пространственных ориентировок 1. Схема собственного тела 2.Дифферен-циация правых и левых частей предмета 4.Ориентировка на листе бумаги 5.Формирование речевых средств, отражающие зрительно- пространствен ные отношения 3.Ориентировка в окружающем пространстве.

Схема собственного тела Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо: - показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет; - закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения) - соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой; Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания: - положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева; - покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.) - рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.

Ориентировка в окружающем пространстве Учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе? Кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета. Развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки

Ориентировка на листе бумаги. Методика состоит из следующих этапов: Знакомство с листом. Знакомство с клеткой. Рисование в клетках. Рисование по клеточкам. Дорисуй вторую половинку. Математический диктант. Продолжи ряд.

4-й этап. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения: нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных; определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв; превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.).

Картинки- пиктограммы:

Закрепление на уровне буквы, слога Дидактическое упражнение «Подпиши нужную букву» // /// // // /// /// //; (Дети подписывают букву Т под двумя палочками, П под тремя) Дидактическое упражнение «Найди буквы среди других» Букву т подчеркнуть, букву п обвести в кружок. Чтение слогов парами //а-///а о//-о/// //У-///У-//У Упражнение «Секретные агенты». Логопед называет букву, а дети в тетрадях пишут цифру, соответствующую количеству элементов бук­вы (т — 3, п — 2).

Закрепление на уровне слова Расшифровать слова с///ул //олка ша//ка буфе/// Определить, какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово — шапка. Шап ка — это головной убор, а всё остальное — предметы мебели.) • Игра «Путаница» Прочитать слова. Переставить местами буквы п – т . Записать получившиеся новые слова. Объяснить их значение. Тальпо, тополок, паточки, тепух, таркеп, пулут, тяпица Припоминание и самостоятельная запись слов в две строчки: на первой строчке слова с буквой Я, на вто­рой — с буквой ГЯ.

Закрепление на уровне предложения Проверочный слуховой диктант. От топота копыт пыль по полю летит. Терпенье и труд все перетрут. Вставить буквы: с буквой б а затем — с буквой д. Прочитать предложения по порядку, чтобы получился рассказ. Пересказать его. Эта орожка привела их к _ому лесника. Уставшие _ети сели у коло_ца. Ре_ята _ыли в похо_е и за_лу_ились. Очень _олго хо_или они по лесу и в_руг па рели на _орожку.

Добры бобры идут в боры. Дарья дарит Дине дыни.

Структура обучающего логопедического занятия по дифференции оптически сходных букв. 1. Мобилизирующий этап. Кинизиологическая разминка. Цель: улучшить межполушарное воздействие, актировать мыслительную деятельность обучающихся. 2. Тренировка мыслительных стимулов. Цель: развить зрительное восприятие, внимание, память и пространственные отношения. 3. Введение в тему занятий. ( перешифровка звука в букву) Цель: закрепить умение соотносить определённый звук ( фонему) с соответствующей ему буквой ( графемой) 4. Обучающий этап: Цель: научить различать схожие на письме буквы. Последовательность работы на данном этапе: Рассматривание образцов начертания смешанных букв Сравнение букв, объяснение их различий - Использование мнемонического приёма, облегчающее запоминание смешиваемой буквы Буквографика ( с закрытыми глазами рисование букв рукой, ногой, носиком в воздухе или пальчиком на столе)

5. Динамическая пауза. Цель: снять мышечное и умственное напряжение. 6.Закрепляющий этап занятия. Цель: закрепить умение различать схожие на письме буквы. Виды заданий на данном этапе: чередующая запись смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием соответствующих звуков. Списывание слов и текстов с пропущенными смешиваемыми буквами ( чтение + письмо) и другие виды работы. 7. Гимнастика для глаз Цель: снять глазное напряжение. Нахождение элементов каждой смешиваемой буквы Конструирование букв из найденных элементов,, ниточек, бусинок и другого подручного Материала Нахождение нужных букв среди других

8. Проверочный слуховой или зрительный диктант. Цель: выявить у обучающихся качество усвоения материала. 9. Итог Цель: провести анализ результативности проведённого занятия, наметить дальнейшую работу. 10. Рефлексия. Цель: провести самоанализ усвоения материала занятия самими обучающимися, выявить свои трудности и достижения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации