12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Галина Гавриш27 Приморский край |
Методические указания и рекомендации «Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения на уроках информатики»
Введение
Информатизации учебного процесса в современной школе отводится существенная роль. Данный процесс является «двигателем» будущего, определяющим качество образования в стране, ее технический потенциал. Его успех напрямую зависит от высококлассных специалистов, способных устранить насущные научно технические проблемы и продвинуть развитие экономики на более высокий уровень, отвечающий вызовам цифрового будущего [1], [9], [11].
Цифровая образовательная среда (ЦОС) представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [9]. Она все больше наполняется цифровыми средствами обучения (интерактивные доски, цифровые камеры, микроскопы, проекторы, компьютеры, лаборатории, виртуальная и дополненная реальность и мн. др.). Перечень инструментов постоянно пополняется более совершенными и технологичными разработками. Здесь наиболее перспективным направлением является создание роботов (робототехнических систем, комплексов – РТК), которые применяются во многих отраслях (здравоохранение, освоение космоса, оборонная промышленность, общественная безопасность, развлекательная индустрия и мн. др.). По статистике, в 2018 году в Южной Корее на 10 тыс. человек приходился 531 робот, в России – всего лишь 3, а в вузовском образовании эта цифра еще ниже. Отставание налицо.
С одной стороны, есть высокий рейтинг предметной области «Информатика»; с другой стороны, материально-техническая база школ не отвечает требованиям времени из-за недостаточного финансирования; отсутствуют необходимые цифровые компетенции педагогического и обслуживающего персонала к введению инноваций, четкий алгоритм реализации новшеств в образовании, разработка соответствующих им учебно-методических комплексов и мн. др. Все эти причины увеличивают временной период освоения актуальных разработок в системе образования. А между тем международный и отечественный опыт показывает, что эффективность обучения с применением роботов с точки зрения получаемых результатов, соотношения затрачиваемых ресурсов и количества квалифицированных специалистов оказывается выше традиционных педагогических технологий.
В современном мире робототехника имеет важное значение. Исследователи указывают на необходимость обучения подрастающего поколения в этом направлении, анализируют примеры работы с обучающими конструкторами [6].
Прежде чем роботы как цифровые помощники станут доступными и будут полностью приспособлены к субъектам образовательного процесса, предстоит решить большое количество проблем. Это высокая стоимость роботов; их восприятие людьми разного возраста, состояния здоровья, национальности и вероисповедания; адаптация внешнего вида РТК к образу и подобию человека; голосовое общение с ним – интонации, четкость произношения; психологическая и физическая безопасность, конфиденциальность информации и мн.др.
Создание школьной информационной среды, которая поможет использовать все многообразие цифровых разработок, как роботы и РТК, для обучения школьников – актуальная проблема, требующая решительных действий. Несмотря на трудности развития этого направления, положительные сдвиги все же есть: появляются новые специальности («Мехатроника и робототехника»), направления дополнительного образования («Робототехника» в области STEM-образования), учебные дисциплины («Основы робототехники», «Промышленная робототехника», «Основы автоматизации машин и робототехника», «LEGOтехнологии и технологии конструирования в начальной школе»). Вносятся коррективы в программу «Информатика», в предметную область «Технология» и мн. др. Зарождаются инновационные направления в педагогической науке – андроидная педагогика [10], [11], педагогика роботов [7].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что обучение школьников возможно лишь в условиях высокотехнологичного образования. Внедрение роботов, РТК и других современных инструментов и средств обучения – одно из перспективных направлений развития, способное существенно повысить уровень образования в школе. Возникла необходимость наличия четкого механизма быстрого продвижения цифровых новшеств в процесс обучения. И этот механизм может быть представлен как: последовательность процессов, совокупность точно заданных действий достижения желаемого результата, педагогические разработки для адаптации актуальных цифровых средств к условиям школьного обучения, конкретизация технических возможностей различных цифровых устройств , выявление основных функций и направлений их использования в учебном процессе в соответствии с техническими возможностями (лабораторное оборудование, ассистент, помощник, теле присутствие) и требованиями ФГОС; – проектирование и моделирование учебного процесса с применением новых средств; – создание алгоритмов адаптации учебных материалов для их применения в новых условиях (в частности, при использовании робота актуальны вопросы объемов учебного материала, его показа в виде презентации, видеоролика, текста и (или) звукового сопровождения – темп речи; стандартных команд для вывода информации на экран и мн. др.); – разработка алгоритмов деятельности РТК в учебном процессе и их верификация; – разработка методики использования новых средств для преподавателя и пользователя на занятии (учебно-методических рекомендаций);
Все это свидетельствует об актуальности выбранной мной темы
Объект исследования –деятельность обучающихся при использование цифровых технологий в курсе информатики и ИКТ.
