Приложение к урокам музыки в 5-7 классах по творчеству
П.И. Чайковского на тему:
«На тройке в Петербург»
Цель :Оказать информационно-методическую помощь в проведении уроков музыки по творчеству П.И. Чайковского.
Знакомство с творчеством русского композитора П. И Чайковского и пьесой «На тройке».
Продолжаем знакомство с творчеством П. И. Чайковского и музыка вновь зовет нас в путь. И вот мы с вами уже мчимся по зимней заснеженной дороге на тройке гнедых в Петербург. Под беспрерывный и монотонный перезвон бубенцов ямщик вполголоса напевает свои любимые песни: то широкую и раздольную о русской зиме, лесах, полях и далях, то веселую и плясовую - о молодости да удальстве.
Слушаем пьесу П. И. Чайковского «На тройке».
Пьеса «На тройке» входит в фортепианный сборник «Времена года», который состоит из двенадцати программных пьес. Каждая из них посвящена определенному месяцу и имеет свое название. Например, февраль - «Масленица», март - «Песня жаворонка», апрель - «Подснежник», май - «Белые ночи», июнь - «Баркарола», июль - «Песня косаря», август - «Жатва», сентябрь - «Охота», октябрь - «Осенняя песня», ноябрь - «На тройке», декабрь - «Святки», январь - «У камелька».
Познакомьтесь с высказываниями П. И. Чайковского о творчестве Э. Грига. Прокомментируйте слова русского композитора, как вы их понимаете.
«...Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтичной натуры».
«...Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном».
В своей музыке композитор восторгается красотами родного края, богатствами русской природы, делится своими чувствами и переживаниями, навеянными тем или иным временем года. Используемые автором различные изобразительные звуковые приемы помогают нам ярче представить то, о чем рассказывается в каждой пьесе: мы слышим то трель жаворонка, отдаленные звуки охотничьего рожка, перезвон бубенцов и многое другое.
2. Поговорим о звуковых приемах, используемых композитором в пьесе «На тройке», а также о художественных образах в музыке.
Догадайтесь, о каком изобразительном звуковом приеме идет речь в пьесе «На тройке». Что рисует в вашем воображении данная музыка? Найдите в словаре объяснение таких музыкальных терминов, как «аккорд», «форшлаг».
В воображении слушателя возникает картина зимней дороги и мчащейся по ней тройки. Слышится задушевная песня ямщика: сначала широкая и раздольная (основная тема пьесы), затем веселая и задорная (в разделе).
Отрывистые аккорды, форшлаги помогают ярче представить быструю езду на лошадях. В конце средней части слышится беспрерывный монотонный перезвон бубенцов. И на этом фоне звучит уже знакомая нам мелодия. В третьей части пьесы песня ямщика сочетается с перезвоном бубенцов. Постепенно мелодия затихает. Музыка перемещается в нижний регистр. Тройка, оставив после себя на дороге облако снежной пыли, скрывается вдали.
Музыкальной темой в пьесе «Тройка» является острое яркое движение - бег тройки. На первый план в данной пьесе выступают
не интонационно-мелодические, а ритмическо - изобразительные средства музыкального языка.
Считается, что носителем художественной образности в музыке является музыкальная тема, которая формируется комплексом музыкально-выразительных средств: мелодии, ритма, гармонии, регистром, ладом, тембром, тональностью.
Мелодия - это основное средство музыкальной выразительности. Мелодия подчиняется определенным законам: ее восходящее движение создает большое внутреннее напряжение, а нисходящее - эффект разрядки.
Познакомьтесь с высказыванием французского композитора, органиста и критика Шарля Франсуа Гуно (1818-1893): «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».
А вот что говорил о мелодии другой, русский, композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943): «Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление... Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова - главная жизненная цель композитора...»
Ритм, гармония также играют ведущую роль в создании художественного образа.
Ритм (в переводе с греческого означает «соразмерность», «стройность») — упорядоченное чередование звуков с различными ударениями и протяженностью. Вот что сказал немецкий писатель И.-В. Гете о ритме: «В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».
Гармония (в переводе с греческого языка означает «созвучие», «соразмерность»). - закономерное сочетание аккордов, созвучий, сопровождающих мелодию.
Регистром, тембром, ладом и тональностью создается не только образность, но и эмоциональный настрой произведения.
Регистр - происходит от латинского слова, означающего «список, перечень» - представляет собой часть звукоряда, объединенную каким-либо признаком, прежде всего тембром. Регистрами определяется звучание голоса или инструмента по высоте: звучит ли он в высоком, среднем или нижнем регистре.
Тембр (в переводе с французского означает «колокольчик», «окраска», «характер) - звуковая окраска, присущая каждому голосу или музыкальному инструменту.
