Проект «Предотвращение буллинга (детской агрессии) в детской среде»
ПРОЕКТ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БУЛЛИНГА (детского насилия) В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Автор проекта – Анастасия Бабович, выпускница детского объединения «Основы ученического самоуправления» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Основные исполнители проекта – команда Городского ученического парламента (ГУП) в количестве 8 человек. Команда имеет опыт результативного участия в республиканских и городских играх «Дебаты».
Распределение функций в команде:
обучение участников игры – команда дебатчиков в количестве 3-х человек;
непосредственно подготовка и проведение городской игры «Дебаты» -депутаты ГУП, члены комиссии по праву и правовой защите несовершеннолетних в количестве 4-х человек;
разработка информационного бюллетеня в количестве 3-х человек;
контроль над исполнением проекта – спикер ГУП .
Так, что же такое дебаты? Дебаты это – это формальный метод ведение спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону судей. Задачами городской игры «Дебаты» является — адаптация подростков в мире современных коммуникаций; развитие речевых приёмов; формирование навыков конструктивного общения; овладение технологиями социального лидерства; воспитание информационной культуры; поиск и освоение новых путей организации коммуникации и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе.
Одной из задач проведения дебатов являлось привлечение внимания к проблеме буллинга – «Травля одних учеников другими», актуальной для современных школьников. Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально–педагогическая проблема. В странах Евросоюза выработаны законодательные меры по его профилактике. Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и, даже на международном уровне. Любой ребенок может подвергаться буллингу не по своей вине. Последние исследования показали, что от буллинга страдают до 20 % школьников.
О планируемой игре «дебаты» по теме «Предотвращение буллинга (детского насилия) в школьной среде» было сообщено Депутаты ГУП, представителям всех школ города на заседании городского ученического парламента. Депутаты ГУП проинформировали об этом активистов ученического самоуправления в своих школах. Заявили об участии в игре школьники ЕУВК «Гимназия им. И. Сельвинского», ЕУВК «Интеграл», ЕУВК «Гимназия №8», ЕОШ № 11, ЕУВК «Школа № 14 – лицей», ЕОШ № 15, ЕОШ № 18.
Затем было проведено Еленой Резник 6 февраля 2012г. два обучающих тренинга для всех участников игры – школьников и педагогов - в Развивающем комплексе «Потенциал». Было предложено обсудить данную проблему в формате «политические дебаты», где каждая команда обязательно должна предложить план ее решения с конкретными предложениями.
На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции (например - "Правительство должно запретить всю рекламу табака", "Иммиграция должна быть решительно сокращена"). И доказать, что этот план намного эффективнее, чем у оппонентов. Например, команда «за» может предложить какую-то конкретную программу изменения определенного факта или ситуации.
У команды «против» есть несколько возможностей ответа:
Они могут заявить, что изменения нежелательны, то есть, что сохранение статуса-кво вполне приемлемо в отношении данной проблемы.
Они могут заявить, что предложенный план — плохой план и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают достоинства.
Команда «против» может предложить лучший план для решения проблемы.
Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных.
Городской ученический парламент имеет опыт проведения дебатных игр. В 2010 году депутатом ГУП Максимом Бессарабовым был выигран гран Евпаторийского городского совета на реализацию проекта «добро пожаловать в «Дебаты», в ходе реализации которого было подготовлено обучающее пособие по дебатной игре. В тренинге своим опытом делились победители предыдущих игр.
Участники объединились в команды по 3 человека – спикера команд, был проведен инструктаж для тайм-кипперов (контролеры времени) и учащихся - судей игры. В ходе подготовки к игре «Дебаты» волонтеры – депутаты ГУП собирали информацию по проблеме, знакомились с опытом по ее решению в других городах и странах, провели анонимный соцопрос среди учащихся своих школ (информировали об анонимном сборе фактов детского насилия в школьной среде и предложений в так называемый «банк откровений»).
Был подготовлен и распечатан раздаточный материал: памятки с обязанностями игроков и критериями их оценивания; протоколы для судей; протоклы для тайм-кипперов, таблица хода выступлений команд и сценарий для ведущего игры. Подготовлены призы (книги) и грамоты.
16 февраля 2012г. в Развивающем Комплексе «Потенциал» ЦДЮТ «Ровесник» состоялась городская игра «Дебаты» на тему: «Предотвращение буллинга (детского насилия) в школьной среде», организованная Городским ученическим парламентом ЦДЮТ «Ровесник» (руководитель Елена Огурцова).
В день игры была проведена жеребьевка 8 команд для определения игровых пар: «за» и «против». Игровые пары, тайм-киппер и судьи (педагог и два школьника) прошли в свои классы для игры. Четыре класса было предоставлено директором СШ № 2. Игра прошла в два этапа: ½ финала и финал для разных возрастных категорий – старшей (10-11 классы) и средней (9 классы). В каждый этап проходили победители игры.
В городской игре приняли участие в качестве игроков, тайм – кипперов и судей представители: Городского ученического парламента ЦДЮТ «Ровесник», кружка «Пресс – центра» ЦДЮТ «Ровесник» ЕУВК «Гимназия им. И. Сельвинского», ЕУВК «Интеграл», ЕУВК «Гимназия №8», ЕОШ № 11, ЕУВК «Школа № 14 – лицей», ЕОШ № 15, ЕОШ №18. Всего 25 учащихся 9-11 классов.
Судьи:
- Елена Огурцова, руководитель детского объединения «Школьное ученическое самоуправление» ЦДЮТ «Ровесник»,
- Елена Резник, директор ЦДЮТ «Ровесник»,
- Янина Лыкус, зав. метод кабинетом ЦДЮТ «Ровесник»,
- Татьяна Корабленко, кружка «Пресс – центр» ЦДЮТ «Ровесник» - ЕУВК «Гимназия им. И. Сельвинского».
Первое место в старшей возрастной категории заняла команда Городского ученического парламента в составе Ивана Клименко, Виктории Шелеговой, Евгении Куприяновой. Второе место ЕУВК «Интеграл» в составе Александра Андриенко, Игоря Мамина, Даниэля Еремизина.
Первое место в средней возрастной категории заняла команда ЕОШ № 15 «Ритм» в составе Сервера Гдана, Екатерины Сабитовой, Екатерины Черной. Второе место - сборная команда воспитанников «Пресс – центра» ЦДЮТ «Ровесник» и учащихся ЕОШ №18 - «Корреспондент» в составе Ильи Скиданова, Найле Адамовой, Эсме Лохатовой .
В ходе игры участники – спикеры, обсуждая данную проблему, разработали множество мероприятий и привели примеры для предотвращения детского насилия в школьной среде, такие как: информирование о проблеме всеми средствами СМИ, включая школьное радио; проведение ролевых игр, анонимного тестирования на интернет-сайтах, тренингов на сплочение коллектива, ток-шоу, конкурсов юных журналистов и литераторов на тему «Предотвращение буллинга в школьной среде»; проведение конкурсов, в которых требуется командная работа (например, конкурсы стен газет или эстафет).
Победителями игры «Дебаты» стали команды, спикеры которых представили конкретные проекты по решению данной проблеме и убедили судей в их реальности и значимости и ошибочности позиции оппонентов.
В числе лучших спикеров были отмечены – Евгения Куприянова, Виктория Шелегова, Александр Андриенко, Сервер Гдан.
С учетом предоставленных предложений спикеров команд депутатами ГУП был подготовлен информационный бюллетень, который был напечатан в РК «Потенциал» и распространен во всех школах города.
Итоги городской игры «Дебаты» вошли в ежегодный рейтинг школ в мероприятиях лидеров ученического самоуправления, что подтверждает интерес к дебатным технологиям. В перспективе обученные школьники и педагоги используют их в своей деятельности. Многие выпускники школ активно принимают участие в дискуссионных мероприятиях высших учебных заведений, общественных организаций.
«Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с возраста, когда формируется собственно личность.
ПЛАН ТРЕНИНГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ДАТА: 05.02.2012г. МЕСТО: РК «Потенциал» ЦДЮТ «Ровесник»
ТЕМА: Игра «Дебаты» по политическому формату»
ЗАДАЧИ:
- познакомить с понятием «дебаты»;
- научить использовать алгоритм при подготовке к игре «дебаты»;
- приобрести навыки дебатной игры;
- создать условия для активного взаимодействия участников между собой.
№ |
Вид работы |
Время |
Ресурсное обеспечение |
1 |
Вступительное слово «Дебаты – это…» |
5 |
|
|
Знакомство участников тренинга |
5 |
Плакат «У меня есть идея!» |
|
МШ «Принимаем правила группы» |
5 |
Плакат «Правила», маркер |
|
Ожидание «Дерево» |
5 |
Плакат «Дерево» Стикеры- «листочки» |
|
Информационное сообщение: «Политический формат игры «Дебаты» |
15 |
Плакаты: - «Дебаты – это…» - «Политический формат игры «Дебаты» - Ход и правила игры - обязанности спикеров команд - обязанности судей и тайм-кипперов - метод пособие «Дебаты» |
|
Упражнение по отработке практических навыков игры каждым участником «Перекрестные дебаты» |
25 |
Плакаты: - «Алгоритм аргумента» - тема «Субкультуры: добро или зло?» |
7. |
Подведение итогов «Мои ожидания от тренинга» |
5 |
Плакат «Дерево» Стикеры- «яблоки» |
Елена Резник, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Ольга Владимировна
Елена
Забелина Алина Викторовна
Сафонова Елена Валерьевна
Медведникова Инга Николаевна