Предмет исследования – возможности инновационных технологий для деятельности обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ.
Цель исследования – изучение возможностей применения цифровых технологий для работы обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ.
Задачи исследования:
выявление и обобщение возможностей современных интернет технологий в школьном образовании;
обзор и обобщение опыта эффективного использования современных интернет технологий для организации деятельности обучающихся
анализ возможностей цифровых технологий
разработка учебно-методических материалов с использованием интернет-сервисов.
разработка учебно-методических материалов с использованием интернет-сервисов
Практическая значимость: разработанные учебно-методические могут быть использованы в курсе информатики и ИКТ.
Глава 1. Цифровые технологии как средство организации совместной работы обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ
Рассмотрим такие средства обучения как интернет-сервисы (сетевые сервисы, web-сервисы). Веб 2.0 (Web 2.0) – второе поколение сетевых сервисов, действующих во всемирной паутине. Данные сервисы отличает простота, доступность и надежность, в них можно работать как индивидуально, так и коллективно. Сегодня это современное средство обучения, которое дает учителю неограниченные возможности для творчества, повышает мотивацию детей к обучению и делает учебный процесс непрерывным и интерактивным. Работа в сервисах интересна и учителю, и ученикам [1]. Сетевые сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Новые сервисы радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента (от англ. content – содержимое). Освоение новых средств ведет не просто к тому, что мы можем решать новые задачи, но и меняется наше мировоззрение, которое позволяет нам видеть мир с новой точки зрения. Таким образом, интернет-сервисы становятся естественной образовательной средой для организации совместной деятельности, целесообразность использования которых в учебных целях очевидна [3].
Приведу примеры сетевых сервисов для организации как совместной, так и индивидуальной работы на уроках информатики и ИКТ.
Calameo – это сервис, предназначенный для создания и совместного редактирования интерактивных публикаций в виде журнала, брошюры или презентации. С помощью этого сервиса можно разместить в сети уже готовую публикацию, подобрав ей необычный дизайн.
Tripadvisor – один из самых оригинальных сервисов для создания мультимедийных слайдшоу. Сервис предлагает актуальные шаблоны, в которых просто необходимо указать место съемки и прикрепить ваши фотографии. В один миг сервис предоставит вам готовое слайдшоу, которое можно использовать в вашей деятельности.
Glogster – незаменимый сервис для создания онлайн плакатов, которые могут включать в себя фото, аудио, видео, анимации и текст. Образовательная версия данного сервиса позволяет преподавателю создавать виртуальные классы, где каждый обучающийся может опубликовать свои актуальные постеры, комментировать их и с лёгкостью обмениваться своим творчеством с остальными ребятами.
Edmodo – сервис для организации учебного процесса и проведения дискуссий на определенную тему, в которой могут участвовать все обучающиеся вашего класса. Очень хорошо подходит для организации совместной деятельности школьников.
Linoit – наиболее удобный онлайн сервис для публикации заметок. С помощью данного сервиса можно оставлять важные заметки на онлайн доске, которые будут доступны другим пользователям. Очень удобно для проведения мозгового штурма в классе. Цвета заметок и фон доски можно изменять. При помощи этого сервиса каждый ученик во время урока сможет оставить своё мнение на общей доске.
Wikiwall – можно использовать для создания тематических или классных газет на любую тему. Каждый, у кого есть ссылка довольно легко сможет редактировать газету, добавлять видео, картинки и текст.
AnyMeeting – сервис, который можно использовать для проведения вебинаров с любым количеством участников в режиме реального времени. Вовремя вебинара у каждого есть возможность совместного использования приложений и совместного использования экрана.
