Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры у школьников младших классов

2
0
Материал опубликован 19 October 2022 в группе

























ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ























ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….. 5

1.1. Понятие здоровьесберегающих технологий…………………………

1.2. Возрастные особенности младших школьников в современных условиях…………………………………………………….…………………

1.3. Особенности организации занятий физической культурой в младшей школе с применением здоровьесберегающих технологий….....…………………………………………………….…………

Заключение по I главе ………………………………………………………..

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …………..

2.1. Методы исследования …………………………………………………...

2.2. Организация исследования ……………………………………………...

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ….

3.1. Методика проведения занятий физической культуры у младших школьников с применением здоровьесберегающих технологий ….

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………… ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….

















ВВЕДЕНИЕ

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Актуальность. Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах [25].

Одним из направлений реализации этой задачи является реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями [25].

Проблема исследования. Очевидным становится существенное ухудшение здоровья обучающихся, которое связано, прежде всего, с возрастанием объема и усложнением учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием детей, наличием частых стрессов, а также их несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства.

В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Данные технологии направлены на укрепление, сохранение, а также формирование здоровья обучающихся. В самом общем виде под здоровьесберегающими технологиями понимают все те психолого- педагогические технологии, методы и программы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии способствуют рациональной организации учебного процесса таким образом, чтобы он соответствовал возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, а также гигиеническим требованиям. В настоящее время в образовательных учреждениях выявляются некоторые проблемы, которые связаны с использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным и здоровьесберегающим, общее несовершенство учебных программ и образовательных технологий, несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение гигиенических требований в процессе организации образовательного процесса, неправильное питание и недостаток двигательной активности обучающихся. Особенно актуально решение данных проблем в рамках начальной школы.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что здоровьесберегающие технологии являются целесообразными в рамках урока физической культуры в начальной школе.

В связи с этим цель работы – теоретическое обоснование и организация опытно-поисковой работы по организации сохранения здоровья учащихся начальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в младшей школе.

Объект исследования – образовательные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры у младших школьников.

Предмет исследования – потенциал применения образовательных здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать методику занятий физической культурой у младших школьников

Методы исследования: теоретические (теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, количественный и качественный анализ данных).



Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает в себя 30 источников. Текст работы изложен на страницах.

Теоретико-методологическая основа исследования – проблема обеспечения здоровья обучающихся в образовательном процессе раскрыта в работах Г. К. Зайцева, Л. Г. Татарниковой, Ю. Л. Варшамова, В.Ф. Базарного, Л.П. Уфимцевой, В.А. Гурова, Э.Я. Оладо, Н. К. Смирнова, И.Ю. Глиняновой, Е.А. Шульгина, Т.А. Солдатовой и др. Вопросам использования здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками уделяли внимание Г.Л. Апанасенко, Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураева, Э.М. Казина, А.И. Федорова, Н.Э. Касаткина, Г.И. Тушина, А.А. Сидоренко и др.

Практическая значимость – разработанный педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий младших школьников» может быть использован в практической деятельности учителей начальной школы по сохранению здоровья обучающихся.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Понятие здоровье сберегающих технологий

Существует более 60 определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Академик В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая» [19]. Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей образовательных учреждений.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою историю.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены

в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и пред­ложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здо­ровье и физическое развитие учащихся [30].

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определя­ющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в XVIII веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний «Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…» [19]

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [9].

В основе понятия «здоровый образ жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающийся в единстве с природными и социальными условиями [5]. В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея А. И. Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в сотворяемой им культуре [10].

1.2. Возрастные особенности младших школьников в современных условиях.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Обучение в школе должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза.

Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

на 50% - от образа жизни;

на 25% - от состояния окружающей среды;

на 15% - от наследственной программы;

на 10% - от возможностей медицины.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении [3].

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровье сберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма.

1.3. Особенности организации занятий физической культурой в младшей школе с применением здоровьесберегающих технологий

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества [11]. Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь [7].

По мнению Г.К.Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) [15]. Внедрение обновленных ФГОС НОО расширяет возможности использования технологий для всестороннего развития личности [13,24,29]

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Здоровьесберегающие технологии закреплены в стандартах, как для детей нормы, так и для детей с ОВЗ [8].

Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Регулярные физические нагрузки направленного характера с увеличенным дозированием и интенсивностью влияют на повышение уровня физической подготовленности и физического развития, ускоряют метаболические процессы в работе организма [2]. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. Физкультура – важный урок.

Содержание первоначальных представлений, формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни, распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием, контролировать физические нагрузки. Педагог, преподающий физическую культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления физического, социального и психологического здоровья [9].

Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни [23]. Знакомясь с видами спорта и подвижными играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует успешной социализации [20].

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

- соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности;

- осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности, использование разнообразных методов и форм обучения;

- рациональное чередование двигательных и статических нагрузок;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах;

- использование наглядности;

- использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии;

- создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося;

- стимулирование положительной мотивации к обучению;

- развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья;

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы [30].

«Здоровьесберегающие технологии» — это реализация профилактических мероприятий с детьми, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников. Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека [27]. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья школьников. По результатам медицинских осмотров только 20–30 % первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым стал поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в школе. Для учителя руководством к педагогической деятельности является «портрет выпускника младшей школы», в котором одной из значимых характеристик является соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Научным отцом» самого понятия здоровьесберегающих технологий стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей. Под термином педагогические технологии понимается набор конкретных практических психологических и педагогических шагов, воспитательных мер и действий, обеспечивающих достижение целей по образованию и развитию личности ребёнка. Педагогическая технология включает: совокупность базовых научных психолого-педагогических установок, которые учитывают особенности возрастных возможностей ребёнка и грамотное распределение учебной нагрузки; условия и содержание образовательного и воспитательного процесса, предусматривающие создание благоприятной для школьника атмосферы, отсутствие стресса и адекватность предъявляемых к нему требований; практические средства и методы реализации образовательного процесса, ориентированные на индивидуальные интеллектуальные и эмоциональные особенности каждого ребёнка и обеспечивающие достаточную двигательную активность воспитанников.

Для ребёнка здоровьесберегающие технологии это в первую очередь:

воспитание внутренней потребности осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью и человеческой жизни в целом;

формирование знаний о здоровом образе жизни;

обучение практическим навыкам оказания элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Для взрослых — способствовать формированию валеологического сознания у ребёнка, сохранению здоровья педагогов, организации просветительских лекций и семинаров для родителей [6]. Потребность в здоровьесберегающих технологиях должна подразумевать пропаганду здорового образа жизни, воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника [17]

Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов.  Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – обучающихся); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.

         Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

    - гигиенические факторы;

    - оздоровительные силы природы;

    - средства двигательной направленности.

    Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Преподаватель видит явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону (температурный режим, освещение, санитарное состояние зала, личная гигиена обучающихся и т.д.).

     Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Большое значение для здоровья обучающихся имеет проведение уроков физической культуры на свежем воздухе. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д. Это способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год. Наибольшая часть программного материала по физической культуре проводится на свежем воздухе: в летний период – легкая атлетика, спортивные игры, плавание; в зимний период – лыжная подготовка.

     Самым важным условием   является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

     При проведении уроков физической культуры необходимо:

- использовать различные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений), практические (выполнение двигательного действия, самостоятельная и индивидуальная работа);

-применять различные приемы: работа в парах, тройках, командах; самостоятельная работа; дифференцированный подход; объяснение; показ; контроль состояния здоровья обучающихся;

  -использовать следующие способы организации учебной деятельности:

фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),

групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами);

индивидуальный (отдельные обучающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их);

поточный (обучающиеся выполняют упражнения друг за другом).

     -  для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использовать:

современные образовательные технологии;

комбинирование методов, приемов физического воспитания;

межпредметные связи;

нетрадиционные уроки;

работу с одаренными детьми;

внеклассные формы физического воспитания.

       Одним из средств эффективного обеспечения нового качества образования обучающихся является использование преподавателем физической культуры современных образовательных технологий.  

   

Игровые технологии

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе, она осуществляет социализацию ребенка [21]. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.   Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть.  Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

            Особое внимание нужно уделять подвижным играм на начальном этапе обучения, так как в этот период закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» можно использовать подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» -  игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами спортивной гимнастики. На уроках лыжной подготовки использовать и проводить подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов [14].

  Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока.

Технология адаптивной гимнастики

      Адаптивная гимнастика в системе физического воспитания необходима для специальных медицинских групп, а также с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Однако учащиеся, входящие в основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально коррекционных занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки.                                                                                                                  

     Упражнения, которые предлагаются данной гимнастикой, направлены на исправление осанки; на снятие у обучающихся переутомления, возбуждения через выполнение статических и психофизических упражнений; на укрепление позвоночника.

Динамика изменений физического состояния учитывается при индивидуальной работе с обучающимися.

Технология групповой деятельности

     Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, зарождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

    Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием [20]. Показателем успешности применения данных технологий на уроках являются высокие результаты в соревнованиях.

   Для создания здоровьесберегающего пространства необходимо комбинировать игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности обучающихся, не допускаю переутомления, направлять их действия и контролировать нагрузку.

        Необходимо обучать сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений, ведб систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает   интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно. При выборе методов и приемов необходимо учитывать общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, обращать внимание на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учить анализировать и оценивать их. Много внимания требуют и домашние задания. Благодаря комплексам домашних заданий им обучающиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования.

     Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов.

     Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

             Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

      Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность ребят.

     С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения обучающиеся знакомятся при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг - (окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ. Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт обучающегося и приобретённые знания, и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.

Нетрадиционные уроки

   Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья с применением адаптивной гимнастики [26]. На уроках здоровья, обучающиеся делятся на группы. В группах слабых обучающихся следую принципам и нормам предоставления таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки.  Нужно использовать физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие обучающихся, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. (например, ходьба по узкой опоре; гимнастической скамье; ходьба на носках, на пятках, внешней и внутренней стороне стопы укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

          Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного обучающегося[12].



Заключение по I главе

Формирование привычки грамотного и заботливого отношения к собственному организму, уважения к здоровому образу жизни начинается с раннего детства. Здоровый, полный сил и энергии ученик с энтузиазмом включается в деятельность, он активен и жизнерадостен, поэтому тема применения методических идей и практических форм работы, обеспечивающих сохранность здоровья детей, расценивается как важнейшая в современном образовании.

Социальный заказ общества, состоящий в воспитании здорового гражданина, к сожалению, входит в противоречие с несовершенством системы сбережения потенциала детского здоровья в реальной школе и низком уровне профессиональной подготовки учителей в вопросах здоровьесберегательных технологий.

Причины некомпетентности учителей в вопросах здоровьесбережения:

недостаточная обеспеченность учителей новинками методической литературы;

низкий уровень социальной работы, ориентированной на осознание и принятие педагогами на себя ответственности за новую сферу профессиональных обязанностей.

Поэтому проблема эффективности системы сохранения и укрепления здоровья учеников и освоения инновационных педагогических технологий именно в этом направлении может и должна стать востребованной и перспективной в качестве темы по самообразованию учителей. Внутришкольная политика здоровьесбережения, проводимая по инициативе администрации школы и педагогического коллектива, может получить дополнительное развитие в направлениях, использующих межпредметные связи.

Учебный предмет «Физическая культура» в современной начальной школе уже давно перестал быть второстепенным, потому что собственное здоровье- такая же ценность, как знания, кругозор и интеллект [3]





ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое тестирование.

Анализ научно-методической литературы

В ходе подготовки данной работы было изучено 35 источников литературы, где были рассмотрены следующие вопросы: понятие о здоровьесберегающих технологиях; о возрастных особенностях младших школьников; об особенностях организации занятий физической культурой с применением здоровьесберегающих технологий.



Педагогическое тестирование

Педагогическое тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Физическая нагрузка – это интенсивные и энергичные упражнения, выполняя которые человек повышает уровень физического развития. Человек выполняет физические нагрузки, чтобы поддержать здоровье, поскольку нагрузка помогает всем системам организма функционировать правильно [28].

Нагрузки необходимы любому человеку, потому что низкий уровень активности приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья человека. Более того, человек начинает быстрее уставать, поскольку организм старается тратить энергию экономно [22].

Физические нагрузки тренируют сердце и со временем частота сердечных сокращений в состоянии покоя уменьшается, это значит, что увеличилась мощность каждого удара сердца. Сердце натренированного человека лучше обеспечивается кровью, поэтому человек приспосабливается к нагрузкам.

