Научно-исследовательская работа «Здоровьесберегающие технологии в сфере физической культуры младших школьников»
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время актуальными вопросами являются здоровьесбережения
участников современного процесса в условиях образовательного процесса.
В последние годы становится очевидной необходимость радикальных изменений в стратегии достижения здоровья человека. В основе её – формирование концепции здоровой личности, создание необходимых условий для её самопознания, саморазвития и самореализации.
С рождения необходимо включение самого человека в процесс формирова-ния здоровья, потребности в новом образе жизни, заинтересованности и активности в самопостроении и самосовершенствовании.
Речь идёт о новой концепции образования - « здравотворческой », в основе которой адаптивная природа образования в контексте парадигмы: «здоровье человека-здоровье общества - здоровье природы». Не воспитав осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у человека при рождении. Необходим переход воспитания человека к другой парадигме: «забота о здоровье – обязанность каждого ».
Всё вышесказанное говорит об актуальности выбранной нами темы.
Объект исследования: процесс здоровьесберегающих технологий в сфере
физической культуры на уровне младших школьников.
Предмет исследования: физкультурные занятия как средство здоровье-
сберегающих технологий.
Цель: Определить степень влияния здоровьесберегающих технологий
физической культуры на учащихся.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи:
- изучить литературу по заявленной проблеме;
- рассмотреть теоретические понятия здоровьесберегающих технологий;
- выявить, какова роль физкультурных занятий в сохранении и укреплении
здоровья младших школьников;
- предложить гимнастические упражнения для укрепления мышц, подвиж-
ности в суставах; упражнения на осанку.
Практическая значимость исследования заключается в том, что при реше-
нии образовательных, оздоровительных и прикладных задач физической культуры формируются у учащихся знания, умения и навыки, которые позволят:
- расширить объём деятельности в области физической культуры;
- применять физкультурные навыки и знания в повседневной жизни;
- поддерживать физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
- чтение и анализ специальной литературы;
- изучение и анализ информации по предмету «физическая культура» из
классных журналов;
- беседа с классными руководителями и учителем физической культуры;
- синтез полученной информации.
Исследовательская работа включает в себя введение, две главы, заключение
и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы работы, уста-
навливается объект и предмет исследования; определяются цель и задачи рабо-
ты; описывается её структура, обозначаются методы исследования.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели основные понятия «образова-
тельных технологий педагогики здоровьесбережения»; их цель, задачи, прин-
ципы, средства. Раскрываются стратегии педагогической деятельности – воспи-
тание у детей мотивации на здоровье и формирование основ здоровой жизне-
деятельности на основе валеологической доминанты. Во второй главе, иссле-
дование образовательных технологий ф.в., результаты применения методов
исследования и вывод. В заключении приводятся выводы, к которым мы приш-
ли в ходе исследования названной проблемы. Список использованной литерату-
ры включает 6 источников, важных в теоретическом и практическом планах.
В конце работы приведены приложения, содержащие комплекс утренней гим-
настики, упражнения в парах и режим школьника.
Глава I. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий.
1.1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
В настоящее время такие понятия как «образовательная технология», «пе-
дагогическая технология», не имеют общепринятой трактовки, так как зачас-
тую слово «технология» ассоциируется, прежде всего, не с учебно-воспита-
тельным процессом, а больше с производственным процессом.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» -
- учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения
состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляе-
мых в процессе производства продукции (Советская энциклопедия, 1981 г.).
Таким образом, мы видим, что «технология» и чисто производственный термин, но, те не менее, он активно проникает в педагогическую сферу деятель-
ности. Важнейшие черты любой технологии – научное предвидение, прогноз,
программа, план.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение учащихся в условиях образования возможностью сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:
- образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспи- тания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигатель- ную деятельность).
- воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
- оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и
профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспо- собности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряжённым режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса).
- прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний,
умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению
школьников;
- принцип комплексного сквозного подхода;
- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и
здоровье окружающих людей;
- принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу;
- принцип аксиологического подхода; и др.
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Средства двигательной направленности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.);
- физические упражнения (без предметов, с предметами);
- танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения,
танец, музыкальное сопровождение);
- физкультминутки и подвижные перемены;
- эмоциональные зарядки и «минутки покоя»;
- гимнастика (оздоровительная, гимнастика, пальчиковая, корригирующая,
дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости );
- лечебная физкультура;
- подвижные игры;
- массаж, самомассаж;
- психогимнастика;
- тренинги и др.
2. Оздоровительные силы природы:
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- аромотерапия;
- ингаляция;
- витаминотерапия.
Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- личная и общественная гигиена;
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня;
- обучение детей элементарным приемам ЗОЖ;
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание
переутомления. [4]
1.2. Здоровая жизнедеятельность на основе валеологической доминанты.
В последние годы становится очевидной необходимость радикальных изме-
нений в стратегии достижения здоровья человека. В основе её – формирование концепции здоровой личности, создание необходимых условий для её самопоз-
нания, саморазвития и самореализации.
С рождения необходимо включение самого человека в процесс формирова-
ния здоровья, потребности в новом образе жизни, заинтересованности и актив-
ности в самопостроении и самосовершенствовании.
Речь идёт о новой концепции образования - « здравотворческой », в основе которой адаптивная природа образования в контексте парадигмы: «здоровье человека-здоровье общества - здоровье природы». Не воспитав осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у человека при рождении. Необходим переход воспитания человека к другой парадигме: «забота о здоровье – обязанность каждого ».
Разработка стратегически осмысленной системы непрерывного образования: семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы, составляющие компоненты которой ориентированы на формирование у детей валеологически обоснованного образа жизни, - является основной идеей этой концепции.
Значение системообразующего в этой системе приобретает педагогический компонент, сущность которого заключается в научении ребенка умению «активизировать личностные, потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности». Этот процесс требует специфических знаний родителей, воспитателей и непременно самого ребёнка. Только при таких условиях он сможет реализовать своё право на образование, не представляющее угрозы для здоровья.
Поэтому в основе этой концепции лежит валеологическая парадигма педагогической деятельности, в рамках которой возможно существование
ведущей идеи гуманизации образования - «созидание Человека».
Валеологическая основа реализации этой идеи состоит в том, что человек создает себя сам, включаясь в процесс познания на личностно приемлемом для него уровне. Иначе говоря, речь идёт о формировании у детей индивидуальной философии здоровья на основе знаний, умений и навыков, полученных в системе дошкольного и школьного образования. Решение данной задачи связано с переосмыслением педагогической деятельности на основе валеологической доминанты, разработки педагогических систем, построенных на приоритетах здоровья. Создать валеологическую доминанту можно только в результате специально организованного обучения, в ходе которого реализуются возможности каждого ребёнка.
Поэтому целью стратегии педагогической деятельности явилось воспитание у детей мотивации на здоровье и формирование основ здоровой жизнедеятель-
ности в системе: «семья - ДОУ - школа». Её основные задачи:
- формирование валеологической образованности и активности родителей;
- обучение родителей практическим умениям и навыкам оздоровления ребёнка
с рождения;
- обеспечение индивидуально – гармонического развития детей на основе
формирования компонентов здоровья;
- социальная адаптация ребёнка на этапах его индивидуального развития;
- формирование знаний и практических действий по овладению основами
здорового стиля жизни.
При разработке этой концепции я основывалась на принципах : гуманизации образования; природосообразности; интеграции валеологического и личностно ориентированного подходов в воспитании; креативности процесса обучения и воспитания; единства валеологической и физкультурной деятельности.
К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы физического воспитания. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не
занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя, наркомания и т. д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или
просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.[2]
Мы убеждены, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер.
Методологически значимо для реализации технологии обеспечения здоровой жизнедеятельности детей положение о доминирующих базовых потребностях. Согласно этому положению в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая для данного возрастного периода, определяющая «ядро личности», её поведенческую деятельность.
Относительно дошкольного и младшего школьного возраста ведущей является биологическая потребность в движении, проявляющаяся в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью в самоутверждении. Поэтому наиболее перспективно формирование основ здоровой жизнедеятельности в процессе занятий физической культурой, где в полной мере реализуется потребность в движении, столь ярко выраженная в детском возрасте. Именно на интересе детей к занятиям физическими упражнениями следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Физическая и спортивная культура ребёнка- тот фундамент, на котором формируются и здоровая жизнедеятельность, и здоровый стиль жизни.
Следует отметить, что первичные базовые потребности (как внутреннее побуждение, вызывающие активность организма) являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Постепенно под воздействием педагогических средств, создания предметно-информацион-
ной образовательной среды они перестраиваются и превращаются во вторич-
ные побуждения: действия детей по истечении времени становятся самомоти-
вированными. Причем согласно теории Д. Н. Узнадзе прочность такой установ-
ки зависит от частоты её возникновения, то есть формирование мотивации на здоровье возможно лишь на основе специально организованной целенаправ-
ленной работы по созданию у ребенка представлений о своем здоровье и
здоровье окружающих, освоению практических действий по обеспечению
здоровой жизнедеятельности.[1]
Удовлетворение базовых потребностей детей в процессе физкультурной деятельности должно стать главным условием индивидуально-гармоничного развития ребенка, формирования основных компонентов здоровья на всех этапах системы «семья – ДОУ – школа». Неудовлетворение этих потребностей, соответственно, будет приводить к замедлению их развития и ослаблению здоровья.
Однако, решив эту задачу в рамках традиционного подхода к физической культуре, который основан на принудительном формировании двигательных навыков и развитии физических качеств, на наш взгляд, невозможно. Эффект от командно-строевых методов, доминирующих сегодня на уроках физической культуры, к сожалению, противоположный. Через познание самого себя ребенок должен прийти к выбору своего способа двигательной активности и выработать на следующих этапах своего развития индивидуальный стиль физического самосовершенствования. Для этого нужны определенные условия и педагогическая здоровьеформирующая технология. Составляющими её компонентами должны стать:
1) информационно-познавательный (представления о своем организме,
способах укрепления собственного здоровья и окружающей среды);
2) творчески-деятельностный (практические действия, характеризующие
приобщение к ценностям здорового образа жизни);
3) потребностно-мотивационный (поведенческая деятельность ребенка по
обеспечению здоровой жизнедеятельности).
Показателями сформированности указанных компонентов приняты соответственно:
1) знания как результат освоения теоретического раздела программного
материала;
2) умения и навыки организации здоровой жизнедеятельности;
3) привычки как результат выполнения осознанных действий, характери-
зующих валеологически обоснованное поведение детей.[2]
Результаты оценки структурных компонентов данного образовательного
процесса явилось основанием для эффективной стратегии формирования
здоровья детей в процессе физкультурной деятельности.
Следует заметить, что все компоненты этой целостной системы находятся в тесной взаимосвязи.
К примеру, информационный компонент не означает механического заучива-
ния знаний. Он реализуется в познавательной активности, в организации дея-
тельностного подхода, направленного на включение ребёнка в процесс здраво- творения и здравосозидания. Рефлексивная творческая деятельность, направ- ленная на осознание своей ценности и индивидуальности, является ведущей в этой системе. Важным условием успешности этой деятельности выступает создание предметно-информационной образовательной среды, обеспечиваю- щей саморазвитие детей.
Концептуально значимы для моего исследования также данные, свидетель- ствующие, что валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Трём условиям личности соответствуют и три аспекта здоровья: физический, психи-
ческий, духовный. Физический резерв здоровья ребёнка формируется в процес- се его естественного роста и обусловлен уровнем развития органов и систем организма.
Педагогическими методами необходимо воспитывать у ребёнка отношение к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формировать знания и практические действия по обеспечению здоровой жизнедеятельности. Не воспитав у детей осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у ребёнка при рождении.
Обращение к сознанию через систему знаний о здоровом образе жизни и умений, выход на подсознание через формирование навыков и привычек здоровой жизнедеятельности представляется педагогической задачей, не получившей пока эффективного решения. С учётом этого актуальной становится проблема разработки и научного обоснования педагогической
технологии, позволяющей эту идею реализовать.[3]
Глава II. Исследование образовательных технологий физического
воспитания.