TimeToast – предпочтительный сервис для совместного создания и редактирования временно – событийных линеек. С помощью этого сервиса каждый ученик за считанные минуты может с лёгкостью создать свою дидактическую игру или учебную диаграмму.
Кроме перечисленных выше можно добавить следующие интернетсервисы: – виртуальные доски: Conceptboard – совместное редактирование, виртуальная доска; DabbleBoard – совместное редактирование без регистрации; Scrumlr – виртуальная доска со стикерами; – дидактические материалы для уроков в игровой форме: LearningApps – создание интерактивных учебно – методических пособий по разным предметам; JigZone – создание пазлов
Flashcard Machine – создание онлайн – карточек для проведения викторин, занятий, тренингов; фабрика кроссвордов – генератор кроссворда; – тесты, опросники: 99Polls – создание опросов;
Usaura – создание тестов на основе графических изображений;
Artpad – онлайн рисовалка; Aviary – фоторедактор – редактируем фото; Aviary Phoenix – совместное редактирование рисунков;
BannerSnack – создание баннеров; – презентации, публикации, видеоролики: Prezi – создание и публикация презентаций; Powtoon – создание скрайбинг презентаций; – мультимедиа сервисы: ZooBurst – анимационные 3D публикации; Playcast – создаём мультимедийные открытки;
Blabberize – озвучивание героев, сценок с элементами анимации;
Mp3Cut – обрезка музыки и создание рингтонов онлайн.
Необходимо учитывать эффективность и удобство сервисов в работе. Если пользоваться несколькими сервисами, появляется проблема с запоминанием логинов и паролей при регистрации на каждом из них.
Сервисы Google имеют преимущество перед остальными сервисами, т.к. под одним аккаунтом возможен доступ к любому сервису, входящему в состав Google. Большинство инструментов бесплатны. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества.
Удобный и простой интерфейс, в котором любой школьник сможет создать свой личный сайт, не обращаясь к сложным структурам организации сайта. Редактировать сайт можно совместно, что довольно оптимизирует деятельность учащихся. Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций.
Глава 2. Опыт внедрения и применения цифровых технологий на уроках информатики.
Цифровые технологии позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Дети могут работать совместно, выполняя проект. Учителю интернет сервисы позволяют творчески подойти к обучению. Использование цифровых технологий в учебном процессе – это средства, позволяющие оптимизировать учебный процесс, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы [2]. В современном мире учитель должен быть направлен на организацию совместной деятельности обучающихся.
Предлагаю использовать следующие сервисы Wеb 2.0: Сервисы Google бесплатны для всех пользователей. Так как все данные хранятся в облаке, вы можете не беспокоиться о их сохранности. Открыть документ можно на любом устройстве. Когда обучающиеся работают вместе над каким-либо проектом, например, собирают материалы для презентации, они могут использовать совместный доступ. Обучающийся может предоставить доступ с возможностью редактирования Вами, чтобы дать рекомендации. Для учителя это способ осуществления обратной связи.
Сервис Сасоо простой и удобный онлайн сервис для совместной работы по созданию схем и диаграмм онлайн. Этот сервис имеет много дополнительных модулей для создания даже самых сложных схем и плакатов. Questbase – удобный сервис для создания тестов, опросов, викторин. При создании теста предусмотрены разные типы вопросов. Сервис можно применять для дистанционных викторин, олимпиад, для проверки усвоения.
Learnings Apps – это конструктор для разработки интерактивных заданий по разным учебным предметам. Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме. Существующие модули Learnings Apps могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Облако слов – приведу несколько конкретных примеров использования облака слов учителями: на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся – облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы; на этапе закрепления или контроля знаний – облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие; на любом уроке и любом этапе урока – задание «Найди лишнее слово»: дня повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.д.
При изучении базового курса Информатики и ИКТ рассматриваются и осваиваются большое количество программ. Большинство имеют аналоги в виде интернет – сервисов, которые всегда доступны в любом месте, где бы ни находился участник образовательного процесса при наличии доступа к сети Интернет. Рассмотрим интернет-сервисы, которые смогут быть полноценными заменителями программного обеспечения школьного компьютера в кабинете информатики. Практически на любом этапе изучения предмета возможно замещение прикладного ПО интернет сервисами.
