Применение элементов театральной деятельности на занятиях учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в школе

3
0
Материал опубликован 21 November 2023

Применение элементов театральной деятельности на занятиях

учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в школе.


t1700550871aa.jpg


    Одной из форм эффективного воздействия на формирование личности ученика – театр.

    Важные задачи воспитания – это воспитание у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности в будущем успешной самореализации.

   Трудность состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития этой системы.

    Один из самых действенных способов воздействия на учеников, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя - театрализованная деятельность. Она направлена на развитие у обучающихся не только ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков :(коммуникативных, организаторских, двигательных ), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ученика:

  • стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • совершенствует моторику артикуляционного аппарата;
  • формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь;
  • помогает детям лучше усвоить содержание произведения, логику и последовательность событий;
  •         способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)

       Кукольный театр приносит много удовольствия, радости. Он один из самых доступных видов искусства для детей. Театральные кружки очень полезны.


t1700550871ac.png


     Необходимо, чтобы ребенок проводил время не только интересно, но и с пользой для развития. Поэтому нужно посмотреть на посещение театральных занятий с этой точки зрения.

 1. Помимо приятного и веселого времяпрепровождения, это еще, конечно, общение с другими детьми. На занятиях ученик сможет улучшить свои коммуникативные навыки, завести новых друзей. Это будет несложно, так как группы обычно формируются по возрасту.

2. Постановка речи. На занятиях учащиеся учатся правильно говорить, улучшают свою дикцию, справляются с речевыми недостатками. В результате, у ребенка будет четкий поставленный голос.

3. Актерское мастерство развивает воображение и внимание, учит управлять эмоциями, тренирует память.

4. Кроме этого, дети еще развиваются и физически, так как занятия в театральном кружке предполагают много движения. Ребята учатся плавно двигать куклой, хорошо владеть своим телом, выражать эмоции.

5. Занятия в театральных секциях помогают многим детям справиться со своими страхами: боязнь выступать перед публикой, боязнь сцены, а также преодолеть замкнутость и стеснение.

6. И не будем забывать, что постановка спектакля – это коллективная деятельность. Так что ребенок получит прекрасную возможность научиться работать в группе, нести ответственность. А играя героев из сказок и пьес, ребята перенимают их опыт, анализируют поступки и действия персонажей.

    В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  • Нужно направлять ребенка, а не заставлять;
  • Необходимо предоставить каждому ученику испытать радость успеха, ощущение своей нужности и полезности;
  • Создавать атмосферу взаимной ответственности, взаимопомощи, умения вместе преодолевать трудности.

t1700550871ad.jpg

    Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности. Каждый ребенок мечтает о том, чтобы его любимые игрушки ожили и заговорили. Театрализованные игры пробуждают чувство соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно одних дефектологических занятий. Навыки правильной речи и развитие психических процессов необходимо закреплять и вне кабинета. И тут на помощь педагогу-дефектологу приходит наш добрый старый кукольный театр. В ходе увлекательной игры дети привыкают запоминать тексты; «примеряя» на себя разные роли сказочных героев, учатся говорить разной интонацией, меняя тембр голоса; помогая персонажам сказки, сами приобретают хорошие нравственные устои.

    А какая мощная мотивация к речевой деятельности! Приготовить сказку в подарок для мам, выступить на празднике для учеников других классов, услышать бурные аплодисменты от зрителей. И ещё не известно, кто получает большее удовольствие от удавшегося спектакля: маленький артист, который волновался за ширмой, или дети и взрослые, находящиеся в зрительном зале. И самая большая награда для педагога, когда после очередного показа сказки к нему подходят дети из числа зрителей и просят: «Дайте мне роль в новой сказке! Я не подведу, я выучу, я справлюсь». Так в маленьком человеке рождается вера в свои способности, вера в успех, появляется чувство ответственности за порученное дело.

    Силами детей с ОВЗ дефектологической группы школы был показан кукольный спектакль «Мы в профессии играем». Это как бы наш итоговый спектакль, с которым мы выступаем перед младшими школьниками, родителями. Этому предшествовала большая работа с детьми. Безусловно, способности у всех разные. Спектакль требует от ребенка напряжения всех его душевных сил. Дети, объединенные общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям и свое личное «я» находится в единстве с коллективным. Совместная работа над спектаклем развивает умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела. Родители помогают нам готовить реквизит, рисовать декорации, шить игрушки. Часто дети берут кукол домой, и репетируют свою роль перед родителями.

    Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
    Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли,
целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх -драматизациях.
    Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко
проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и психических процессов. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
    Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки
ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

     Для учителя работа над сценарием, репетиции предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.

    Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношений: режиссера и актеров. На репетиции часто бывает, что дети сами выступают в роли режиссеров. Мы оказываемся в простой, непринужденной обстановке, я для них – просто старший товарищ и бывало, что дети мне помогали неожиданными решениями где, в какой момент лучше появиться герою, как лучше расставить декорации, и так далее. Во время игры в театре дети буквально преображаются. Спрятавшись за «стенкой» - ширмой дети с большей легкостью могут раскрыться, говоря от лица куклы. Когда звучат аплодисменты, ребенок получает столько положительных эмоций! Он горд и радостен тем, что он является успешным, он признан коллективом, он нужен, он полезен! Театральные занятия дают свободу творчества и воображение без страхов, уверенность в своих силах, свободу общения без риска связаться с нехорошей компанией!

    На дефектологических занятиях всегда присутствует сюрпризный момент с куклами, применяю в работе шапочки героев сказок.

t1700550871ae.jpg

    Как правило, основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что в игре «в сказку» он может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам. При этом они учатся чувствовать грань между добром и злом. Сказки всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои вызывают у ребенка желание подражать им, и незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Это важный фактор нравственного развития личности, его стремления контролировать свое поведение. Играя с куклой – перчаткой, ребенок психологически переживает свою роль. Он отвечает для себя на вопросы: каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – он учится сам делать выбор.

Какие выводы можно сделать?

Участие детей в работе театрального кружка способствует:

  • Раскрытию творческого потенциала ребёнка, который раньше могли не замечать ни его родители, ни он сам!
  • Развитию фантазии, воображения, внимания, памяти и осознанную реакцию. У школьников и подростков театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях; развивают речевой аппарат, дикцию, музыкальный слух, формируют правильное дыхание. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь становится внятной, голос – звучным
  • Избавлению от страхов. Театральные занятия – это игра. А игра – самое эффективное средство для избавления от детских страхов.
  •  Развитию речи. Маленькие дети учатся строить правильные фразы, ребята постарше обретают уверенность и красноречие, избавляются от слов-паразитов.
  • Дружбе и общению. Благодаря занятиям по актёрскому мастерству дети учатся быстро находить общий язык со сверстниками, находить новых друзей, становятся более открытыми в общении.
  • Дисциплине и самодисциплине. Для детей постарше театральные занятия – ещё и прекрасная тренировка дисциплины и самодисциплины, умения брать на себя ответственность (роль – важное задание!) и «собираться» в нужный момент.
  • Расширению кругозора. В конце концов, театр – кладезь остроумных цитат. Тренировка памяти улучшает успеваемость в школе. У малышей на занятиях в театральном кружке или студии обогащается активный словарный запас. Младшие школьники и подростки заметно расширяют кругозор, знакомясь с произведениями литературы не по учебникам, а проживая кусочек жизни «своих» литературных героев. Это развивает интеллект, да и вообще способствует разностороннему, гармоничному развитию личности.
  • Веселью и выхода энергии. В конце концов, увлекательные занятия в театральной студии – отличный способ провести время не только с пользой, но и весело! Театральные занятия прекрасно дают выход энергии детям любого возраста. Младшие просто играют, а старшие (обычно) уже стараются понять мотивы своего героя, вживаясь в роль ... Но и тем, и другим театральная игра служит мощным толчком к развитию!
  • Театр кукол – это замечательное путешествие в страну ожившей сказки! Не только каждый ребёнок, но и взрослый, сохранивший в сердце живое восприятие жизни, переступает театральный порог с оправданным ожиданием чуда и волшебства! Именно здесь, видя оживших героев книг и сказок, ребёнок начинает учиться радости сотворчества, сопереживанию, любви к искусству в самом широком смысле этого слова!

      Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность являются хорошим средством коррекции коммуникативной сферы у школьников  с ЗПР, может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми, не требующими коррекции развития.

Список литературы:

Антипина Е.А.  Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.-М.:ТЦ Сфера, 2009.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.:1997.

Гончарова О.В. Карташова М.Г. Театральная палитра. – ТЦ Сфера, 2010.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.,1938.

Театр кукол и игрушек в детском саду/ сост. Власенко О.П. – Волгоград: Учитель, 2009.





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации