Статья на тему «Приемы формирования функциональной грамотности учащихся» (5–7 классы)
Главной задачей школы на современном этапе является научить учащихся учиться и применять полученные общеучебные умения и навыки в повседневной жизни. В связи с этим большое внимание уделяется развитию у школьников функциональной грамотности чтения.
Термин «функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретённые навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающими людьми, социумом (например, оформить счёт в банке, написать заявление, ответить на вопросы анкеты, прочитать инструкцию и т. д.). Функциональная грамотность, в отличие от грамотности как качества личности, является ситуативной характеристикой.
К компетенциям, связанным с функциональной грамотностью, можно отнести:
- способность выбирать и применять различные технологии;
- способность видеть проблемы, искать пути их решения;
- способность учиться всю жизнь.
В течение последних лет педагоги находятся в поиске эффективных путей развития у учащихся навыков грамотного чтения. Одной из популярных моделей, описывающих процесс мышления, является таксономия Б. Блума, согласно которой выделяют шесть уровней мышления, структурированных от низкого (базового) уровня до продвинутого уровня. В приведённой ниже схеме представлены уровни и примеры заданий.
Пример использования таксономии Б. Блума при работе с текстом К.Г. Паустовского (Приложение 1).
Уровень «Знание»:
1. Назовите автора текста.
2. Расскажите, в какое время происходят события в данном тексте?
3. Назовите главного героя текста.
4. Расскажите, что делал герой в этот вечер.
Уровень «Понимание»:
1. Какое влияние оказали сказки Г.Х. Андерсена на мальчика?
2. Определите тему и идею текста.
3. Почему герой почти не обратил внимание на нарядную елку?
4. Определите последовательность событий в тексте.
Уровень «Применение»:
1. Почему мальчику так запомнился тот зимний вечер?
2. Как бы вы охарактеризовали героя?
3. Что бы вы чувствовали на месте героя?
4. Сделайте иллюстрацию к тексту.
Уровень «Анализ»:
1. Почему взрослые отправили мальчика на улицу?
2. Почему мальчик зачитался сказками Г.Х. Андерсена?
3. В каждом абзаце отметь ключевые слова и словосочетания.
4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
Уровень «Синтез»:
1. Озаглавьте текст.
2. Предложите свой вариант концовки истории.
3. Изменилась жизнь мальчика после знакомства со сказками Г.Х. Андерсена?
4. Каким вы себе представляете героя?
Уровень «Оценка»
1. Как вы думаете, каким человеком вырастет мальчик?
2. Составьте аннотацию к тексту.
3. Создайте рекламу для книги сказок Г.Х. Андерсена.
4. Напишите киносценарий по данному тексту.
Различают 4 уровня понимания текста:
Существуют разнообразные приемы для развития функциональной грамотности. Целью функционального чтения является поиск информации, направленный на решение конкретной задачи или выполнение определённого задания. Оно строится на приемах просмотрового чтения или сканирования и аналитического чтения (выделение ключевых слов, выражений, составление плана, подбор цитат, заполнение таблиц, построение схем, кластеров и т.д.).
Приведу пример работы с текстом на выявление уровня понимания прочитанного (Приложение 2).
Задания к тексту:
1. О чем текст?
_____________________________________________________________________________
2. Как бы ты его озаглавил? Предложи 2-3 варианта.
1.
2.
3.
3. Продолжи предложения:
Его родители были бедны, но мальчик жил ...
Он занимался только тем, что непрерывно …
Больше всего времени Христиан проводил на …
На берегу канала была расположена усадьба …
Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего …
Умение шить пригодилось впоследствии Андерсену как …
4. Этот текст ...
Выбери правильный вариант ответа. Отметь значком +.
|
… об умении Андерсена шить |
|
… о вольной и беззаботной жизни Андерсена в детские годы |
|
… об Андерсене-мечтателе |
5. Вставь на место пропусков подходящие по смыслу слова.
Андерсен был ... ребенком в семье. Его родители были ..., но мальчик жил вольно и беззаботно. Его никогда не … . Он занимался только тем, что ... мечтал.