Интернет-сервисы для изучения разделов
Например,
Раздел «Информация и информационные процессы». ПО школьном компьютере: Stamina, BabyType 2000, Microsoft Office Word, OpenOffice Writer, Microsoft Power Point, OpenOffice Impress, проигрыватель Windows Media Google Docs, аналог -
Раздел «Алгоритмы и исполнители» ПО КуМир, Перволого, Kturtle, Конструктор блок – схем, PascalABC
Раздел «Основы программирования на языке Паскаль» Конструктор блок-схем, PascalABC
Раздел «Текстовая информация и компьютер». ПО Блокнот, WordPad, Microsoft Office Word, OpenOffice Writer Google Docs, DocMe, On Text. Плюс: Облачное хранение данных, совместное редактирование документов, наличие всех функций настольного ПО, бесплатный доступ Минус: Наличие регистрации.
Раздел «Информационное моделирование» LibreCad, Draw, Paint, Adobe Flash, Geogebra, MapKit, XMind, Cmap Tools, Microsoft Office Word, OpenOffice Writer М
Раздел «Хранение и обработка информации в базах данных» Microsoft Access, OpenOffice Base
Раздел «Табличные вычисления на компьютере» ПО Microsoft Office Excel, OpenOffice Calc Google Docs Плюс: Облачное хранение данных, совместное редактирование документов, наличие всех функций настольного ПО, бесплатный доступ.
Раздел «Мультимедиа и компьютерные презентации» Microsoft Power Point, OpenOffice Impress, Adobe Flash, Movie Maker, Киностудии Windows Live, Pinnacle Studio, Windows «Звукозапись» аналог
Конспект урока «Компьютерные презентации»
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока: Содержательная – формирование понятийного аппарата по созданию презентации с помощью сервиса Google. Деятельностная: создание условий для совместной работы обучающихся при изучении Google сервиса; развитие навыков работы в сети интернет с сервисом Google.
Задачи урока: – формирование понятийного аппарата по данной теме; –создание условий для совместной работы обучающихся при изучении приложения Google презентации; –активизация познавательных интересов, развитие навыков работы в сети интернет с сервисом Google.
Оборудование: компьютер, проектор, ОС Windows, выход в интернет.
Методы обучения: технология организации совместной деятельности, репродуктивный, эвристический;
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура урока
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент (2 минуты) | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: Психологическая готовность учащихся к уроку; самоопределение |
2 | Этап актуализации учебной деятельности (2 минуты) | Постановка учебной задачи. Перед началом работы в Google презентации, задает небольшие вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают тему урока в тетрадь | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование Познавательные: Логические (анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие) Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 минуты) | Объясняет ход работы: Представьте, что вы все получили задание – совместный проект – создать презентацию «В мире профессий». Если вы ее создадите с помощью MS PowerPoint, то сможете ли продолжить работу, если кто-нибудь из вас заболеет или уедет с родителями в другой город. Как выйти из представленной ситуации? Как доделать вашсовместный проект? Нам нужно средство, с помощью которого можно самостоятельно доработать проект, который вы совместно будете разрабатывать. Этим средством будут выступать сервис Google презентация, который позволит организовать совместную работу над данной презентацией. Сегодня на уроке мы с вами будем совместно создать проект–презентацию с помощью сервиса Google презентации. Тема нашего урока – «Компьютерные презентации». Запишите в тетради. С чем будем знакомиться сегодня? Чему должны научиться? | Предлагают свои варианты. | Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; Познавательные: Логические – построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
4 | Изучение нового материала (8 минут) | Показывает этапы создания презентации: Интерфейс программы для создания презентаций с помощью сервиса Google очень похож на интерфейс программы Microsoft PowerPoint. Сейчас познакомьтесь с инструкцией по работе с Google презентацией Что является главной отличительной особенностью создания презентации с помощью сервиса Google от создания презентации в программе Microsoft PowerPoint | Изучают инструкцию. С помощью сервиса Google можно создавать и редактировать презентацию | Познавательные: умение классифицировать полученные знания Коммуникативные: умение слушать Личностные: возможность самостоятельно выражать свои мысли, задавать вопросы |
