Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста
Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной логопедии.
Изучение состояния письма и чтения в массовых школах свидетельствует о резко возросшем за последние годы количестве детей, имеющих спецефические нарушения речи. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Самыми распространенными среди них являются ошибки по оптическому сходству, связанные с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, зрительно – пространственного восприятия, несформированностью кинестетической и динамической стороны двигательного акта, медленным формированиием кинемы, так называемая, оптическая дисграфия.
Виды ошибок при оптической дисграфии:
- неумение ориентироваться на тетрадном листе;
- смешение букв по кинетическому сходству, ошибочные написания букв с совпадающим начертанием первого элемента;
- смешение букв по оптическому сходству, состоящих из одинаковых или сходных элементов, по-разному расположенных в пространстве;
- зеркальное написание букв;
- ошибки графического поиска буквы;
- не дописывание элемента буквы при наличии такого же у соседей;
- не ориентируются в возрастных отношениях, в обозначении времён.
Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста является одним из актуальных направлений в работе в системе специального образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, недопуская переход несформированности пространственного восприятия и пространственных представлений, а также недоразвития зрительного восприятия и памяти в нарушения чтения и письма.
Коррекционное обучение проводится с учетом онтогенеза становления зрительно – пространственных представлений у детей в норме по следующим этапам:
- Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).
- Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
- Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
- Развития зрительно-моторных координаций.
- Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
- Формирование сукцессивных функций.
- Формирование буквенного гнозиса.
- Дифференциация оптических образов букв и их графических элементов.
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т.д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, педагог идет от простого к сложному:
1. Изображения реальных предметов или сами предметы.
2. Схематические изображения, графические знаки и символы.
3. Материалы с наложенным изображением и зашумлением.
2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Использование таких заданий:
• проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
• найти определенное число различий в изображении предметов;
• медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры;
3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т.д. кроме того, используются следующие упражнения:
• запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.;
• разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;
• что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв).
• Разрезные картинки
4. Развития зрительно-моторных координаций.
Ребенку предлагаются следующие виды заданий:
- сделай, как я;
- нарисуй точно так же;
- соедини точки, чтобы получился рисунок;
- соединить буквы по алфавиту.
5.Формирование пространственного восприятия, зрительно – пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
1. Определение и отработка положения относительно собственного тела:
- определение относительно собственного тела положения справа;
- определение относительно собственного тела положения слев а;
- определение положения перед в схеме собственного тела;
- определение относительно собственного тела положения сзади; - закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела; - закрепление положений сверху относительно собственного тела;
2. Определение и отработка положения относительно другого предмета:
- в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;
- отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;
- определение и закрепление положений из-за, между, из-под;
3. Автоматизация словесных обозначений:
- автоматизация в речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;
- автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;
- закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше.
Также отрабатывается ориентировка на плоскости – всевозможные графические диктанты.
6. Формирование сукцессивных функций.
Ребенку предлагают различные задания для определения последовательности звуковых и графических ритмов, изображений, воспроизведение движений, звуков, слогов, слов, фраз в речи, последовательное повторение дней недели, времен года, схемы суток, месяцев года.
7. Работу по закреплению зрительно – пространственного образа букв следует начинать с упражнений по уточнению восприятия буквы зеркального написания. Затем ведется работа по устранению замен по оптическому и в последнюю очередь по кинетическому сходству.
- дописать букву;
- узнать буквы по их фрагментам:
- обвести контурные изображения букв;
- выделить буквы наложенные друг на друга;
- игра со шнурком и белым квадратом.
8. По мере овладения детьми грамотой необходимо провести
дифференциацию оптических образов букв и их графических
элементов.
Дифференциация: б –д, п –т, а – о, л – м, н –п, с - е, ш – щ, ц – щ, и – у, я – е, Р – Г, Н – К, У – Ч, Е – З
Таким образом, коррекция оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, формирование сукцессивных функций и буквенного гнозиса.