Христиан ... обо всем, что только могло прийти ему в голову. Родители же мечтали сделать из мальчика … . Мать учила его ... и … . Но мальчик шил только пестрые платья для своих … . Ведь у него уже был свой собственный домашний … . А вместо кройки он научился вырезать из бумаги замысловатые ... и маленьких … . Умение ... пригодилось впоследствии Андерсену как писателю. Он так перемарывал …, что на них не оставалось места для … . Тогда Андерсен выписывал эти ... на отдельных листках бумаги и ... вшивал их нитками в ... — ставил на ней … .
6. Вставьте подходящее по смыслу слово.
Слова для справок: рукопись, усадьба, замысловатый, тщательно.
а) ____________ - отдельный дом с примыкающими к нему строениями и землей.
б) ____________ - очень подробно, внимательно и аккуратно.
в) ____________ - текст произведения, написанный от руки автором.
г) ____________ - сложный для понимания.
7. Как ты думаешь, повлияли ли детские увлечения Андерсена на его дальнейшую жизнь? Как?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Попробуй сам вырезать понравившуюся фигуру из бумаги.
Функциональная грамотность – это метапредметное понятие, формируемое при изучении различных школьных дисциплин. В условиях введения ФГОС основная задача учителя - не передать учащимся систему готовых знаний, а научить их ориентироваться в огромном потоке информации, применять полученные знания на практике. Сегодня обществу нужен человек функционально грамотный, способный мыслить по-новому и умеющий работать на результат. Сформированные умения и навыки, достаточно развитый уровень функциональной грамотности помогут учащимся в дальнейшем самореализоваться в жизни и быть полезными обществу.
Использованные источники:
К.Г. Паустовский. Великий сказочник. – М.: Литагент «ЭКСМО», 2012
Б. Блум. Таксономия образовательных целей: сфера познания, 1956
Приложение 1.
В тот далёкий зимний вечер у нас в семье украшали ёлку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить еще сто лет.
Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно. Его большие хлопья казались легкими белыми цветами, которые с неба слетают на город. По всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.
Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли. Свечи начали весело потрескивать. Казалось, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. Около ёлки лежала толстая книга с золотым обрезом — подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок. Рисунки были прикрыты папиросной бумагой. Я начал читать и зачитался. На нарядную ёлку я почти не обратил внимания.
Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. Удивительная человеческая доброта исходила от страниц книги. Эта доброта была душистая, похожая на дыхание цветов.
(По К.Г. Паустовскому)
Приложение 2.
Андерсен был единственным ребёнком в семье. Его родители были бедны, но мальчик жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, что непрерывно мечтал.
Больше всего времени Христиан проводил на старой водяной мельнице. Мельница эта вся тряслась от старости, её окружали обильные брызги и потоки воды. Зелёные бороды тины свешивались с её дырявых лотков. У берегов запруды плавали в ряске ленивые рыбы. Кто-то рассказал мальчику, что прямо под мельницей, на другом конце земного шара, находится Китай. Поэтому китайцы довольно легко могут прокопать подземный ход. Тогда на улицах датского городка внезапно появятся люди в красных атласных халатах и с изящными веерами в руках. Мальчик долго ждал этого чуда, но оно почему-то не произошло.
Кроме мельницы, еще одно место привлекало маленького Христиана. На берегу канала была расположена усадьба старого отставного моряка. В своем саду моряк установил несколько маленьких деревянных пушек и рядом с ними — высокого, тоже деревянного солдата. Когда по каналу проходил корабль, пушки стреляли холостыми зарядами, а солдат палил в небо из деревянного ружья. Так старый моряк салютовал своим счастливым товарищам, которые ещё не ушли на пенсию.
Христиан мечтал обо всем, что только могло прийти ему в голову. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. Ведь у него уже был свой собственный домашний театр. А вместо кройки он научился вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких танцовщиц. Этим своим искусством он поражал всех даже в годы своей старости. Умение шить пригодилось впоследствии Андерсену как писателю. Он так перемарывал рукописи, что на них не оставалось места для поправок. Тогда Андерсен выписывал эти поправки на отдельных листках бумаги и тщательно вшивал их нитками в рукопись — ставил на ней заплатки.
(По К.Г. Паустовскому)
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Стефанова Лариса Михайловна
Селиванова Галина Геннадьевна