5 | Физкультминутка (2 минуты) | Демонстрирует упражнения | Выполняют упражнения |
|
6 | Первичное закрепление. | Руководит групповой работой: Сейчас мы с вами выполним совместно презентацию, она не сложная, на тему «В мире профессий». Мне, как руководителю проекта, для открытия совместного доступа работы с презентацией необходимо знать вашу электронную почту Google. Я скину ссылку на эту презентацию, и вы будете каждый делать свою часть единого проекта (обучающиеся выдергивают карточки с названием профессии, садятся каждый за свое рабочее место и выполняют при совместном доступе каждый свою часть презентации). (Работают над проектом совместно) Наш совместный проект готов. Давайте посмотрим, что у нас получилось | Каждый обучающийся дает адрес электронной почты Google для открытия совместного доступа (обучающиеся регистрируются в Google заранее). Создают совместную презентацию по инструкции, с помощью учителя. Смотрят проект | Регулятивные: умение работать по предложенному плану Познавательные: умение применять полученную информацию Делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта; точно выполнять свою часть работы Личностные: развитие самостоятельности в поиске решений; воспитание уважительного отношения друг другу. |
7 | Подведение итогов урока, выставление оценок | Запускает презентацию, оценивает работу каждого ученика. | Смотрят проект, оценивают свою деятельность | Регулятивные: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса Познавательные: делать выводы в результате совместной работы. Личностные: умение слушать умение задавать вопросы |
Многообразие цифровых технологий дает возможность учителю информатики не ограничивать себя и своих учеников в изучении различных программных сред. Использование web-технологий позволит расширить возможности по изучению тех программ, которые были недоступны ранее.
Считаю, что использование интернет-сервисов для работы на уроках информатики и ИКТ в современной школе дает возможность:
повысить у обучающихся мотивацию к предмету;
подготовить к самостоятельному усвоению материала информатики и ИКТ и других общеобразовательных предметов;
овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуально развивать обучающихся;
получить обучающимся коммуникативный опыт;
повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля над деятельностью обучающихся.
Таким образом, использование интернет сервисов в процессе обучения информатике дает такие возможности, как выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, отсутствие затрат на обновление коммерческих лицензий программного обеспечения, обеспечение открытости и доступности учебных материалов, выполнения сетевых групповых проектов. Надеемся, что при стремительном развитии веб-технологий учителя школ при организации совместной деятельности на уроках предпочтут использовать интернет сервисы [12].
Литература:
Бем, Н.А. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст]: Н.А. Бем // Информатика и образование. – 2013. – №7. – С. 20 – 23.
Босова, Л.Л. Программа по учебному предмету «Информатика» для 7 – 9 классов [Текст]: Л.Л. Босова, А.Ю.Босова – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Облачные технологии [Электронный ресурс]//Википедия. – Режим доступа:
Зверева Ю. С. Информатизация высшего образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 6-2 (85). С. 63–66.
Карпутина А. Ю. Образовательная робототехника // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12. URL:
Карчевский В. П., Карчевская Н. В. Педагогика роботов. URL: https://ru.wikiversity.- org/wiki/
Кушнир М. Сборка по цифровой образовательной среде. URL: http://- medwk.blogspot.com/2017/05/digEdu.html
Пермяков А. Ф., Храпаль Л. Р. Андроидная педагогика как инновационное направление современной педагогической науки // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 208–211.
Пермяков А. Ф., Храпаль Л. Р. Идеи уникального научного проекта «Андроидная педагогика» в условиях развития робототехнического направления в научной и образовательной системах России // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 10–16.
Шилова О. Н., Юрков А. В. ИКТ и инновационная образовательная система – ключевые факторы конкурентоспособности университетов мирового уровня // Прикладная информатика. 2017. Т. 12. № 6 (72). С. 50–57
Голубев, О.Б. Использование «облачных» сервисов при обучении информатике [Текст]: О.Б. Голубев, // Сборник научных статей конференции «Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии», ВГПУ – Выпуск 1. – Вологда, 2013. – С. 45
Хуторская Л. Н. Информационная педагогика // Эйдос. 2002. 25 августа. URL: http://www. eidos.ru/journal/2002/ 0825