Методические рекомендации «Применение ребусов на уроках информатики»

3
1
Материал опубликован 19 September 2020

ПРИМЕНЕНИЕ РЕБУСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Анастасия Александровна Черняева,

учитель информатики

МОУ «Бессоновская СОШ

Белгородского района Белгородской области»

село Бессоновка, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация. В статье рассказывается об эффективности применения такого интерактивного метода обучения, как разгадывание ребусов, а также правилах составления и чтения ребусов.

Ключевые слова: информатика, интерактивный метод, ребусы.

Задачей каждого учителя, как на уроках информатики, так и других учебных дисциплин является применение разных методов и форм обучения для достижения учащимися результативного усвоения школьной программы. И выбор данных методов немаловажен, так как баланс между разными методами и формами обучения является основополагающим при формировании кругозора школьников.

И, поскольку, главными характеристиками выпускника являются его мобильность и компетентность, то и акценты при изучении учебных дисциплин переносятся непосредственно на сам процесс познания. В свою очередь, эффективность данного процесса полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. При этом успех в достижении этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, каким способом усваивается: индивидуально или коллективно, в гуманистических или авторитарных условиях, c опорой на восприятие, внимание, память или учитывается весь личностный потенциал человека.

Именно поэтому требуется замена объяснительного обучения (пассивный метод) на новые принципы обучения, которые резко активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают их творческий потенциал и уровень практической подготовки. Такие типы обучения существуют и объединяются одним понятием – современные методы обучения.

На сегодняшний день в образовании существует множество самых разных методов обучения, a также различные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – качественное усвоение знаний учащимися. В школе приветствуется внедрение новшеств (инноваций) и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. [3, c.56]

При выборе метода обучения от учителя требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для самих учащихся.

Форму урока учитель тоже выбирает по своему усмотрению: будь это групповая работа, работа в парах, фронтальная и т.д.

Я на своих уроках стараюсь использовать интерактивные средства обучения: игры, кроссворды, сканворды, но чаще всего – ребусы. Моим учащимся очень нравится разгадывать ребусы.

Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. То есть ребус – это, по сути, загадка, но не совсем обычная.

Для того чтобы добиться успеха в разгадывании и составлении ребусов, необходимо знать некоторые особенности кодирования информации, которая в них заложена, ну и сами правила кодирования.

Правила составления ребусов.

Если изображен какой-либо объект, то его обозначение и является словом – ответом.

Когда объект изображен в перевернутом виде, то слово – ответ записывается справа налево.

Если изображен объект и над ним справа или слева ставятся запятые, то из слова – ответа нужно убрать столько символов, сколько указано запятых.

Если над объектом записываются буквы, то в слово – ответ эти буквы надо добавить.

Когда над объектом записаны перечеркнутые буквы, то из слова – ответа эти буквы надо удалить.

Если изображен объект и над ним записываются какие-либо зачеркнутые и не зачеркнутые буквы, то в слове – ответе необходимо зачеркнутые буквы заменить не зачеркнутыми.

Если над объектом записываются в определенном порядке числа, то новое слово составляется из слова – ответа путем перестановки букв в той последовательности, как записаны числа.

Для использования предлогов «на», «над» и «под» применяется дробь.

Когда часть слова напоминает имя числительное, то она изображается в виде числа.

Если объекты изображены один за другим, то прибавляются предлоги «за», «перед» или «до».

Когда объекты изображены один в другом, то прибавляется предлог «в».

Если же на каком-либо наклоненном объекте расположен другой объект, то надо использовать предлог «по».

В интернете есть генератор ребусов «онлайн» (http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1), здесь любой желающий может бесплатно составить ребус на любое слово (понятие, термин). И такая возможность сильно облегчает труд учителя по созданию ребусов.

Ребусы можно использовать для мотивации учащихся при введении новых понятий, а также на этапе актуализации знаний. При повторении изученного материала ребусы можно использовать в качестве отдельных заданий. Применение ребусов очень эффективно при работе в тех классах, где другими средствами обучения учащихся трудно включить в учебный процесс.

Использование ребусов в учебном процессе позволяет реализовать межпредметные связи с другими школьными дисциплинами, когда учащиеся, применяя знания из этих дисциплин, находят понятие из информатики.

Разгадывание ребусов пробуждает интерес y учащихся к учебному труду и развивает их интеллект. В основу ребусов могут быть положены ключевые понятия и (или) термины определенной темы. Решение ребусов – это увлекательное и очень полезное занятие, позволяющее тренировать память ребенка.

И на уроках информатики, и во внеклассной работе, ребусы способствуют развитию мышления и творчества, так необходимые для успешного изучения учебных дисциплин, a также в других областях деятельности школьников, включая самостоятельное образование.

Мои опыт показывает, что использование ребусов на уроках расширяет кругозор учащихся, развивает их логическое мышление, прививает интерес к предмету.

Как известно, интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Поэтому очень важно направить его для достижения поставленных учебных целей, и данные технологии можно и нужно использовать в процессе обучения информатике [2, c 94]. При решении ребусов практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать, а также рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В свою очередь, совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями и способами деятельности между учащимися. Кроме того, данный процесс проходит в атмосфере взаимной поддержки, доброжелательности, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.[7, c.96]

Разгадывание ребусов может быть организовано через интерактивную доску со всеми учащимися, либо через индивидуальную, парную, групповую работу на персональных компьютерах.

К примеру, для изучения основных понятий темы «Информационные процессы» в 7 классе можно использовать такие вот несложные ребусы:

t1600540681aa.pngt1600540681ab.pngt1600540681ac.png

 

 

t1600540681ad.pngt1600540681ae.png

 

 

 

t1600540681af.png t1600540681ag.png

 

 

t1600540681ah.png

t1600540681ai.png

 

 

С помощью ребусов можно зашифровать тему урока, которую дети с удовольствием разгадывают. Ключевые понятия темы можно тоже изобразить в виде зашифрованных картинок. Например, в 8 классе на уроке изучения основных алгоритмических конструкций, я использую следующие ребусы:

t1600540681aj.png

 

 

t1600540681ak.pngt1600540681al.png

 

 

 

t1600540681am.png

 

 

Я считаю, что с помощью ребусов можно создать условия, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность любого школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бешенков C.А., Гейн A.Г., Григорьев C.Г. Информатика и информационные технологии. Учеб. пособие для математических факультетов педвузов / Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2003..

2. Бочкин A.И. Методика преподавания информатики. Учеб. пособие. - Мн.: Высш. шк., 2004.

3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии/ Д.Г. Левитес. - Воронеж, 2013. - 226 с.

4. Сергеева T.А. Компьютерные технологии / T.А. Сергеева. - M: Просвещение, 2006.

5. Суворова H. Интерактивное обучение: Новые подходы. – M.: Педагогика, 2005. – 186 с.

6. https://kabinfo.ucoz.ru/publ/tajna_rebusov/1-1-0-26

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный материал!

20 September 2020