3. Образ зимней дороги и тройки в поэзии и литературе. Вслушиваемся в мелодику стихотворных строк.
! Известно ли вам, что Михаил Юрьевич Лермонтов был
не только прекрасным русским писателем и поэтом, но и неплохим художником. Подтверждением этому служит один из сохранившихся до нашего времени рисунок - «Тройка, выезжающая из деревни» (демонстрация репродукции).
Многие композиторы, поэты, писатели, художники в своем творчестве воссоздавали образ мчащейся вперед по дороге русской тройки. Вспомним некоторые из них.
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный Утомительно гремит...
А. С. Пушкин
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песне унылой, Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой Разгорелося сердце огнем.
И припомнил я ночи иные И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза. Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога Предо мной далека, далека...
И. И. Макаров
Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез...
Пой, ямщик, вперекор этой ночи, - Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою...
С. Есенин
Мчитесь, кони, ночыо влажной,
Пой «Лучину», мой ямщик.
Этой жалобы протяжной Так понятен мне язык!..
Ты и я, все наши братья,
Наши лучшие друзья - Все узнали, без изъятья,
То, что так крушит тебя.
Пой, ямщик, твоя кручина И во мне волнует кровь:
Ведь и мне мою лучину Облила водой свекровь.
А то как было в избушке Хорошо она зажглась!..
Бог простит моей старушке:
Тьма по сердцу ей пришлась...
Мчитесь, кони, ночью влажной,
Пой «Лучину», мой ямщик:
Этой жалобы протяжной Так понятен мне язык!..
Е. А. Боголюбов. Дорожная песня
! Известно ли вам, что тема «Времена года» привлекала внимание и других композиторов. Такое же название дали своим произведениям А. Вивальди (инструментальный концерт), А. Глазунов (балет). К той же теме в свое время обращался и австрийский композитор Йозеф Гайдн, написавший ораторию «Времена года». Ее тут же стали исполнять во многих странах, в том числе и в далеком Петербурге. Слушатели говорили, что произведение похоже на картинную галерею, где четыре зала и в каждом зале выставлена одна большая картина, а рядом - десять маленьких.
Прослушайте фрагменты произведений Чайков- Ji ~1 ского, Вивальди, Гайдна, Глазунова на тему «Времена года». Что вы скажете о стиле, манере музыкального письма данных композиторов?
4. Слушаем русские народные песни.
Прослушайте в записи русские народные песни в сопровождении оркестра народных инструментов:
«Над полями да над чистыми», «Что ты жадно глядишь па дорогу?», «Вот мчится тройка удалая», «Степь да степь кругом», «Однозвучно гремит колокольчик», «Когда я на почте служил ямщиком», «Вот на пути село большое». Что объединяет все эти песни?
! Известно ли вам, что автором слов народной песни «Что ты жадно глядишь па дорогу» является известный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Среди поэтических картинок русской природы и русской жизни - фортепианных пьес из альбома П. И. Чайковского «Времена года» - есть одна, уже хорошо вам известная пьеса «На тройке». В качестве эпиграфа к ней композитор взял из стихотворения Некрасова несколько строк.
Не только Чайковский, но и другие композиторы, например Лист, Шуман, часто прибегали к стихотворным эпиграфам, разъясняющим программу их произведений, а Берлиоз предварял свои сочинения пространными литературными описаниями, которые он прилагал к нотам.
Кто из русских композиторов прошлого прибегал к программной музыке? Что это за произведения? (Например, сюита-симфония «Шехеразада», написанная по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь» русским композитором Римским-Корсаковым; «Картинки с выставки» Мусоргского и др.)
Прочтите отрывок из произведения Н. Гоголя «Мертвые души». Что значит для писателя образ тройки?
«...Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?.. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Для Гоголя образ несущейся вперед тройки имеет символическое значение. В своем обращении к «птице-тройке» он подразумевает свою страну - Россию, устремленную в будущее.
5. Домашнее задание.
Подберите самостоятельно репродукции картин русских художников, обращавшихся в своем творчестве к теме дороги, мчащейся по ней тройке. Например, Б. Кустодиев написал замечательную картину, которая называется «Масленица. Катание на тройках»; П. П. Соколов - «Почтовая тройка во вьюгу»; П. II. Грузинский «Почтовый брик» и другие.
Подготовьте сообщение о жизни и творчестве данных художников. Найдите информацию об истории русской тройки.
Источники:
Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина и др: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.-М. : Дрофа , 2007. – 444 , [4] с.
2. Музыка. 5-8 классы: музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи / авт-сост. Е.Н. Арсенина.-Волгоград: Учитель,
2011.-205 с
Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 6 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014.- С.158