12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Савран Яна Михайловна882
Савран Яна Михайловна
Россия, Ростовская обл., Макеевка

/data/files/w1477937459.pptx (Музыка на мольберте)ТЕМА. Музыка на мольберте

ЦЕЛИ: образовательная: расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлениса, дать понятие о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведений.; развивающая: развивать воображение, мышление, внимание, образное восприятие музыки, вокально-хоровые навыки; воспитательная: воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности

Задачи:

1.Показать связь музыки и живописи; ввести в мир музыкально-живописных образов.

2.Познакомить с творчеством литовского композитора М.К. Чюрлениса.

3.Развивать творческие способности, образное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

4.Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру школьника.

Тип урока: комбинированный

Музыкальный материал: фонограммы: М.Чюрлёнис «Море», «Прелюдия.У моря», «Прелюдия ля минор», «Алый парус» (музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова)

Изобразительный ряд: портрет М.К.Чюрлёниса, презентация «Музыка на мольберте»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, альбомы, карандаши.

ХОД УРОКА

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Герман Гессе, швейцарский писатель (Слайд 1)

І Организационный момент

Вход учащихся под музыку

Музыкальное приветствие.

ІІ Мотивация учебной деятельности обучающихся

-Прочитайте эпиграф нашего урока. Постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки. (звук – основа музыки, цвет – основа живописи) Автор стремится понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете. Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками). Каждый художник, композитор, поэт по-своему передаёт палитру чувств человека. (Слайд 3)Перед вами палитра чувств: «Радость», «Печаль», «Гнев», «Восторг», «Ликование», «Нежность», «Мечтательность». Раскрасьте её (дети раскрашивают печаль фиолетовым, гнев – красным, нежность - голубым, мечтательность – розовым или иначе и объясняют свой выбор). Нарисуйте на своих мольбертах нотку того цвета, который передаёт ваше настроение. (Слайд 4)

Итак, тема нашего урока - «Музыка на мольберте». Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы). Сегодня мы будем учиться видеть живопись в музыке и музыку в живописи.

ІІІ Актуализация опорных знаний учащихся

Запишите общее (Слайд 5)

Художник ? композитор (М.К.Чюрлёнис)

И.С.Бах ? М.К.Чюрлёнис («Фуга»)

Демонстрация картин М.К.Чюрлёниса (Слайды6-10) на фоне звучания прелюдий композитора.

Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как – бы остановить музыку во времени для ее обозрения. Он был музыкантом , художником, поэтом. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью

-Какие картины имеют музыкальные названия? («Фуга», «Соната звезд», «Соната солнца», «Соната моря»)

-Дайте определение музыкальных терминов «фуга», «соната» (Слайд 11)

Фуга - музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.

Соната - музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

ІІІ Основная часть

Усвоение нового материала

Слушание и анализ музыкального произведения

М.Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море»  (учитель не сообщает название произведения перед первичным восприятием)

-С какой стихией природы можно сравнить это музыкальное произведение?

-Что услышали в музыке?

-Какие музыкальные инструменты звучали?

О каком творении природы нам поведал композитор? ( если сами не вышли на ответ «море» зачитать слова автора без слова «МОРЕ»«Я по целым часам сидел у моря, в особенности на закате, я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…».

Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)

Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)

Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев) Арфе нет равных в передаче образов движения воды.

Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным) 

Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)

Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.

Ребята, представьте на минуту, что вы композиторы и написали это прекрасное произведение. Как бы вы его назвали? (ответы)

Композитор назвал свое произведение так: симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература)

В данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства. Каких? (музыка, литература, живопись)

Сейчас я вам предлагаю перевоплотиться в художников. Сейчас мы ещё раз насладимся звучанием симфонической поэмы «Море». Во время слушания музыки постарайтесь передать красками то состояние моря, тот образ моря, который вы себе представляете. Какими цветами передано состояние моря и почему?

В своих литературных зарисовках М.К.Чюрлёнис так описал море

(Слайды 12-13)

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.

Целое небо обводит своею голубизной твои волны,

А ты…дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет

конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,

твоё бытие бесконечно.

Велико, могуче, прекрасно море!

Как талантлив М.К.Чюрлёнис! Он и композитор, и художник, и мастер слова!

Среди вас есть одарённые ребята! Какие красивые морские пейзажи вы нарисовали! А Хомякова Аня написала чудесное стихотворение о море:

О море, море! Величаво

Танцуешь ты, и как всегда,

Красиво плещется вода.

В волнах твоих, всегда прекрасных

Свет солнца, неба отражён.

Их бегом я заворожён!

Динамическая минутка «Море волнуется раз…» (по мотивам детской игры). Во время звучания музыки(М.Чюрлёнис. Прелюдия «У моря») дети изображат море, волны и др.

Определение практических задач урока

1. Исполнение распевки (Слайд 14)

Разгневалось сине море,

Расходился грозный вал!

2. Работа над песней «Алый парус» (музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова) (Слайд15)

Мы уходим от причала. 
Не вернуть нас, не догнать... 
Нам, во что бы то ни стало, 
Надо новый путь начать. 
Рокот моря, ритм металла, 
Беззаветные края... 
Парус алый, алый-алый, 
Сердца алая заря.

ІV Итоги урока.

-Что вы узнали о М.К.Чюрлёнисе?

-Какие картины он создал? Как они связаны с музыкой? Какая из них вам понравилась больше всего?

- Какие музыкальные произведения написал М.К.Чюрлёнис? Расскажите о ваших впечатлениях?

- Как вы думаете, почему тема нашего урока звучит так: «Музыка на мольберте?»

Рефлексия (Слайд 16)

Ребята, давайте посмотрим, изменился ли цвет вашего настроения к концу урока?(дети рисуют вторую ноту на мольберте). Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте морскую волну так, чтобы она показала, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал (чем выше волна, тем лучше усвоен материал)

Домашнее задание: сочинить синквейн на тему «Море» (Слайд17)

Памятка

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


 

Море (Слайд 18)

Спокойное, бескрайнее

Бушует, шумит, волнуется

Завораживает своей красотой и мощью

Стихия

-Наш урок я хотела бы закончить словами М.К.Чюрлёниса: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрит на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей». А вам хочу пожелать счастливого плавания по морю знаний, и пусть ваши алые паруса никогда не потускнеют! (Слайд 19)

 


Музыка на мольберте
PPTX / 5.12 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Васильева Лариса Николаевна, 23.11.16 в 15:37 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересное путешествие в мир музыкальной живописи!
Сидорова Зоя Григорьевна, 31.03.17 в 21:45 2 Ответить Пожаловаться
Яна Михайловна!
Спасибо за чудесную,
полезную,
познавательную работу!
Всего доброго!
Зоя.

Скрипникова Валентина Михайловна, 24.07.17 в 15:09 0 Ответить Пожаловаться
познавательная и интересная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.