При нагрузках и активных действиях сердце качает кровь в 2 раза быстрее обычного, при этом частота сердечных сокращений увеличивается втрое. При правильных регулярных нагрузках увеличивается объём сердца, его работоспособность растёт.

ЧСС

Частота сердечных сокращений – это показатель скорости биения сердца. В среднем в состоянии покоя частота сердечного ритма составляет от 60 до 80 ударов в минуту.

Для измерения в состоянии покоя сядьте на стул и расслабьтесь. Попробуйте измерить пульс:

Сложите вместе указательный и средний пальцы правой руки;

Приложите их к выступающему хрящу (кадыку) спереди шеи;

Сдвиньте пальцы в сторону до углубления в шее, почувствуйте пульсацию;

Включите секундомер или засеките 1 минуту на часах с секундной стрелкой;

Считайте пульс в течение 1 минуты.

Нормальный пульс в состоянии покоя должен быть от 60 до 100 ударов в секунду.

Контролировать пульс во время тренировки нужно, поскольку если заниматься слишком активно, то пульс может превысить допустимую верхнюю границу, а это опасно для здоровья. Значения границ пульса для тренировок изменяются с каждым годом жизни (верхняя граница снижается).



t1666161316aa.jpg

ЖЕЛ

Спирометр позволяет проводить исследования спокойного и форсированного дыхания. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – показывает объем, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха.  Его снижение указывает на уменьшение объема легких или наличие препятствия для выхода воздуха, в том числе связанного со спазмом бронхов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1.Подготовить к работе спирометр и проверьте его работу:

2.Работа с объектом исследования:

предложить пациенту сделать МАКСИМАЛЬНЫЙ ВДОХ, зажать нос и МЕДЛЕННО сделать МАКСИМАЛЬНЫЙ выдох

3.По шкале на боковой части аппарата определить объем выдыхаемого воздуха;

4.Полученные результаты записать.

Пробы Штанге и Генча

Проба с задержкой дыхания
Проба с задержкой дыхания используется для суждения о кислородном обеспечении организма. Она характеризует также общий уровень тренированности человека. Проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генча). Оценивается по продолжительности времени задержки и по показателю реакции (ПР) частоты сердечных сокращений. Последний определяется величиной отношения частоты сердечных сокращений после окончания пробы к исходной частоте пульса.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге).
Необходимое оборудование: секундомер,  (носовой зажим). Порядок проведения обследования.  Проба с задержкой дыхания

на вдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

менее 39 сек - неудовлетворительно;
 40-49 сек  - удовлетворительно;
свыше 50 сек - хорошо.


Показатель реакции (ПР) частоты сердечных сокращений, определяется величиной отношения частоты сердечных сокращений после окончания пробы к исходной частоте пульса. ПР у здоровых людей не должен превышать 1,2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча).
Необходимое оборудование: секундомер,  (носовой зажим). Порядок проведения обследования.  Проба с задержкой дыхания

на выдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

менее 34 сек - неудовлетворительно;

35-39 сек     - удовлетворительно;

свыше 40 сек - хорошо.


Показатель реакции (ПР) частоты сердечных сокращений, определяется величиной отношения частоты сердечных сокращений после окончания пробы к исходной частоте пульса. ПР у здоровых людей не должен превышать 1,2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.







2.2. Организация исследования

На первом этапе январь-апрель 2022 г.) проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования, сформулированы цель, задачи исследования, определены методы исследования.

На втором этапе (апрель 2022 г.) подобраны тесты для оценки эффективности занятий занятий физической культурой с применением здоровьесберегающих технологий у младших школьников; сделаны выводы; оформление курсовой работы для защиты.

ВЫВОДЫ

Анализ научно-методической литературы показал, что использование здоровьесерегающих технологий в образовательном процессе, повышает успеваемость по предмету, уровень интереса учащихся, мотивацию к соблюдению здорового образа жизни, положительную динамику состояния здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии должны обязательно использоваться в процессе оздоровления обучающихся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах. Рациональное использование здоровьесберегающих и современных инновационных технологий способствуют полноценному развитию молодежи.































