Родительское собрание-тренинг «Агрессия ребенка: причины и предупреждение»
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется, как бегством от собственной
душевной боли.
Эрих Фромм
Цель: Знакомство родителей с причинами агрессивного поведения детей.
Задачи:
Познакомить родителей с теорией агрессивного поведения.
Выработать стратегии родительского поведения с агрессивным ребенком.
Часто учителя обращаются за помощью к психологу по причине детских конфликтов, и основной причиной видят воспитание в семье, поэтому профилактику конфликтности предлагают проводить с родителями. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые её сопровождают, поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам).
Я приглашена сегодня, чтобы поговорить о том, как можно избежать конфликтов. Но начну я издалека. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение. Именно об этом я хочу сегодня поговорить. Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость – это одно и тоже, или нет? (некоторые варианты ответов можно записать на доске, данные вопросы стимулируют родителей к размышлению и настраивают на активную работу). Злость это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь степень негативного чувства, которое несёт в себе энергию.
Сначала, может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, затем появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Это выглядит таким образом: (см. рисунок 2).
Рисунок 2
Негативные чувства – это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьезных неудобств.
Как же соотносятся злость и агрессия? (Родителям дается раздаточный материал, в котором обозначено определение агрессии, стили родительского воспитания, критерии агрессивности для лучшего усвоения информации. А также памятки и рекомендации по снижению уровня агрессии у детей). (см. приложение 3)
Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.. Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.
Причины появления агрессии у детей могут быть разными: это и соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка.
Стили родительского воспитания(в ответ на агрессивные действия ребенка)
Стратегии воспитания |
Конкретные примеры стратегии |
Стиль поведения ребёнка |
Почему ребёнок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка |
«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка |
Агрессивный (ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) |
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка |
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал |
Агрессивный (ребёнок продолжает действовать агрессивно) |
Ребёнок думает, что всё правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим |
Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях |
Скорее всего, ребёнок научиться управлять своим гневом |
Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей |
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности.
Ребёнок:
Часто теряет контроль над собой
Часто спорит, ругается с взрослыми
Часто отказывается выполнять правила
Часто специально раздражает людей
Часто винит других в своих ошибках
Часто сердится и отказывается сделать что-либо
Часто завистлив, мстителен
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребёнку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит
Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот
Часто не по возрасту ворчлив
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
Любит быть первым
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых
Легко ссорится, вступает в драку
Старается общаться с младшими и физически более слабыми
У него редки приступы мрачной раздражительности
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Как можно помочь агрессивным детям?Существует три основных этапа в работе над агрессией.
Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Работа с гневом
Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. (Психолог раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: Как Вы выражаете свою злость?) Напишите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.).
Способы выражения (выплёскивания) злости
Громко спеть любимую песню
Пометать дротики в мишень
Попрыгать на одной ноге
Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
Пускать мыльные пузыри
Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
Пробежать по коридору школы, детского сада
Полить цветы
Быстрыми движениями руки стереть с доски
Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
Погоняться за кошкой (собакой).
Пробежать несколько кругов вокруг дома
Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
Постирать белье
Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
Сломать несколько ненужных игрушек
Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
Стучать карандашом по парте
Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать её.
Помыть посуду
Принять прохладный душ
Послушать музыку
Рекомендации родителям по снижению уровня агрессии детей
Не надо сразу ругать и наказывать ребёнка за агрессивные поступки, обзывать его плохим ребёнком, тираном и т.п. Надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что вы не ожидали от него такого поведения.
Ребёнок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы всё равно хорошо к нему относитесь и хотите вместе с ним решить эту проблему.
С целью профилактики агрессивного можно использовать прочтение специальных сказочных историй, в которых демонстрируются альтернативные агрессии формы поведения, с их последующим обсуждением.
Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
Научитесь любить своего ребёнка таким, каков он есть.
Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
Ну и, конечно же, уделяйте ему больше внимания!!!
Следующий этап или, можно назвать его способом, работы над агрессией является обучение навыкам распознавания и контроля эмоций
Далеко не всегда агрессивный ребёнок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного ребёнка очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.
Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребёнка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела (пояснить).
Еще один способ контролировать свои эмоции – это заявить о них. Для этого поможет игра «Камешек в ботинке».
В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребёнку заниматься делом, когда назревает конфликт (описание игры смотрите в программе тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, занятие №5)
Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию
Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.
Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребёнком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребёнок разбросал игрушки, и вы ему говорите: «Ты – негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребёнком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом, вы не обвиняете ребёнка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.
В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребёнку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребёнком.
ПриложенияПриложение 1
Приложение к занятию 1 и 5Методика «Градусник»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.
Инструкция: Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).
Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям:
восторженному,
радостному,
светлому (приятному);
спокойному,
уравновешенному;
безразличному,
скучному,
дремотному;
раздраженному,
пресыщенному.
Интерпретация данных:
Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
Бланк для ответов:
«Градусник»
ФИ___________________________________________ класс ________
«Насколько я разозлился сегодня ____________ (число, месяц, год)?»
Приложение 2
Приложение к занятию 2Притча о старом Шляпнике (Эдвард де Боно)
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но зато, он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветлёнными и одухотворёнными, решительными и твёрдыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет Великого Мастера.
Но шли годы, и настало то время, когда ушёл в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, красную, чёрную, жёлтую, зелёную, синюю. «Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», – решили сыновья Шляпника. «Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету», – планировали они. Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моём «непростом» происхождении. А то велика ли честь быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю чёрную шляпу, – сказал второй сын. – И она не менее изящна, чем белая шляпа, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».
«Что ж, я выбираю себе жёлтую шляпу, – промолвил третий. – Жёлтый цвет – цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея жёлтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»
«Пусть моей шляпой станет красная, – воскликнул четвёртый. – Как я мечтаю всегда выделяться из толпы, как я хотел всегда быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зелёная шляпа напоминает мне весенний луг и летнее поле, широкое и бескрайнее, дающее возможность полёта. Тысячу раз я летал во сне над зелёной прекрасной Землёй, быть может, зелёная шляпа поможет осуществиться моей мечте», – мечтательно произнес сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот моё призвание. Хватит ли на всё задуманное сил, решительности и времени?» – размышлял шестой из сыновей Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.
Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чём мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Хозяин чёрной шляпы вдруг всё происходящее стал видеть в чёрном свете. Всё подвергал сомнению и критике, на солнце искал белые пятна, в человеке – его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишала его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин чёрной шляпы.
Обладатель красной шляпы жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» – восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолётностью чувств», – говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и самого себя. Такой загадочный и необъяснимый он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нём, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.
Человек в жёлтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шёл навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке – солнечную радугу, а в обыденности – чудеса. «Мечтатель, романтик», «не от мира сего», «глупец-бессеребренник», – говорили о нём одни. «Богатейшей души человек», – говорили о нём другие. – Кто же он – богач или бедняк? – решать не нам.
А обладатель зелёной шляпы оказался в удивительном мире творчества. Всё, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед ликом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.
Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек – достиг того, чего хотел», – скажут одни. «А может ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?», – спросят другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.
Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера проводили они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил в наследство им Великий Мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать намеченной цели.
Приложение 3
Приложение к родительскому собранию-тренингу «Агрессия детей: её причины и предупреждение»Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.. Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.
Причины появления агрессии у детей могут быть разными: это и соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка.
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)
Стратегии воспитания |
Конкретные примеры стратегии |
Стиль поведения ребёнка |
Почему ребёнок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка |
«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка |
Агрессивный (ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) |
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка |
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал |
Агрессивный (ребёнок продолжает действовать агрессивно) |
Ребёнок думает, что всё правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим |
Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях |
Скорее всего, ребёнок научиться управлять своим гневом |
Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей |
Портрет агрессивного ребенка
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности.
Ребёнок:
Часто теряет контроль над собой
Часто спорит, ругается с взрослыми
Часто отказывается выполнять правила
Часто специально раздражает людей
Часто винит других в своих ошибках
Часто сердится и отказывается сделать что-либо
Часто завистлив, мстителен
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.