Разработка урока музыки в 5 классе на тему «Хоровая музыка в храме»

3
0
Материал опубликован 12 April 2018 в группе

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья  школа" 
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.

Разработка урока музыки в 5 классе на тему:

« Хоровая музыка в храме»

Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».

Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока.

Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.

образовательные:

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

- показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;

2. воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

- прививать навык вдумчивого слушания музыки,

-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,

- развивать познавательный интерес учащихся,

Формируемые УУД на уроке:

Личностные

Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений.

Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.

Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности..

Познавательные

Формулируемые проблемы урока.

Расширение представления о духовной хоровой музыке

Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные

Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Формирование учебного сотрудничества внутри класса

Воспитание уважения к культурным традициям своего

Регулятивные

1.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской.

2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка

своей музыкально-творческой деятельности.

3.Воспитание любви к духовной музыке и музыке композиторов разных стран.

народа и страны.

Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Тип урока- урок- исследование.

На уроке применён метод проектной деятельности и краеведческая форма работы

Музыкальный материал: византийский распев «Достойно есть»,

«Тропарь Покрову Пресвятой Богородице», песня «Покров Богородицы», Ф.Шуберт «Ave Maria», тропарь в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный звон. (все видео есть в youtube)

ХОД УРОКА

1.Организационное начало учебного занятия:

Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.

2.Повторение изученного:

Учитель: Мы уже знакомы с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас слушая фрагмент песни , определите , к какому песенному жанру относится данная песня.

фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров. Слайд 1.

Эпическая песня

Духовная песня

Авторская (бардовская) песня

Календарно-обрядовая

Семейно-обрядовая песня

Романс

Народная песня

Лирические песня

Народная хоровая

Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?

Дети: Эта песня относится к жанру народной хоровой музыки.

Актуализация темы урока:

У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?

Дети: В школе, на концерте, в храме.

(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)

У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)

А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2.

У: Ребята ,а вам интересно узнать, как появилась музыка в храме, проведём исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.

4. Усвоение новых знаний

Происхождение хоровой музыки

У. Формулируем понятие «Хор» . Слайд 3

Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-

Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?

Ответы- большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.

У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.

Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?

(да , потому что нас много в классе).

У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения песни на концерте?

(нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)

У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы. Вокальная группа- это хор? (нет, в ней немного человек)

В нашем селе часто проходят разные концерты с участием детей и, конечно, взрослых. Посмотрите на слайд и скажите, на какой фотографии вокальные группы, а где фотография хора? слайд 4.

Значит, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.

- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч-ся)

Слайд 5. с фотографиями различных составов хоров.

У. Видите, разные хоры, и конечно, певческие голоса в хоре тоже разные.

У: Вы знаете классификацию певческих голосов, назовите их. (ответы уч-ся)

Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопраноальтытенорабасы. Слайд 6.

Эти же голоса входят и в состав хора церковного пения

У: Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка?

Ответ найдите в учебнике на стр. 79-80.

Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них.

-Что слышится в хоровом церковном пении? Найдите ответ на стр. 80 учебника.

Далее, на стр. учебника найдите о роли церкви в жизни людей. (читают)

Звучат отрывки храмовой музыки, при слушании дети определяют способы хорового исполнения.

- многоголосное исполнение ( отметить исполнение а капелла)

- одноголосное исполнение

У: Одноголосное исполнение и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии выросло и развилось «Древо храмовой хоровой музыки»

(учитель открывает доску с изображением на ватмане корней и ветвей Древа, а прикрепляет слово «Одноголосие» в любом месте классной доски.)

Мы узнали, как появилась хоровая музыка в храме, а как она формировалась , мы проследим через вот такое «Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы становления я буду располагать на доске в разных местах, а в конце урока мы это древо вместе и взрастём.

У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Троице-Сергиевой Лавре. ( слайд 7 )

У: Сейчас мы послушаем византийский распев «Достойно есть»,

После слушания ответьте, какой способ хорового исполнения в этом произведении?

(Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают. Слушание).

Ответы учащихся - исполняет один голос на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Пение а капелла.

У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть. Как называется пение без слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было слогов). Правильно, такой приём пения так и называется- пение с закрытым ртом , которое часто применяется и в духовной музыке.

У. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на доску.

Вопрос- Что слышится в хоровом церковном пении?

В помощь – стр. 82 учебника –ответы из текста учебника.

Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Включается видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы».

Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова).

Почему именно эта музыка прозвучала? (потому что сегодня 14 октября- Покров Пресвятой Богородицы)

Кто изображён на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.

В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная)

Какое из этих произведений должно звучать в храме? (Тропарь)

Ответы - (потому что есть аккомпанемент и это песня- куплет, припев , чего нет в молитвах ).

У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же поётся, в основном, для людей.

Слайд 8. Тропа́рь  в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

- Как вы думаете – а почему хоры в храмах звучат без сопровождения?

(Православные богословы запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет души.)

А сейчас посмотрите видео, на котором в нашей церкви звучит тропарь в исполнении отца Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . З. К. В., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.

После просмотра видео- У.- мы надеемся , что наша церковь будет восстановлена , и мы часто будем слышать пение тропарей, разных песнопений и молитв.

В 1054 г. с разделением христианства на католицизм и православие, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, а Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.

Физкульминутка.

У. Какой ударный музыкальный инструмент является неотъемлемой частью православной архитектуры (храмов , церквей)? – (колокол)

Ну а раз сегодня у нас праздник Покрова, давайте движениями рук покажем Праздничный звон.

Учащимся предлагается имитация действий звонаря- Праздничный звон. (включатся запись звона)

У. В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы М И Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд 16,17 ,18 - портреты).

Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист). (слайд 19)

Но с появлением в католическом храме (слайд 20) органа, хоровое пение обрело невиданную силу и красоту.

(Звук органа)

Это единственный музыкальный инструмент, который был допущен в храм! Почему? (звук органа возвышает, облагораживает, звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.)

А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу.

У:- Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.

Ф.Шуберт «Ave Maria»

Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. (Слушание).

При слушании самостоятельная работа- на карточках учащиеся подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.

Вопросы:

- Какой образ изобразил композитор в этом произведение?

- А в каких произведениях искусства запечатлен этот образ?

- Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).

Учитель: Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами музыкальной выразительности - учитель прикрепляет надпись - «Композиторская хоровая музыка» на доску.

А теперь нам надо взрастить это древо, давайте вспомним, с чего всё началось? … (приглашается ученики )

У. Вот такое дерево у нас выросло!

5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.

Вы на урок принесли словарики, эти словарики будут вам в помощь на протяжении всего учебного года. Сейчас вы начнёте его оформление и сделайте первое оглавление- «Духовная музыка»

Выберете из предложенных на слайде терминов и словосочетаний те, которые касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»

Учитель: В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями , с просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.

Исполнение: «А над ней парили ангелы»

1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.

Золотятся листья клёна, как у церкви купола

в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,

эхом отзывались купола.

Верила, что день наступит, горя на земле не будет,

верила, надеялась, ждала.

припев: А над ней парили ангелы,

Чтоб уберечь дитя.

Ангелы, парили ангелы,

От невзгод и бед её храня.

2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.

Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.

Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём

Пела, отзывались купола

Верила, что день наступит, горя на земле не будет

Верила, надеялась, ждала.

Обобщение урока:

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

Мы с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует теме нашего урока.

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание. Слайд

В словариках впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему «Духовная музыка»

 

Список использованной литературы:

.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков

http://rudocs.exdat.com/docs/index-57758.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.