В МОУ СОШ №1 г.Бугуруслана нами была проведена исследовательская
работа. В этой школе до 2008г. в начальных классах вела уроки физической
культуры Анохина Раиса Дмитриевна (специалист I категории). Из беседы с
ней мы получили такие сведения:
За 10 минут до начала уроков в школе всегда проводилась гимнастика, на
больших переменах дети приходили в зал, чтобы выполнять броски б/мяча в кольцо, прыгали на скакалках, выполняли упражнения на пресс, играли в шашки или, кто мог, в настольный теннис. Проводили школьные соревнова-
ния между параллельными классами по различным видам физ. упражнений:
прыжки в длину с места, «челночный» бег и др. Интересно проходили массо-
вые спортивные мероприятия: «День здоровья», «Весёлые эстафеты» и др.
Фотографии лучших спортсменов были вывешены рядом со спорт. залом.
Но, всё же, более спортивные учащиеся – это те дети, которые с детского сада занимаются акробатикой в ДЮСШ у Троянова Сергея Александровича, отличаются хорошей физической подготовкой; гибкостью координирован- ностью, силой пресса, силой рук, прыгучестью. А с первого класса некоторые
учащиеся начинают ходить в спортивную секцию легкой атлетики, они также начинают отличаться хорошей физической подготовленностью.
Из классных журналов (листов здоровья) выяснилось, что из 25 учащихся
(в среднем) – до 10-12 детей имеют медицинские группы. В беседе с классными
руководителями мы узнали, что заболевания очень разнообразны, но, в основ-
ном, постоянного характера – это плоскостопье, миопия, сердечные заболева-
ния и др.
Проведя исследовательскую работу в МОУ СОШ № 1 города Бугуруслана
мы убедились в том, что как можно больше нужно привлекать учащихся к
занятиям физической культурой и во всех её формах; в спортивные секции и
кружки по общей физической культуре. Проводить беседы с родителями о
значимости физического воспитания и её аспектах.
Мы убеждены, целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:
- установкой на ценность собственного здоровья;
- приобретением знаний о своём здоровье и технологиях его индивидуального
накопления;
- овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими
здоровье;
- умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям
своего организма;
- созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного
здоровья.
При работе в школе я хотела бы провести такую методику физического воспитания, которая заключается в следующем:
- интериоризация ценности собственного здоровья как уникальной и
непреходящей;
- самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной
цели – сохранить и улучшить собственное здоровье;
- определение препятствий при реализации поставленной цели;
- самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути
созидания здоровья, включая стимулирование, и т. д;
- образовательный процесс, который обеспечивает индивидуальный подход к
особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов
в соответствии с уровнем его развития;
- введения в учебный план дополнительного урока физкультуры и
обязательного ежедневного динамического часа на свежем воздухе после
третьего урока; урока хореографии, на котором дети учатся созидать
жизненную энергию, формировать культуру движения, взаимодействовать
друг с другом;
- формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления
собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных
мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных
достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования
физического развития;
- получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового
образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
- создания оздоровительной системы физического воспитания с использова-
нием базовых форм:
а) уроков физической культуры;
б) выполнения домашних заданий по физкультуре;
в) самостоятельных тренировок любимым видом спорта
г) занятий ежедневной утренней гимнастикой и вариативных форм физического
воспитания, например таких как: гимнастика в школе до учебных занятий;
динамического часа на свежем воздухе; проведения подвижных игр на
переменах; занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования; семейных занятий спортивными увлечениями (походов, вылазок на лыжах, рыбалки, вечерних пробежек, семейных соревнований по теннису, подтягивание на перекладине и т. д).[3]
Заключение.
1. На основе исследования можно сделать вывод, что интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья, под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя.
2. Те учащиеся, которые заняты внеурочными занятиями в сфере физической культуры выполняют нормативы на отлично.
«Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного – самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам».
Список используемой литературы:
1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //
Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972, с. 7 – 44.
2. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное
обеспечение. – СПб.: Акдицент, 1997. – 92 с.
3. Голиков Н. Школа здоровья. – Тюмень: Вектор Бук, 2000, - 260 с.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.:ВАКО,2007.
5. Дереклеева Н.Н. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5
классы. - М.:ВАКО, 2004.
6. Физическое воспитание в I-IV классах общеобразовательной школы:
Под ред. Е.Н. Ворсина. – МН.: ПКИП «Асар», 1995.