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адамова Л.К., Кылаева В.И. Совершенствование системы физического воспитания детей в ДОО; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 20-23.

Андреев В.В., Фоминых А.В., Коновалов И.Е., Солодухина Л.Г. Комплексная коррекция физической подготовленности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 7. № 2. С. 114-121.

Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Арпентьева М.Р. Проектирование в системе психологического анализа учебного спортивного занятия; сборник  материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 46-53.

Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2003, с. 49-60.

Арутюнян Т.Г. О воспитательных функциях тренера и применение их на практике; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 53-56.

Божко Е.А. Здоровьесберегающая среда как средство формирования функциональной грамотности учащихся; сборник материалов региональной научно-практической конференции: Функциональная грамотность. Уроки жизни, редколлегия: М.В. Дюжакова, А.В. Калагастова. Воронеж, 2022. С. 179-184

Бобошко И.Ю. Здоровьесберегающие технологии ФГОС НОО с ОВЗ в сравнении с ФГОС НОО; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 148-151

Бродникова Н.К. Воспитание скоростных качеств у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 72-74.

Брехман И.И. Валеология – Наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

Виноградова Н.Ф. Методическое сопровождение обновленного ФГОС НОО, начальное образование. 2022. Т. 10. № 1. С. 9-21.

Головко Н.Л. Профессиональная позиция педагога как условие партнерства семьи и школы; сборник статей Всероссийской научно-практической конференции: Наука молодых - будущее России, Пенза, 2022. С. 190-194.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Примерная внеурочная программа спортивно – оздоровительной деятельности подростков. – М.: Просвещение, 2010.

Дьячковская А.И. Роль подвижных игр в процессе физического воспитания младших школьников; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 200-204.

Зубкова Е.А. Реализация ООО НОО через организацию внеурочной деятельности; сборник статей Международной научно-практической конференции: Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике, Уфа, 2022. С. 63-66.

Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Колбасова И.В. Отношение к здоровьесберегающим технологиям будущих учителей; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 281-283.

Кочурова Н.О. Особенности воспитания и обучения коллектива младших школьников в поликультурной образовательной среде. Вызовы времени и ведущие мировые научные центры, сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Уфа, 2022. С. 112-115.

Лапыгина О.В. Роль и значение физической культуры как социального феномена общества; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 312-316.

Левченко А.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста; сборник материалы международной научно-практической студенческой конференции с участием профессорско-преподавательского состава: Актуальные проблемы начального и дошкольного образования: онлайн-формат, редколлегия: М.А. Лукина, С.А. Сеина, С.В. Супряга (отв. ред.). Курск, 2022. С. 234-238.

Логинов В.Н., Диодорова С.С. Подвижные игры в основе использования элементов игры в футбол как средство физического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 323-326.

Матвеев А.П., Назаркина Н.И. Двигательная активность и двигательный режим учащихся младшего школьного возраста, Велес. 2016. № 10-1 (40). С. 93-98.

Мурзакаева Ф.Г. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Уфа, 2017, 280 с.

Мусс Г.Н. Потенциал учебных предметов в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, Начальная школа. 2022. № 1. С. 5-11.

Ноговицына М.Н. Исследование биометрических свойств учащихся спортивной школы; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 374-379.

Ольга В.Л. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 309-312.

Олесов Н.П. Воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся на основе этноориентированного подхода в условиях цифровой образовательной экосистемы. Цифровая экосистема педагогического образования. Актуальные вопросы. Достижения. Инновации.  Санкт-Петербург, 2022. С. 114-130.

Петрова А.А. Влияние урока физической культуры на работоспособность младших школьников; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 407-409.

Поздеева С.И. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 191-193.

Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012.

Сивцева Т.И. Роль и значение физической культуры как социального феномена общества; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 472-474.

Толстой Л.Н.Педагогические воззрения // – URL: http://tolstoyschool.com/pedagogicheskaja-dejatelnost-tolstogo/pedagogicheskie-vozzrenija.html

Цветкова Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в образовательной среде; Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 104-107.

Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru

Штайн И.В. Потенциал семьи в физкультурно-спортивном воспитании школьников и исследование егопрактической реализации; сборник материалов II всероссийской научной конференции: Физическая культура, спорт, наука и образование, под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 580-584.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации