Материал на проверке

«Причины и последствия детской агрессии»

0
1
Материал опубликован Сегодня в 00:19 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА №1 ИМ. В.ВОЛОШИНОЙ










Родительское собрание на тему:

«Причины и последствия детской агрессии»









Подготовила:

педагог дополнительного образования

                                          Алымова Е.П.





















Наро-Фоминск  2025

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи:

обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие детей с окружающими людьми;

формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления;

способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

Используемые методы: диалог, активная форма взаимодействия. Оборудование и материалы:  компьютер, проектор, экран, презентация. Ручки, листы, коробка с цветами, памятки «Предупреждение детской агрессивности».

Ожидаемый результат: создание комфортных условий для ребенка в семье, развитие педагогического такта родителей при общении с ребенком.


Ход собрания.

I. Организационный момент.

Педагог: Добрый вечер! Уважаемые родители, у меня есть коробочка. В ней лежат цветы. Прошу вас опустить руку в коробку. Каждый из вас достал себе цветок. Вы видите все цветы разной, формы, размера и цвета. Все цветы - разные, так же  и наши дети - разные. Различны их способности, возможности и личные качества.

А мы все - родители, и все вы - тоже разные. Но все вы объединены общей заботой о благополучии и успешности ваших детей. А чтобы ваши дети действительно были таковыми необходимо  вовремя увидеть проблему, владеть ситуацией и уметь оказать помощь и поддержку своему ребенку.

Слайд 1. 

Педагог: Уважаемые родители, посмотрите на фотографию и скажите, что вы видите?

Ответ родителей. Агрессивный ребенок кричит на маму.

Педагог: Да, все верно. Сегодня мы с вами поговорим о детской агрессии: ее причинах и профилактике. Тема нашего сегодняшнего собрания  «Причины и последствия детской агрессии». Мы попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

II. Основной этап, работа с родителями.

Слайд 2.

Педагог: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…» (Э.Фромм)

Слайд 3.

Педагог: Что такое агрессия? Агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Слайд 4.

Педагог: Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Педагог: Уважаемые родители, как вы думаете, какие причины могут вызвать у ребенка агрессивное поведение?

Ответы родителей.

Педагог: Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков. Раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам дети нуждаются в помощи специалиста - психоневролога.

Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье. Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения, оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей озлобляют детей, настраивают их против родителей и окружающих людей. Таким родителям сегодня удобны одни нормы в поведении ребёнка, а завтра другие. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Безразличное отношение к ребёнку, нежелание общаться, нетерпимость, характер наказаний, властность родителей способствуют формированию детской агрессивности.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. Способствуют этому компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

Слайд 6. 

Педагог: В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:

а) преодолевать трудности;

б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с разными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Педагог: Уважаемые родители, как нужно общаться с агрессивным ребенком?

Ответы родителей.

Слайд 7.

Педагог:  Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Диагностика. Слайды 8-9.

Педагог: Предлагаю вам в ходе заполнения диагностической таблицы выявить, подвержен ли ваш ребёнок агрессии?

Родители заполняют таблицу «Критерии выявления агрессивности ребёнка», посчитывают баллы, делают выводы.

Педагог: Выше было сказано, что причины агрессии часто связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить себя: какой вы родитель?

Проведение теста-игры «Какой ты родитель?». 

Родители выписывают с экрана номера утверждений, которые используют в общении со своим ребёнком (слайд 8), на основании ключа проставляют баллы (слайд 9), подсчитывают сумму баллов, читают вывод.

Педагог: Как вы думаете, как можно урегулировать конфликт с ребенком?

Ответы родителей.

Педагог: Существует три основных способа урегулирования конфликтов:

1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия;

2) компромисс - означает уступки с обеих сторон и поэтому является желаемым для конфликтующих сторон.

3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта.

Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько:

капитуляция - безоговорочная уступка победы;

уход - отказ от участия в конфликте;

-переговоры - обмен предложениями, мнениями, идеями с целью поиска взаимоприемлемых решений и соглашений в конфликте;

посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, предполагающее согласие сторон на такое участие;

арбитраж - форма жесткого правового решения конфликтной ситуации. При этом разрешение конфликта, фактически, носит характер подавления.

Но, ни одна книга – справочник по воспитанию не даёт нам полного ответа на все вопросы. За возникающими конфликтами чаще всего стоит наше нежелание понять ребёнка, увидеть себя его глазами, наше неумение анализировать свои действия и их последствия, авторитаризм

Возможные стили разрешения конфликта.

Известны 5 основных межличностных стилей разрешения конфликта

Уклонение.

Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание.

При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая семья». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, и в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение.

В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Родитель, пытающийся это сделать, не интересуется мнением детей, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения.

Компромисс.

Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в конфликтных ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.

Решение проблемы.

Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем.

Чтобы выйти из конфликта с ребенком родители должны научиться 1)договариваться, 2) уступать, 3)сдерживать свои эмоции, выра­жать их более приемлемым способом.

Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни ребенка, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гне­ва и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со сто­роны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, кото­рое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок снача­ла выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрес­сивного поведения ребенка.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отно­шению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребен­ку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

III. Тренинги с родителями «Как помочь ребенку стать менее агрессивным».

Педагог: Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, которые помогут вам и вашим детям во время агрессии.

Практическое выполнение родителями заданий.

Упражнение  «Муха».       

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение  «Лимон».        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение  «Сосулька».        Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение  «Воздушный щар».      Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение  «Вверх по радуге».       Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

IV. Подведение итогов.

Слайд 10.

Педагог: Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому

Ваш родительский дневник пополнится сегодня новыми правилами, которые помогут вам, я надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это «Золотые правила воспитания» и памятка «Предупреждение детской агрессивности».

Родители знакомятся с «золотыми» правилами на экране и получают печатные экземпляры памяток.

Слайд 11.

Давайте подведем итог родительского собрания.

Актуальна ли тема данного родительского собрания? Понятны ли причины возникновения агрессии у детей? Воспользуетесь ли вы советами по преодолению агрессии?

Слайд 12.

Давайте приложим совместные усилия и поможем нашим детям справиться с агрессией. Спасибо за внимание и сотрудничество.

Используемая литература.

1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2014.

2.Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте, СПб.: Питер, 2019.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Издательство «Питер», 2021.

5. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям». М., Архангельск, 2010.

6.Новые родительские собрания. - М.: ВАКО, 2012.

Приложение.

Памятка «Предупреждение детской агрессивности».

Взрослым необходимо быть последовательными в своих дей­ствиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявля­ют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог полу­чить либо наказание, либо равнодушную реакцию.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных послед­ствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Надо дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Самое главное – научить ребенка разряжаться, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях»

Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребенка, самим не проявлять грубости, жестокости.

Постараться быть внимательными к ребенку.

Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в по­ведении ребенка. Он хочет в каждый момент времени чувство­вать, что его понимают и ценят.

Наказывая ребенка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. Наказание очень значимо только если оно следует сразу за проступком, объяснено ребенку, оценивает его действия

Учиться слушать и слышать своего ребенка. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.


«Причины и последствия детской агрессии»PPTX / 663.5 Кб






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за готовый материал для проведения родительского собрания, автором представлены причины появления конфликтов, способы разрешения и тренинг для родителей, упражнения, которые они могут проводить со своим ребенком. Этот материал востребован, особенно для молодых родителей и проблемных ситуаций, возникающих в детском коллективе.

Сегодня в 12:08